Фото: Retina Creative/Pixabay
Фото: Retina Creative/Pixabay

Непривычное слуху название российской компании «Вормхолс» имеет два значения. Первое — из теоретической физики. Если вы смотрели фильм «Интерстеллар», то наверняка помните, что такое «кротовые норы», или «червоточины» (wormholes) — пока еще не найденные во Вселенной, но описанные в общей теории относительности «туннели», которые позволяют совершить скачок во времени и пространстве. Однако термин используется не только в теоретической физике, но и в нефтегазовой сфере, где «червоточинами» называют каналы, по которым течет тяжелая нефть. С ними как раз и работает «Вормхолс»: компания производит оборудование, разрабатывает технологические решения и программное обеспечение, которые позволяют сделать добычу нефти максимально эффективной.

Стартап «Вормхолс» появился в 2009 году. Гендиректор компании Олег Журавлев говорит, что, хотя все основатели имели большой опыт работы в отрасли, начинать что-то новое в консервативной индустрии было непросто. «Труднее всего убедить крупные компании платить за использование новых разработок, — рассказывает Журавлев. — Да, это несет определенные риски, однако без новых технологий есть шанс навсегда остаться зависимыми от западных разработчиков и в перспективе потерять качество добычи». Профинансировать за свой счет научно-инновационную деятельность корпораций с миллиардными оборотами молодой команде не под силу. В иностранных компаниях на эксперименты с новыми технологиями предусмотрен отдельный бюджет. В России же пока нет такой устойчивой практики. Корпорации неохотно идут на риск и не привыкли работать с технологическими стартапами.

Сейчас в «Вормхолс» на постоянной основе работают всего 10 человек. Еще несколько десятков сотрудников привлекаются по необходимости, под конкретные проекты. В постоянном штате и инженеры, которые занимаются конструированием новых устройств и совершенствованием старых, и сотрудники техподдержки, и те, кто ведет переговоры с клиентами.

«Вормхолс» вышла на рынок с устройством «мягкий дроссель», предназначенным для контроля притока нефти. С тех пор в компании разработали целую линейку продуктов для помощи нефтедобытчикам. Кроме непосредственно устройств, которые опускают в скважину, «Вормхолс» разрабатывает системные технологические решения, позволяющие использовать оборудование максимально эффективно. «Мы можем гарантировать, что наша система увеличит добычу, — и точно рассчитаем, какую дополнительную прибыль вы получите, — говорит Журавлев. — При этом вы не “убьете” свой пласт — наоборот, добыча будет продолжаться на много лет дольше, чем с нынешними методами».

Одна из главных разработок компании — системы, которые регулируют процесс добычи, реагируя на текущие условия в конкретном месторождении. Устройства определяют, когда из скважины бьет нефть (и нужно ей не мешать), а когда идут вода и газ. По словам Журавлева, сейчас примерно в 80% скважин добывают небольшое количество нефти и очень много воды. Это неэкономично и неудобно: воду приходится откачивать, для этого нужно специальное оборудование и дополнительная энергия. Эту проблему могут решить адаптивные системы «Вормхолс»: они определяют, какой тип жидкости идет в конкретном интервале скважины, и реагируют на изменения — дают оборудованию сигнал уменьшить мощность, пока идет вода, и увеличить, когда поступает нефть.

Оборудование «Вормхолс» установили на нескольких месторождениях в России, Сербии и на Аляске. Для каждого конкретного заказчика и конкретной скважины компания предлагает индивидуальный набор устройств и индивидуальные технологические решения, которые потом постоянно улучшают и обновляют. Гибкий подход «Вормхолс» считают своей самой сильной стороной: чтобы выжить, нужно адаптироваться под требования рынка и постоянно предлагать что-то новое.

«Вормхолс» уже пять лет резидент Инновационного центра «Сколково». «Это хорошая площадка для реализации идей, среда обитания с понятной инфраструктурой, — рассказывает Журавлев. — Особенно это полезно молодым компаниям, которым не хватает экспертизы в пиаре, финансовой части, продажах. У людей с научным и инженерном бэкграундом может появиться отличная идея для бизнеса, но этого недостаточно — нужно много других знаний, которые можно получить в Инновационном центре». В частности, «Сколково» помогает контактами и организует встречи с представителями индустрии. В планах «Вормхолс» — активное завоевание мирового рынка. «Сейчас технологические решения в Россию в основном импортируются, — объясняют в компании. — Нам хотелось бы изменить этот тренд и, наоборот, продавать наши разработки за границу».

Автор — Ксения Петрова