Все новости

Интервью

Редакционный материал

Жизнь Гэ. Как актриса из Китая добилась успеха в России

Играть на сцене «Гоголь-центра», выйти в финал шоу «Голос», записать несколько музыкальных альбомов и снять два собственных фильма — неполный список профессиональных достижений китаянки Ян Гэ. 11 лет назад она переехала из Пекина в Тулу, не зная языка и слабо представляя, как выглядит жизнь в России. «Сноб» поговорил с Ян Гэ о том, как ей удалось попасть в труппу к Серебренникову, запустить собственный бренд косметики и одежды и стать своей в чужой стране

12 февраля 2020 17:13

Фото: Дарья Ястребова

Свою жизнь Гэ четко делит на «до» и «после». Разделительная линия — переезд в Россию в 18 лет, чтобы получить бесплатное высшее образование: в Китае такой опции нет. По программе обмена студентами Гэ поступила на переводчика в Тульский педагогический университет. С тех пор в Китай она возвращалась только погостить. 

Все, что было до, Гэ называет детством. Она родилась и выросла в Пекине. Когда Гэ была еще маленькой, ее мать выгнала отца Гэ из дома за измены и воспитывала ее одна. «Тогда в Китае разводиться было не принято. Поэтому все соседи шептались у нас за спиной,— вспоминает Гэ. — Но я никогда не мучила маму вопросом, почему у меня нет отца. Мне было все равно. Мама дала мне двойную любовь. Она воспитала меня так, что у меня не было и нет комплексов, мне все равно, что говорят другие, и это очень помогает мне жить спокойно». 

Гэ говорит, что она не боится быть собой и у нее нет специально продуманного амплуа. «Люди изобретают образы, потому что беспокоятся о том, как на них посмотрят. Мне же все равно. Я всегда за то, чтобы мне было весело. Я делаю только то, от чего я получаю удовольствие».

Фото: Дарья Ястребова

В подтверждение этих слов она показывает мне видео из своего Instagram. На нем — миловидный брюнет в белой футболке. Под веселую музыку он расстегивает брюки, чтобы продемонстрировать нарисованный на футболке член. В конце видео появляется логотип бренда, который продает такие футболки «с сюрпризом», — ()rgasm — личного бренда Ян Гэ. 

— Прикольно, правда? — говорит Гэ, улыбаясь. — В этом дизайне моя жизненная позиция: ты знаешь, что у тебя есть что-то, о чем не знают другие, но тебе совсем не обязательно выставлять это напоказ. Захочешь — покажешь, не захочешь — нет. Главное, что ты сам знаешь, что у тебя это есть. 

Эта философия помогла Гэ, когда она только поступила в университет. «Первое время все думали, что я дура, несмотря на то что я училась на отлично. В жизни мне мешал языковой барьер — я не могла донести многие из своих мыслей, потому что не знала слов по тем темам, которые мы не проходили в университете. Поэтому я почти все время молчала, — рассказывает Гэ. — Но я была спокойна, потому что знала, на что способна. Я знала, что смогу выучить язык, нужно просто трудиться, а трудиться мне было не привыкать. В детстве я не занималась ничем, кроме учебы. Люди, которые живут в России, плохо понимают, что такое обучение в Китае. Китайская система образования строится на конкуренции, причем конкурируют все: дети, их родители, преподаватели. В российских школах всего 5 оценок. В Китае вместо оценок — баллы, от 0 до 150. И так по всем предметам. Каждый месяц в школе устраивают экзамен среди всех классов, а потом его результаты вывешивают на доске у входа в школу. Попал в последнюю сотню — катастрофа. Это вызывает постоянное чувство стыда».

— Ты же говоришь, что тебе все равно, что говорят другие. А как это соотносится с чувством стыда? — спрашиваю я.

— Чувство стыда возникает, когда ты сам понимаешь, что ты не прав. Одно дело, когда тебе говорят, что ты некрасивая или глупая. А ты сама знаешь, что красивая и не глупая. А другое дело, когда ты и правда плохо учишься. Тебе становится стыдно, потому что ты ничего не делаешь. Китайцы не умеют отдыхать. А еще они никогда не возмущаются. Мы только и делаем, что работаем, чтобы становиться лучше, по-другому никак.

— А русские?

— Русские умеют наслаждаться. Мне это в России больше всего нравится. После Китая Россия мне кажется свободной страной. Я говорю не про политику, а в целом. Только здесь я поняла, что могу слушать свои желания, пробовать все. Например, поступить во ВГИК — меня никто не остановит. И поступила, — отвечает Гэ.

Фото: Дарья Ястребова

Во время разговора Гэ не раз повторяет фразу «Россия научила меня...», заменяя только последнее слово. «Россия научила меня терпеть», «Россия научила меня мечтать», «Россия научила меня вере». Я не до конца понимаю, что именно она имеет в виду под «Россией», и задаю вопрос.

— Людей, которых я встретила на своем пути. Мои русские друзья, подруги всегда верили в меня намного сильнее, чем я сама в себя. Они говорили, что я никогда не пропаду. Мне очень сильно это придает сил. Русские вообще часто говорят друг другу: «Я в тебя верю». Вы, наверное, привыкли к этому, но в Китае это редко услышишь. А мечтать меня научил Сергей Александрович Соловьев, когда я училась во ВГИКе. Он говорил: «Если хочешь снимать кино — будешь. А если не снимаешь — значит, не сильно хочешь». 

— А до этого ты разве ни о чем не мечтала? — спрашиваю я.

— Нет, я никогда не хотела ничего конкретного. Я просто знала, что должна делать хорошо. Мне давали возможность учиться — и я училась. Большинство целей в моей жизни были связаны с тем, чтобы не позорить себя, когда тебе дают возможность. 

Цели должны быть реальные, а не «под небеса». 

— А денежные цели ты себе ставишь? 

— Нет. Как ни странно, между деньгами и делом я выбираю дело. Например, после того как я поучаствовала в «Минуте славы», мне многие продюсеры предлагали сотрудничество, но я отказалась, потому что поступила во ВГИК и занималась любимым делом. Мне было весело. Я за то, чтобы не тратить свою жизнь на вещи, которые тебе не в радость, даже если за это предлагают деньги.

Когда Гэ училась на втором курсе ВГИКа, Кирилл Серебренников взял ее на роль в своем спектакле, с тех пор вот уже 7 лет она играет в «Гоголь-центре». Я спрашиваю у Гэ, чему ее научил Серебренников. «Он из тех людей, которые все показывают своим примером, — отвечает она. —  Кирилл Семенович никогда не падает духом и продолжает работать. Его ничего не останавливает. Рядом с ним у тебя просто нет морального права унывать». 

Но «дело» Гэ не ограничивается актерской игрой. Она пишет песни — скоро выходит ее новый альбом — и снимает фильмы. У Гэ их пока два — дебютная картина «Ню» и «Троица». Так получилось, что ее второй фильм вышел в прокат раньше, чем первый. «Очень мало кто слышал о нем, потому что у нас было совсем немного денег на рекламу. Но я не расстраиваюсь. Этот фильм не должен был быть шумным — такова у него судьба. Я считаю, что у каждого фильма, как и у человека, есть своя судьба», — говорит Гэ. 

«Ню» выходит в ограниченный прокат 14 февраля. Фильм рассказывает историю молодой китаянки, которая почти не говорит по-русски, но отчаянно ищет свою любовь в Москве. Все ее попытки заканчиваются неудачей. Это не автобиография: Гэ хорошо говорит по-русски и не пребывает в «активном поиске».

Фото: Дарья Ястребова

«У меня уже четыре года нет любви, и я долго страдала из-за этого, постоянно парилась, жаловалась друзьям, — рассказывает она. — Но недавно я перестала, и вот почему: любовь и так рано или поздно придет. Работать над этим не получится. А работа и карьера — нет. Если ты не работаешь, ты не зарабатываешь деньги, не будет ничего. Поэтому я выбираю те вещи, на которые я могу повлиять».

— Но ты все равно ждешь любви, так?

— Чего бы женщина ни добилась, она все равно хочет семьи, любви и детей. Просто потому, что она женщина, — внезапно отвечает Гэ. — Не нужно переубеждать природу. Женщина и есть женщина. Четыре года назад я была намного счастливей, чем сейчас. Я была такой счастливой девочкой, даже несмотря на то, что я не зарабатывала столько, сколько сейчас, и не жила в такой красивой и большой квартире, потому что у меня было любимое дело и любимый человек.

— Получается, что женщина всегда на вторых ролях? 

— Совсем нет. Пусть мужчины думают, что они самые главные, умная женщина никогда не будет с этим спорить. Пусть верят в то, что они устроили мир. Управляем им все равно мы, женщины. Природа устроена таким образом, что женщинам всегда нужно больше, чем мужчинам. Они более восприимчивы к красоте. А мужчины зарабатывают для того, чтобы обеспечивать своих женщин. 

— Я бы не смогла жить у кого-то на содержании, — возражаю я.

— Я тоже! Но речь не об этом. Нельзя просить шубы, бриллианты и спортивные машины, если ты сама не добилась ничего. Если ты стоишь бриллианта — ты сама можешь его себе позволить. Я это чувствую. Твой мужчина, да и вообще мир вокруг — это твое отражение. Чтобы встретить достойного мужчину, нужно самой сначала улучшиться. Мы, женщины, все можем. Мы можем, например, копать картошку в поле. Но зачем? Если мне нравится копать картошку — это одно дело, но если мне это не нравится и я беру в руки лопату, только чтобы доказать мужчинам, что я все могу делать сама, — это бессмысленно. 

— Не могу не спросить в таком случае, что ты думаешь о феминизме? 

— Идея феминизма или самостоятельности женщины всегда связана с несчастной любовью. Если бы за ней ухаживали, носили на руках, она бы этим не занималась. Если бы за мной сейчас ухаживали, если бы я была в любви, я бы не сняла никогда это кино. Нас, сильных женщин, просто очень сильно обидели —  хочется не то чтобы что-то доказать, но хотя бы просто высказать свои печали. 

— Получается, ты снимаешь кино не потому, что тебе весело, а наоборот, от печали?

— Нет. Просто я такой человек, что, если бы я встретила своего единственного мужчину, если бы мир дал мне большую любовь, я бы, наверное, ничем не занималась, сидела бы дома и была его идеальной служанкой, массажисткой и поваром. А раз я его пока не встретила, значит, я должна нести в мир что-то другое. Когда смотришь назад, понимаешь, что каждый путь устроен наилучшим образом. Что бы ни случилось с нами — это все равно лучший вариант, который мог произойти. Все, что есть у нас в настоящем, — результат того, что происходило с нами в прошлом.  

Беседовала Ксения Праведная

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

На телеканале ТНТ идет шестой сезон проекта «ТАНЦЫ». Прямую трансляцию презентации нового сезона, которая шла девять часов, посмотрели более 2,5 миллиона человек. «Сноб» поговорил с ведущей одного из самых популярных шоу на российском телевидении, известной гимнасткой Ляйсан Утяшевой об успехе «ТАНЦЕВ», профессиональной стойкости и слабых сторонах сильных женщин
С 30 августа по 1 сентября в Иркутске проходил второй Международный книжный фестиваль (ИМКФ), организованный при поддержке фонда «Вольное Дело», основанного Олегом Дерипаской. Одной из самых острых и дискуссионных книг фестиваля стал поэтический сборник феминистки Оксаны Васякиной «Ветер ярости»
22 и 23 ноября в Москве пройдут показы мультимедийного спектакля Максима Диденко «Девушка и смерть», посвященного жизни советской актрисы Валентины Караваевой. Исполнительница главной роли Алиса Хазанова рассказала «Снобу», как создавался спектакль, об отношении к смерти и о правах женщин в России