Мусорная инженерия: как создают машины, дома и острова из отработанных материалов
[bigallery list="2088087"]
Оптимус Прайм со свалки
В свое время франшиза «Трансформеры» наделала много шума и обзавелась огромным числом фанатов. В Китае история о разумных роботах приобрела культовый статус и породила своего рода отдельный вид искусства: некоторые поклонники изготавливают копии персонажей из утилизированного металла. Один из самых успешных проектов по созданию трансформеров из мусора принадлежит фермеру по имени Жилин Ю и его сыну. На конструирование первой гигантской модели у семейного подряда ушло около трех лет. При этом авторы фигуры использовали исключительно металлолом и старый хлам со свалок.
Постепенно модели трансформеров от семьи Жилин становились все более сложными: они «научились» двигаться и даже пускать дым. Их создатели тем временем решили монетизировать свое увлечение. Ю с сыном начали конструировать роботов на заказ — чаще всего для обеспеченных коллекционеров. В результате необычное хобби превратилось в не менее необычный бизнес, который приносит порядка 160 000 долларов в год.
Однако предложение Жилин Ю — не единственное на рынке мусорных трансформеров. Например, Ли Лей из Шанхая также изготавливает, продает и сдает в аренду копии героев франшизы. В работе он использует подручные материалы, среди которых нередко оказываются вещи со свалок.
Самодельные трансформеры от китайских фанатов — не единственный пример того, как можно воссоздать кинотехнику из подручных материалов, даже из обычного мусора. Так, Адам Сэвидж и его команда собрали монструозные машины из постапокалиптического мира «Безумного Макса», используя только материалы, доступные героям фильма, то есть хлам со свалки. Но на этом эксперименты Сэвиджа не заканчиваются: ему еще предстоит соорудить штурмовой аппарат ZF-1 из фильма «Пятый элемент», воссоздать воздушный бой истребителей времен Первой мировой войны в компании Питера Джексона и повторить многие другие удивительные инженерные проекты — реальные и фантастические. Результаты его усилий можно оценить в программе «Дикие эксперименты Адама Сэвиджа» по вторникам в 22.00 на Discovery Channel.
Церковь из вторсырья
Чуть больше десяти лет назад по интернету разлетелась новость о необычной архитектурной задумке шотландского священника. Преподобный Кристофер Роу решил построить новое здание для церкви Колстон в Глазго, используя в качестве основного материала пивные банки. В общей сложности планировалось собрать около четырех тонн жестянок, а в дополнение к ним — 500 утилизированных покрышек и 300 промышленных поддонов. Роль коробки здания должны были выполнять 12 контейнеров для морских перевозок.
Преподобный Кристофер надеялся, что изобретенная им строительная техника не только позволит церкви избежать лишних финансовых затрат и сократить объем вредных выбросов в атмосферу, но также вдохновит общество вести более экологичный образ жизни. Удалось ли шотландцу воплотить свой план в жизнь, точно не известно. Последние новости о его проекте появились в 2012 году: на тот момент ему удалось собрать половину необходимых материалов, заручиться поддержкой местного населения и правительства — преподобный Кристофер даже получил грант на 42 809 фунтов стерлингов. Строительство должно было завершиться в апреле 2014 года, однако публичных заявлений об успешном окончании проекта не было.
Даже если задумка преподобного Кристофера все еще находится на стадии разработки, верный шанс увидеть церковь из мусора все равно есть. Вот уже более полувека Хусто Гальего занимается возведением собора в городе Мехорадо-дель-Кампо неподалеку от Мадрида. Церковь уже выглядит более чем впечатляюще, и с трудом верится, что все материалы испанец, которому сейчас 93 года, собирает на строительных свалках или принимает в дар, а план здания держит в голове. Высота собора превысила 40 метров, площадь составляет порядка 8000 квадратных метров. И хотя церковь дона Хусто еще нуждается в некоторых доработках, ее двери всегда открыты, и посетить ее может любой желающий.
Рай на бутылках
Британец Риши Сова дал шанс пластиковым бутылкам, найденным в океане, и превратил их в свой личный остров. Для осуществления своей затеи в 1996 году он отправился на пляж Сиполите в Мексике. На берегу Тихого океана он собрал тысячи пустых бутылок, наполнил ими несколько сеток и спустил получившуюся конструкцию на воду. Поверх пластика Риши постелил фанеру и построил себе небольшую хижину из древесины. К сожалению, местным жителям самодельный остров пришелся не по душе: они вызвали полицию, и британцу пришлось покинуть свое новое жилище.
Годом позже Риши предпринял вторую попытку поселиться посреди океана — снова в Мексике, но на этот раз в Пуэрто-Авентурас. Он опять собрал «фундамент» из бутылок, покрыл его бамбуком и фанерой и высадил на острове мангровые деревья. Так Риши обрел свой зеленый рай, но снова ненадолго. В 2005 году ураган «Эмили» уничтожил остров, который на тот момент состоял из 250 000 пластиковых бутылок и достиг размера 20х16 метров.
Оправившись от потрясения, Риши Сова приступил к строительству третьего острова — теперь в водах Исла-Мухерес рядом с Канкуном. Для создания острова, который британец назвал Джойкси, потребовались 100 000 бутылок, сформировавших плавучую подушку диаметром 25 метров. Добровольцы со всего мира помогли Риши обзавестись тремя пляжами, домом со стиральной машинкой, работающей на энергии волн, солнечными батареями и даже собственным водопадом.
Некоторое время назад Риши пришлось вернуться в Англию из-за проблем со здоровьем, но теперь он готов вновь переехать на свой остров.
Крошечные дома
Движение «Крошечные дома» (Tiny House Movement) особой популярностью пользуется в США, но и в других странах у него достаточно поклонников. Суть его заключена в названии: люди строят себе максимально компактные — и зачастую мобильные — дома. Они требуют гораздо меньших затрат на содержание, чем жилища стандартного размера, и куда более экологичны. Во-первых, для их строительства необходимо меньше материалов, а значит, природные ресурсы используются рациональнее. Во-вторых, обычно крошечные дома изготавливаются из безопасных для человека и окружающей среды материалов. Наконец, некоторые последователи движения создают дома мечты из того, что находят в утиле.
К примеру, крошечный дом Джона и Фин Керноган когда-то был пожарной машиной. Пара разобрала автомобиль на составляющие и нашла им новое применение. Так, крышки люков стали контейнерами. Нашлось применение старому пожарному шесту — теперь он, покрытый медной пудрой, используется как элемент интерьера. Фанера, найденная на свалке, покрывает пол, раковина из химической лаборатории стоит на кухне, амбарная дверь связывает дом с внешним миром.
Другая пара — Кэти и Энди из Англии — взяла за основу своего будущего дома прицеп для перевозки автомобилей. Остальные стройматериалы пара искала среди груд мусора, и весьма успешно. Для создания каркаса использовалась фанера; стекло для окон заменил поликарбонат; минеральная вата обеспечила дому теплоизоляцию. Там же, на свалках, Кэти и Энди нашли раковину, паркетную доску, водонепроницаемые материалы, болты и винты.
Крошечный дом в Техасе, известный как Breezeway, — прекрасный пример того, что внешность бывает обманчива. Все, что посетители видят снаружи, на 100% выполнено из переработанных стальных панелей, однако для создания интерьера хозяева наравне с экоматериалами использовали самые современные технологии. Так, стены кухни покрыты списанной древесиной, а наружу ведет гаражная дверь, но при этом в доме установлены акустическая система и скрытая панель с телевизором.
Мусор на дорогах
Нигерийский изобретатель Кеайндом Дуроя уверен, что созданное им транспортное средство поможет в борьбе сразу с двумя проблемами Лагоса: экологическим загрязнением и пробками на дорогах. Его автомобиль-амфибия собран из мусора, который Кеайндом находил на свалках. Обшивка кузова выполнена из листов дерева, пенопласта и металла, а внутри установлены офисное кресло, старая компьютерная клавиатура и руль от трехколесного велосипеда. Передвигаться на необычном автомобиле можно как по суше, так и по воде. Поэтому, если Кеайндому удастся осуществить свои планы и расширить производство, часть дорожного трафика можно будет перенести на местные реки.