Фото: Полина Зиммерман
Фото: Полина Зиммерман

Зарождение традиции

Традицией украшения рождественской ели мы обязаны двум великим реформаторам. Считается, что нарядная елка как главный символ Рождества возникла в немецкой культуре. По легенде, первым в истории придумал наряжать праздничную елку Мартин Лютер. В качестве украшений он использовал фрукты и сладости.

Благодаря Петру I ель превратилась в обязательный атрибут праздника в России. По приказу молодого царя Новый год стали отмечать 1 января, а не в сентябре, как раньше. Согласно новым правилам, горожане должны были украшать дома еловыми ветками.

До революции

Все те же немцы спустя столетие ввели в России моду на стеклянные елочные игрушки. Это был тяжелый люкс своего времени, причем тяжелый в прямом смысле слова. Шары и бусы для елок изготовляли не из прозрачного, а из толстого зеркального стекла. Новый элемент декора в домах Немецкой слободы привлек внимание царской семьи. Императрица Александра Федоровна организовала первую детскую елку в собственном дворце. Игрушки с елки она отдавала слугам в качестве подарков. 

У дворян наряженная елка приобрела популярность благодаря швейцарским кондитерам. К Рождеству они продавали елки, увешанные фонариками, пряниками и конфетами. Столичная элита, уже знакомая с немецкой диковиной по сказкам Гофмана, охотно раскупала новомодный товар. 

Идеи для елочных украшений брали из библейских сюжетов. Сладости и засахаренные фрукты символизировали изобилие, как и плоды, преподнесенные волхвами божественному младенцу. Елка увенчивалась Вифлеемской звездой — предвестницей рождения Христа.

Во второй половине XIX века елки в России наряжал уже весь народ. Представители высшего петербургского общества соперничали в оригинальности и стоимости елочных украшений, что привело к появлению на праздничных елках шелков, кашемира и ювелирных изделий.

Советские годы

После революции традицию прервали. Елки оказались под запретом как религиозный символ буржуазного происхождения. Но уже в 1936 году соратник Сталина Павел Постышев написал в «‎Правде», что нужно организовать советским детям новогоднюю елку. Заметку от высокопоставленного партийного деятеля восприняли как приказ.

Советский тренд на политизацию эстетики проник в искусство елочных украшений. На смену дорогим тканям и свечам пришли серпы и молоты на стеклянных шарах, а также фигурки красноармейцев. Говорят, что в это же время выпустили наборы игрушек с портретами вождей. Но висящие на дереве ‎Сталин и Ленин в эпоху самых жестоких репрессий имели неоднозначный и совсем не праздничный подтекст, поэтому эти украшения быстро перестали использовать.

В голодные военные годы елочные игрушки делали из проволоки, медицинских бинтов и даже погон — в общем, всего, что попадется под руку. Достать картон и цветную фольгу было почти невозможно. На праздничных деревьях появились игрушечные танки, броневики и самолеты. Украшение елок перед Новым годом стало одним из немногих радостных моментов для советских детей военного времени. Многие елочные игрушки той эпохи сохранились, и теперь москвичи могут увидеть их на небольших выставках в центрах «‎Мои документы». Среди экспонатов посетители также найдут новогодние открытки и письма с фронта. Вместе с елочными игрушками все предметы выставки точно передают дух военной эпохи. Посетить выставки можно до 20 января. 

После войны на елки вешали игрушки, изображающие главные достижения СССР: початки кукурузы, космические корабли, логотип ленинградского метрополитена. В это время появились более детские елочные украшения, в основном в виде сказочных героев. 

Наше время

В эпоху постмодернизма нет места канону. Это касается и елочных игрушек. Вместе с привычными шарами всевозможных цветов в магазинах продают дизайнерские кисти винограда, фигурки с торсом Санта-Клауса на теле лошади («‎сантавр»), единорогов в кожаных шортах, звездочки из электросхем и снежинки с портретом Трампа. Старые елочные игрушки теперь используют как модное винтажное украшение, а коллекционеры до сих пор хранят самые раритетные игрушки советской и даже дореволюционной эпохи.