Уже имея почти 20-летний опыт работы в достаточно лояльной теле- и киноиндустрии, я впервые серьезно задумалась о сексизме по отношению к женщинам на управляющих должностях, только став руководителем крупной сети. И как ни удивительно, он шёл не сверху, а снизу: у меня была поддержка со стороны инвесторов, но команда была разбита на несколько лагерей. Я видела, как трудно дается некоторым коллегам-мужчинам работа со мной. Я оказалась в ситуации, когда я должна была доказать им, что не просто так занимаю эту должность. И если с женской половиной мы довольно быстро решили, с кем мы двигаемся дальше вместе, а с кем расстаемся, то со стороны некоторых мужчин-коллег я встретила пассивно-агрессивное поведение. 

Мужчины несколько тысячелетий руководили странами, компаниями, семьей и только по праву прошлого, а не своего опыта ,многие продолжают считать женщин неспособными к управлению. В своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» Юваль Харари говорит о том, что совершенно непонятно, почему у людей сложилось патриархальное общество. Этому нет никаких научных, биологических объяснений. Все существующие различия в силе, восприятии — это результат, но никак не причина. 

Что касается коллег, я хотела бы, чтобы по законам психологии их восприятие было их проблемой. Но, увы, оно влияло на результаты работы: они не учитывали моих комментариев, скептически относились ко всем начинаниям, а когда дело доходило до оценок результатов, обижались, чем окончательно ставили меня в тупик. Сейчас в компании остались только прогрессивные люди, для которых не существует вопроса пола и возраста. Потому что компания — это не человек. Компания — это дело, в которое верят все. И тогда бизнес заработал на совсем других скоростях. Сейчас в нашей команде естественное соотношение мужчин и женщин — 50/50. При этом финансовый директор и один из лучших киномехаников у нас — женщины. А директор по персоналу — молодой мужчина. Они очень эффективны на этих позициях. 

Кстати, согласно отчету Credit Suisse Research Institute от октября 2019 года, который анализирует 3000 компаний в 56 странах (30 000 руководящих позиций), самый низкий процент женщин, входящих в состав советов директоров компаний, как раз в России (5,7%), и он падает (4 года назад он составлял 6,5%). Самые высокие показатели — во Франции (44%), Норвегии (40,9%), Швеции (35%) и Италии (33,1%), что неудивительно: в этих странах действуют официальные квоты, определяющие число женщин на руководящих позициях. Самый большой рост за последние 5 лет показали Малайзия, Франция, Австралия, Германия и Австрия (между 9,4% и 12,8%). Наиболее заметный рост без внедрения каких-либо регуляторных функций наблюдается в США (с 17,3% в 2015-м до 24,7% на текущий момент).

В одной из статей 2015 года New York Times писал, что «в крупных компаниях больше руководителей-мужчин по имени Джон, чем руководителей-женщин». В исследованиях отмечается, что женщинам чаще всего приходится сталкиваться с предубеждением, что они ненадежные партнеры, обладают недостаточной управленческой компетенцией и стратегическим мышлением. Но женщинам совсем необязательно обращаться к исследованиям за подтверждением — многие на своем опыте знают, насколько бывает сложно бороться с сексизмом в профессиональной среде, для которого, кстати, в западной прессе существует отдельный термин — glass ceiling, стеклянный потолок. Раньше мне казалось, что недоверие, а порой и пренебрежение — это просто отсутствие воспитания. С другой стороны, помню, однажды моего коллегу повысили в должности с комментарием, что «ну он же мужчина» (на самом же деле он был просто лучшим). И определение это было дано женщиной. Так не поддерживают ли женщины сами стереотипы, с которыми борются?

Один из главных трендсеттеров в ретейле Тадаси Янаи в недавнем интервью Bloomberg заявил, что во главе своей ретейл-империи он хотел бы видеть женщину. По его мнению, женщины более настойчивы, внимательны к деталям и обладают необходимым для его бизнеса чувством эстетики. Более того, Янаи намерен увеличить число женщин в топ-менеджменте до 50% и выше.

В исследовании Credit Suisse Research Institute отмечается, что за последние 12 лет число женщин, входящих в состав советов директоров компаний, увеличилось вдвое.

Но главное, как эта тенденция влияет на бизнес. В данном отчете пришли к выводу, что в компаниях, в топ-менеджменте которых процент женщин выше, отмечается рост возврата финансовых средств на 2,04%. Исследование S&P Global Market Intelligence, которое затронуло 6000 компаний, говорит о том, что компании под руководством женщин (CEO или CFO) были более успешными и сгенерировали для своих компаний прибыль в $1,8 триллиона долларов. В течение 24 месяцев после назначения женщины-руководители принесли своим компаниям шестипроцентный рост доходов и увеличили на 8% доходность акций по сравнению с мужчинами-лидерами.

Лично мне кажется, что эти показатели не обязательно говорят о бо́льшей эффективности женщин по сравнению с мужчинами. Скорее дело в том, что гендерное разнообразие обеспечивает баланс, вариативность мнений и точек зрения.

Профессиональные, целеустремленные и гибкие люди каждый день меняют этот мир, и уже никогда сексизм, шовинизм, и прочие угодливые «измы» не будут нормой. 

Когда мы с моим будущим мужем только начали встречаться и времени друг на друга очень не хватало, мы смеялись, что «вот встретились два директора. И один из них даже генеральный!» Генеральным была я.