Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова
Для cвоего нового спектакля Дмитрий Крымов собрал по-настоящему звездный состав. Роль Бориса исполняет Тимофей Трибунцев, Марину Мнишек поочередно играют Виктория Исакова, Паулина Андреева, Ксения Раппопорт и Мириам Сехон, в роли Лжедмитрия тоже выступает женщина — актриса Мария Смольникова, Василия Шуйского играет Михаил Филиппов. Среди артистов, изображающих бояр, официантов, обслуживающих праздничный банкет, и женский академический хор «Москворечье», многие — из Мастерской Дмитрия Брусникина.
Дмитрий Крымов впервые работал в нетеатральном пространстве. Музей Москвы предоставил для спектакля огромное количество артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова: их можно посмотреть до начала представления. Стены музея хранят память о былой Москве, и именно здесь драматические события пьесы обретают особую символику. Хотя спектакль Крымова — вне времени и истории. Все происходящее вполне вписывается в любую эпоху, и больше всего напоминает наше время, ностальгирующее по советской эстетике. Вот приходит новый государь, все благоговеют перед ним, присягают на верность, а потом начинают интриговать и строить козни за его спиной. Знакомая история.
С текстом Пушкина режиссер обращается вольно: в написанный им сценарий лишь изредка вклиниваются отрывки из оригинального «Бориса Годунова», сохранена основная сюжетная канва, а в остальном же это совсем другая пьеса.
На сцене — одинокий красный рояль, ряд стульев для немых созерцателей, которые потом «преобразятся» в хор, на заднике — полукруглое окно, через которое видны заснеженные купола московского Кремля (сценограф и художник по костюмам — Анна Гребенникова). Стены Провиантских складов из красного кирпича добавляют колорита, а зрители сидят на своего рода трибуне в красных пластмассовых креслах, какие сейчас устанавливают на стадионах. Сбоку от основной сцены еще одна — запасная, на которой растянута волейбольная сетка. В этом пространстве работает и отдыхает царская «свита», отсюда выносят на сцену реквизит и выходят официанты: для всего этого обслуживающего персонала как будто нет разницы, что «подавать» — гробы с мумиями русских царей или бутерброды.
Весь спектакль построен как концерт, посвященный вступлению в должность нового царя Бориса, завершающийся только с его кончиной. Все время его правления укладывается в этот концерт, им начинается и им заканчивается. Дирижирует актриса Инна Сухорицкая в красивом парчовом кокошнике. Она то включает в программу классические произведения Бетховена и Шопена, то врубает ностальгические хиты «В парке Чаир», то выдвигает на первый план хор, исполняющий для первого лица государства «Парней так много холостых» и Bésame mucho. Парад поздравлений Борису, сидящему спиной к зрительному залу, — это не только музыкальные номера, но и сбивчивые подобострастные речи бояр. Последним берет слово Василий Шуйский. В его пронзительном монологе «Я к вам пишу, чего же боле?» отражается, кажется, вся боль русского народа, обреченного на безответную любовь и унижения.
Борис в исполнении Тимофея Трибунцева поначалу, кажется, равнодушен ко всему происходящему. Личность, лишенная лица и характера, играющая отведенную ей роль по давно установленному сценарию. Он слегка разойдется, когда надо будет поклониться гробам, будет «бить челом» перед своими предшественниками, скабрезно пошутит по поводу некоторых из них, споет пару песенок, но в целом останется все так же безучастен. Внешне Борис Трибунцева напоминает действующего президента России, но ассоциируется скорее с собирательным образом правителя, наделенного безграничной властью.