Что будет с современным искусством после пандемии
Первый выпуск можно посмотреть здесь.
Ценообразование на арт-рынке
Дмитрий Ханкин: Есть 2 пути ценообразования. Первый — формальный, когда ты отталкиваешься от производства. Например, есть производство с ценой «Х», которая умножается на 7 для скульптуры и на 5 для всего остального. Это не очень работает для живописи. Выпадает все то, что мы называем символической стоимостью. Это очень сложно оценить. Существуют некоторые рамки для русского рынка, в которые мы сами себя инстинктивно загнали. Мы знаем, что молодой художник без выставки не может стоить больше своего «Х», а зрелый художник с выставками и биеннале должен стоить «Х умножить на 2, 3, 4 и т. п.».
Айдан Салахова: Дима абсолютно прав про себестоимость. Это время за аренду мастерской, еда, образование. Если проект сложный, то себестоимость колоссальная. Я хочу посоветовать всем художникам отказаться от своих сформированных цен в такое сложное время. Расскажу на примере 90-х: тогда те, кто послушался своих галеристов и опустили цены, — выиграли, а те, кто психологически не смогли это сделать, — проиграли. Я совершенно спокойно отношусь к тому, что, если у меня не будет денег сейчас, я какие-то вещи буду продавать дешево. Нужно убрать амбиции, переучиться придумывать проекты на 100 тысяч. Нужно убрать проектное мышление, что кто-то мне даст деньги на проект. Этого не будет вообще в ближайшие 5 лет. Нужно убрать халявные мысли, что вас какие-то кураторы найдут. Нужно не жить в иллюзии и адекватно воспринимать реальность.
Ксения Подойницына: Рынок искусства подчиняется общеэкономическим законам. Цены на искусство устанавливаются в результате баланса спроса и предложения. Открытые аукционные продажи — наиболее яркая иллюстрация этого правила.
Особенность арт-рынка в том, что при ценообразовании учитываются как понятные, легко исчисляемые факторы: размер работы, техника (живопись, графика, фото), тираж (для тиражной графики или фоторабот), так и факторы, которые не поддаются простой количественной оценке: признанность автора в арт-сообществе, актуальность работы в современном контексте. Мы в своей работе опираемся и на количественные показатели — аукционная история работ автора, и на комплекс качественных оценок, например, рейтинг InArt.
Елена Селина: Все рыночные процессы, как ни странно это звучит, очень простые. Ну вот, как я, например, в галерее пытаюсь понять, сколько стоит молодой художник? Сначала ставится минимальная цена. Если произведения этого художника по этой цене начинают интересовать минимум 3 человек, это уже хорошо, а когда количество интересующихся увеличивается, я цену начинаю постепенно повышать. И, как правило, этот механизм работает со всеми художниками.
Безусловно, на цену должны влиять в идеале: удачная выставка в музее, интерес на ярмарке — многие молодые художники впервые начинают продаваться на ярмарке.
Есть вариант, когда человеку сразу говорят, какой он шикарный молодой художник, ставят на него очень высокую цену, но тогда ты должен быть готов к тому, что какое-то время ты и художник будете сидеть с этой работой и ждать, когда ее купят за полторы тысячи евро. Можно и так, но мне кажется, что лучше все делать пошагово.
Взаимодействие арт-рынка с государством
Софья Троценко: В принципе, арт-сообщество, надо отдать ему должное, всегда было независимым от государства, поэтому многие процессы нам удалось запустить. Ведь современное искусство на уровне государства еще не воспринимают серьезно. Мы сейчас пытаемся инициировать несколько проектов, которые, с моей точки зрения, могли бы поддержать не только художников, но и участников арт-рынка. Самое главное — это галереи. Мы с правительством Москвы говорим о том, чтобы сформировать какой-то фонд по закупкам на пополнение музейных коллекций через галереи, а также поддерживать российские галереи (этот диалог с департаментом предпринимательства начался уже около года назад) в западных ярмарках. Мне кажется, это очень важно, потому что немногие наши галереи имеют возможность туда попасть из-за своей программы и состава художников, но тех, кто имеет такую возможность, очень важно поддерживать.
Но рассчитывать нам тут особо не на кого, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», поэтому, мне кажется, важно, чтобы все участники посмотрели на это и постарались переоценить этот процесс. Потому что непонятно, на сколько это все затянется. Но если государство и правительство хоть как-то нам помогут в этот момент, я думаю, всем от этого будет легче.
Елена Селина: Тема закупок кажется мне одной из самых убедительных, потому что, с одной стороны, и музеи будут таким образом пополнять коллекции, и художники, и галеристы — все более-менее продержатся.
Отбор в галереях
Емельян Захаров: Попасть на отбор в галерею легко — вы просто присылаете свои резюме и работы. У нас в «Триумфе» существует кураторский борт, они смотрят новых людей с утра до вечера. Присылайте! Некоторых художников мы открываем сами, когда ездим по выставкам и мастерским. Мы ищем новые таланты везде и всегда рады, если удается найти свой «бриллиант».
Елена Селина: Присылайте, но и приходите тоже. Всегда можно договориться об отдельной встрече. Важно, чтобы, перед тем как что-то присылать, вы изучили, чем занимается галерея. Если вы понимаете, что кардинально отличаетесь от представленных в галерее художников по темам и форматам, то лучше поищите еще.
Софья Троценко: Обязательно смотрите, на чем специализируется галерея. Посмотрите на художников, которые там уже есть, и сопоставьте себя с ними. У всех галерей есть сайты, на которых это хорошо прослеживается.
Елена Селина: Общаясь с галеристами, не льстите им. Для меня лично неприкрытая лесть — это очень существенный момент.
Емельян Захаров: Когда вы присылаете информацию о себе в галерею, нам важно, чтобы в письме был разумный текст, качественно оформленные работы. Когда с вами галерея все-таки начинает работать, не надо вдруг в этот момент показывать, что вы гений, и вести себя по-хамски, выпендриваться.
Саша Бланарь: Посылая работы в галерею, подготовьте портфолио нормально, чтобы ваши письма не весили миллион гигабайт. Об этом часто забывают. Подготовьтесь!