Фото: Johanna Buguet/Unsplash
Фото: Johanna Buguet/Unsplash

Неамурные дела

«Не помогут ни ваши сорок килограммов, ни бросание курить, ни умение вкусно печь, ни прочитанные умные книжки, ни красота, если человек просто тебя не любит».

Подобными псевдомудрыми сентенциями полон интернет. Мол, «какой смысл тратить время на самосовершенствование, если люди любят друг друга просто так, ни за что и „несмотря на…“».

Наверное, самое поразительное из всего, что я наблюдаю в своем кабинете, это то, как люди относятся к любви. Это просто какая-то Древняя Греция и Древний Рим! Две тысячи лет прошло, а ничего не поменялось. Древние греки верили, что есть бог Амур или Эрот, который летает туда-сюда, помахивая крылышками, а когда ему нечего делать, стреляет из лука в прохожих, и у них внезапно случается острый приступ любви.

Именно так, как и две тысячи лет назад, относится к любви большинство людей, живущих в современном мире. Люди хотят верить, что есть мужчина, есть женщина и есть нечто третье — любовь, некая химия, амброзия, эфир, тайна, которые возникают между мужчиной и женщиной. И все. Качества мужчины и женщины для возникновения любви не имеют ровно никакого значения.

Более того, если любят за что-то — это не настоящая любовь. Любят несмотря ни на что, а не за что-то. Про безусловную любовь слышали? Так это именно она — любовь без каких-либо условий. Да, мой вес не сорок, а сто сорок килограммов, я курю, не умею вкусно печь, не читаю, не слежу за собой, ничего не делаю, но при этом меня не любят не потому, что не за что, а потому, что погода нелетная и все Амуры летают где-то в другом месте — сволочи мелкие.

И я хочу в двести пятьдесят восьмой раз сказать вам — это не так. Безусловной любви не бывает. Любят всегда за что-то. А это означает, что всегда можно научиться что-то делать, за что тебя обязательно кто-нибудь полюбит. Даже не вопрос. Не нужно ждать Амура. Самим стрелять нужно учиться.

Радость разочарования

Скажите, вы хотели бы всю свою жизнь или большую ее часть провести в состоянии околдованности или очарованности?

Помните сказку Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»? Маленький Якоб обидел старуху-колдунью на рынке, она его в наказание заколдовала, и он провел у нее в работниках полных семь лет. Затем случайно в кладовой у колдуньи он наткнулся на те самые травы, с помощью которых она его заколдовала, и очнулся от чар. Якоб побежал домой к матери, полагая, что проспал пару часов, а на самом деле прошло семь лет, он превратился в маленького карлика с длинным носом, и родная мать не узнала его. 

Вспомнили? Тогда давайте я еще раз задам первый вопрос: вы хотели бы провести часть своей жизни или всю жизнь в состоянии зачарованности, заколдованности, не понимая, что происходит и кто тебя окружает в реальности, и что ты делаешь, и зачем, и для кого? Не хотели бы? Я вас понимаю.

Тогда у меня к вам второй вопрос: вам случалось разочаровываться в ком-либо или в чем-либо, и любите ли вы разочаровываться? Случалось? Не любите? Я понимаю.

Помните, что сказал в «Гарри Поттере» Рон Уизли, который объелся конфет, вызывающих любовное очарование, после того, как профессор зельеварения расколдовал его: «Эти девчонки меня убивают». Вообще-то, если честно, Рон не прав. Не девчонки, не мальчишки, не мужчины и не женщины, а только лишь наша очарованность и наше неадекватное восприятие реальности. А если и не убивают, то, как минимум, сильно калечат нас и нашу жизнь. Часто годами.

И самые прозорливые из вас, возможно, уже догадались, куда я клоню. Каждый раз, когда мы испытываем разочарование, в этот самый момент мы снимаем с себя некое очарование, некое наваждение, некую околдованность. Разве не так? Так. Плохо это или хорошо? Мы вроде бы уже договорились, что хорошо. Приятно ли это? Нет, не приятно. Но это очень хорошо. Разочарование — это хорошо. Все знают фразу «Чтобы не разочаровываться — не нужно очаровываться». Согласен с ней полностью. 

А если все-таки очаровались кем-то или чем-то, а потом, слава Богу, разочаровались, то радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь, как бы больно вам в этот момент не было, потому что только теперь вы вернулись в нормальную, настоящую, реальную, живую жизнь. И она лучше любых грез.

Издательство: АСТ
Издательство: АСТ

Правило первобросания

Интересно, я когда-нибудь перестану удивляться бесконечному разнообразию человеческих заблуждений, иллюзий и фантазий, с которым сталкиваюсь в работе? Что только люди не придумают, чтобы своими руками отравить, испортить и разрушить свою жизнь! У меня никаких мозгов не хватает уследить за всеми безобразиями, которые клиенты учиняют в своей жизни. Еще ведь и сопротивляются, когда пальцем тычешь в глаз. «Так это нормально, — говорят. — Все так поступают». Это что, я один — идиот, что ли, получается?

Клиенты рассказывают, что оказывается, когда в хороших отношениях двух людей: юноши и девушки, юноши и юноши, девушки и девушки, мужчины и женщины, намечаются напряжение и разлад, очень важно успеть первой (или первому) его (ее) бросить, потому что будет «не так обидно». Мол, если тебя бросят первой — это унизительно, и поэтому в любых отношениях на всякий случай всегда нужно успеть бросить первой самой.

Что это? Представляете, работаю я с клиентом, и так получилось, что клиента не все устраивает в нашей совместной работе. Может такое быть? Конечно, может. Меня вроде бы все устраивает, я считаю, что мы нормально работаем, а клиента — нет. Он сомневается, может прекратить работу и (о, ужас!) уйти к другому психотерапевту. И что я должен сделать по логике, о которой я вам только что выше рассказал? Я должен успеть сам сказать клиенту, что не хочу с ним работать и выгнать его до того, как он уйдет от меня первым? Зачем? Чтобы потешить самомнение, что от меня никто никогда не может уйти и я должен нравиться всем? Бред ведь.

Поэтому мой совет таков. Если вас в отношениях все устраивает, но кажется, что партнеру что-то не нравится, не нужно спешить разрывать отношения, нужно попытаться понять, что происходит, что-то исправить, а если не получится, то, что ж, расстаться. И не важно, кто это сделает первым. Не нужно тешить свою манию величия.

Анекдот есть старинный про то, как Рабинович вернулся из Лувра и его спрашивают: Мону Лизу видел? — Видел. — И как? — А не понравилась. — А знаешь что, Рабинович, — говорят ему, — эта Мона Лиза нравилась уже стольким людям, что она может себе позволить не понравиться одному отдельно взятому Рабиновичу.

Будьте Монами Лизами, не бойтесь, что вас бросят, и не разрывайте на этом основании хорошие отношения, которые вас полностью устраивают. Вы можете себе позволить не понравиться какому-нибудь одному отдельно взятому Рабиновичу.

Стоит ли закрывать глаза на все

У меня на полке над бюро стоит старинная японская статуэтка, символизирующая мудрость: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю. Это одна из самых ценных и любимых мною вещей. Она досталась мне в наследство от любимой бабушки.

Смотря на этих трех обезьянок, закрывающих лапками одна — уши, другая — рот, третья — глаза, я часто думаю: «Полезно ли человеку знать полную правду о том, что происходит в его жизни? Или лучше иногда всего не знать — спокойнее будешь спать?».

Когда мне задают подобные вопросы, я всегда вспоминаю старую историю времен перестройки. Только-только начался интенсивный обмен опытом между российскими и зарубежными психологами, и среди всего прочего в Россию завезли модное тогда на Западе достаточно жестокое «развлечение». Руководителю компании помогали симулировать тяжелую болезнь или несчастный случай, а психологи в это время наблюдали за реакцией коллектива и оценивали поведение сотрудников.

И вот один бизнесмен заказал такую процедуру «проверки» для своего коллектива. В офисе установили скрытые камеры, поступила информация, и через час камеры зафиксировали, как в кабинет директора радостно врываются его жена и заместитель, бросаются друг другу в объятия, рыдают от счастья и долго потом пытаются открыть рабочий сейф.

Психологи смутились и осторожно поинтересовались у директора: хочет ли он получить результаты эксперимента? Директор настаивал. После просмотра записей он поблагодарил психологов и твердо сказал, что не имеет никаких претензий к их работе. И еще, что ни при каких обстоятельствах не хочет жить в ситуации, когда люди, которым он доверяет, за его спиной тайно желают ему зла.

Я часто вспоминаю об этом и всегда спрашиваю пациентов: уверены ли они, что хотят знать всю правду о том, что происходит в их жизни? И мнения разделяются: кто-то хочет, а кто-то — нет.

И я не уверен, что имею право давать вам по этому поводу совет. Я могу только высказать свою точку зрения. Не стану оценивать этичность поведения психологов — вопрос спорный. Скажу лишь о реакции директора. Мне она кажется правильной. Потому что самое большое количество проблем я вижу не тогда, когда люди смотрят на жизнь широко открытыми глазами, а тогда, когда они смотрят на нее глазами широко закрытыми, врут сами себе, избегают правды и тешат себя сладкими иллюзиями.

Хорошие отношения — это отношения, в которых нет тайн, которые могли бы их ухудшить.