Николай Николаев: «Активный гражданин», или Как подчинить решение воле меньшинства
Благодаря множеству допущений социологические опросы используются политиками и чиновниками, бизнес-структурами и общественными организациями, чтобы манипулировать общественным мнением. Чтобы продемонстрировать: именно их поддерживает население; именно их решения — наиболее нужные для людей; именно те проблемы, которые они поднимают, находят самый живой отклик у граждан.
Московский проект «Активный гражданин» стал в свое время очень показательной формой поворота властей к жителям. Он стартовал в середине 2014 года и достаточно быстро стал популярен — прежде всего за счет агрессивной рекламы и хорошо выстроенной системы мотивации.
Правительство Москвы выносит на этот «электронный референдум» тот или иной вопрос в формулировке, которую считает целесообразной. Граждане выражают свою волю, после чего в соответствии с ней чиновники принимают решение. Чтобы москвичи не разбрасывались волей просто так, их мотивируют, предлагая за участие в голосованиях баллы, которые можно потратить на городские услуги, а также призы и подарки.
Надо сказать, что по странному стечению обстоятельств абсолютное большинство инициатив московского правительства находит «единодушную поддержку москвичей».
Начинается все с самого факта регистрации и предоставления права участвовать в голосовании. Регистрацию может пройти любой желающий, для чего достаточно указать номер мобильного телефона, на который приходит СМС с кодом доступа. Все! Вы можете принимать участие в общегородских голосованиях — «электронных референдумах». Заодно, вероятно, вы получаете и статус москвича, так как зарегистрироваться может любой обладатель российского мобильного номера. Более того, если у вас несколько номеров, вы вполне можете зарегистрироваться несколько раз.
И хотя на сайте указывается количество принявших участие в голосованиях, нет ни слова о репрезентативности этой выборки.
1990-е годы. Помню, как в Москве громили памятники коммунистических героев и вождей, подвешивая их за шею подъемным краном. Тут и там стали появляться таблички с «новыми» старыми названиями улиц, что вызывало бурные дебаты, так как люди разрывались между желанием оставить знакомые с детства названия и осмыслением того, что за ними кроется идеологическая подоплека…
И если в центре городов переименование часто имело простое формальное обоснование — улицы и станции просто «приводили в соответствие» с историей, то вот споры вокруг названий объектов, которые появились уже в советские времена и с самого начала носили имена советских политических кумиров, продолжаются до сих пор.
В 2014 году телеканал НТВ со ссылкой на сообщение проекта «Активный гражданин» выпустил новость под заголовком «Москвичи проголосовали против переименования станции метро “Войковская”».
Вот это сообщение:
В опросе приняли участие 304 038 человек. 35% из них выступили за переименование станции метро «Войковская», 53% — против, еще 7% затруднились с ответом, 5% считают, что этот вопрос должны решать специалисты… Сторонники переименования считают, что Петр Войков, в честь которого названы станция и район, оставил негативный отпечаток в истории России из-за его роли в убийстве царской семьи. Противники переименования считают нужным сохранить привычное нескольким поколениям москвичей название, а также называют ненужными расходы на смену названия.
Насколько результаты этого голосования отражают взгляды москвичей? И на чье мнение реально опирались чиновники, которые принимали окончательное решение?
Как сказано, в опросе приняли участие 304 038 человек.
Во-первых, мы не знаем, все ли эти люди — москвичи, так как проголосовать могли и жители других городов — 7,037% опрошенных были зарегистрированы с номерами телефонов не Московского региона.
Но, допустим, в голосовании приняли участие только москвичи. Согласно официальной статистике, численность постоянного населения Москвы на 1 января 2015 года составила 12 184 015 человек. Получается, что всего были опрошены 2,49% жителей города. А это уже не отвечает принятым в мире условиям референдума…
Кто эти люди? Мы можем узнать это из того же годового отчета проекта «Активный гражданин».
80% участников проекта — от 18 до 44 лет. То есть из опроса «выпали» большинство горожан 45 лет и старше. А это значительная доля москвичей, голос которых, получается, просто не учитывался. При том что именно для этих людей проблематика «советского наследия» наиболее актуальна. Для молодых людей Ленин, Сталин, а уж тем более Войков и другие — не более чем абстракции.
Можно также смело сказать, что все опрошенные — люди достаточно состоятельные, чтобы иметь смартфон или компьютер, и обладают навыками использования интернета.
В результате в голосовании участвовала в основном молодежь: активные интернет-пользователи с достатком, позволяющим владеть смартфоном или компьютером. Согласитесь, что это уже не все москвичи!
Теперь посмотрим, какова мотивация голосовавших в проекте «Активный гражданин». В то время для привлечения к участию в опросах пользователям мобильного приложения присваивались баллы, которые можно было обменять на парковочные часы (в тот период как раз шло активное распространение платных парковок), проездные билеты, билеты в театр, сувениры и прочее. Чем чаще принимаешь участие в опросах, тем больше у тебя баллов, которые можно обменять на вполне материальные блага.
Согласно тому же годовому отчету проекта «Активный гражданин», в 55,5% случаев люди предпочитали получить бесплатные парковочные часы — очень ценное поощрение для автовладельцев в Москве, где за несколько лет платные парковки от центра дотянулись до окраин столицы, включая спальные районы.
Вернемся к результатам голосования по вопросу переименования «Войковской». Против высказались 53% участников опроса, в результате чего это название до сих пор значится на схеме Московского метрополитена. Получается, что чиновники приняли такое решение на основании мнения группы молодых людей, не ассоциирующих имя Войкова с какими-либо историческими событиями или идеологическими спорами, более половины из которых были заинтересованы принять участие в опросе для получения бесплатных парковочных часов и достаточно обеспечены, чтобы обладать смартфоном и платить за мобильный интернет. И в целом эта группа составила 1,32% от жителей Москвы.
Как минимум возникает вопрос о легитимности принятого решения.