Начать блог на снобе
Все новости

Граффити со стихограммой Дмитрия Пригова Фото: Агентство «Москва»

mneniya-1600-620.jpg

Граффити со стихограммой Дмитрия Пригова Фото: Агентство «Москва»

Куратор Юлия Бычкова:

Зачем современное искусство людям в кризис

Редакционный материал
Из-за пандемии под ударом оказались деятели публичного искусства, ведь такие мероприятия, как фестивали, скорее всего, будут разрешены в последнюю очередь. Но в новом посткоронавирусном мире они займут особенно важное место, считает Юлия Бычкова — управляющий партнер проектной группы «8 линий», директор арт-парка «Никола-Ленивец» и продюсер фестиваля «Архстояние»
27 мая 2020 16:46

Сейчас потихоньку снимают ограничения, связанные с коронавирусом. Нужно восстанавливать привычный мир, и бизнесы, удовлетворяющие базовые потребности (еда, сон, забота о теле), такие как рестораны, гостиницы, фитнес-центры, снова выходят на первый план. Может показаться, что для искусства сейчас не время. Но это заблуждение! И я объясню почему.

Есть одна особенность, на которую обращают мало внимания, когда говорят о социальных катаклизмах — потрясения будоражат, и будоражат они, в том числе, творческих людей — художников. За каждым кризисом следует свой маленький ренессанс. 

Коронавирус заставил нас всех сидеть по домам и этим изменил подход к городскому пространству. Мы стали больше обращать внимания на то, что находится вокруг мест, где мы живем. И зачастую эти места выглядят не очень привлекательно. Постсоветская городская среда довольно однообразна, и я думаю, что многие люди, которые сейчас сидели дома, смотрели за окно и думали, что хотели бы что-то поменять. Но что и как?

Все сходятся на мысли, что, когда мир придет в себя после этого катаклизма, он не будет прежним. Часть организаций не вернется в офисы, и люди начнут больше работать из дома. Если раньше все люди и деньги стекались в центр, туда было направлено благоустройство и там старались создавать комфортную городскую среду, то теперь точками развития станут места для жизни, а не для работы — места, в которых мы с вами сидели на самоизоляции.

Как только появится возможность, нужно взять энергию, появившуюся у людей, и направить ее в созидательное, творческое русло, чтобы преображение городской среды было не просто директивой сверху, а осознанным совместным стремлением и жителей, и чиновников. Это то, чем мы в «8 линиях» занимались до пандемии, и то, чем мы будем заниматься еще активнее после, ведь теперь этот вопрос встал еще острее.

Как искусство помогает городу

Любой перформанс, уличный концерт, спектакль вовлекает жителей и позволяет им по-другому посмотреть на окружающее пространство, но лучше всего работает комплексный подход, когда разрабатывается стратегия, и в городе на долгое время появляются продуманные арт-пространства, в которых запланированы регулярные активности. Важно, чтобы жители становились соучастниками, тогда они видят, что могут влиять на формирующуюся вокруг них среду. 

Осенью 2019 года мы занимались организацией фестиваля «Алушта Green» в Крыму, и могу сказать, что это действительно многолетний проект. Вся художественная деятельность строится вокруг арт-набережной, которую инициировал наш заказчик Александр Лебедев. Его фестиваль основан на продуманной стратегии, имеет огромный потенциал и объединяет вокруг себя большое количество профессионалов. 

В Алуште мы вовлекали людей всеми возможными методами: они создавали арт-объекты, выходили на сцену, танцевали, участвовали в мастер-классах, делали себе костюмы и присоединялись к карнавальному шествию. А главное — знакомились друг с другом и создавали сообщество, которое необходимо для горизонтального развития города. Фестиваль специально проводился после окончания туристического сезона, чтобы вовлечь максимальное количество местных жителей. 

Спектакль на действующем заводе энергетического машиностроения в городе Чехове, напротив, проект site-specific и не предполагает повтора. Это своего рода эксперимент в потрясающем промышленном пространстве, который дал большой заряд мотивации заводчанам, показал, что на их территории могут происходить такие масштабные эксперименты искусства. Перформанс «Мистерия Высокого Давления» стал искусством здесь и сейчас. Дело в том, что на заводе — непрерывный цикл производства, останавливать работу цехов нельзя, и никто из работников до последнего не верил, что проект возможен, хотя многие из них сами приняли участие в перформансе. Конечно, была хорошая видеодокументация, а театр «Практика» провел онлайн-трансляцию, благодаря чему наш спектакль войдет в историю крупнейших site-specific событий в России. 

В моногороде Выксе (Нижегородская область) мы курировали фестиваль «Арт-Овраг», у которого удивительная история. Сначала некоторым жителям он не понравился — они даже поджигали и разрушали арт-объекты, но за 9 лет люди втянулись, начали больше обустраивать свои дворы, принимать участие в организации фестиваля, часть молодежи, уехавшей из Выксы, решила вернуться, потому что город стал более приспособлен для жизни, в нем стало происходить что-то интересное. Фестиваль стал катализатором для действий местных жителей, и кто-то даже открыл свой бизнес благодаря ему. 

Искусство для народа

Главные правила современного искусства, такого, которое имеет силу, чтобы менять мир: оно должно быть понятно большинству людей и оно должно вовлекать. Для этого нужно правильно его преподнести. Как только человек присоединяется к процессу творчества, он смотрит не только на пространство вокруг как на то, что можно менять, он начинает смотреть на себя как на творца и знакомится с такими же творцами по соседству. 

Самое интересное, что мы видим, как это происходит не только с жителями, но и с чиновниками. Для организации масштабных арт-ивентов приходится много работать с администрацией, и сначала это встречает непонимание, но потом мы видим, как у людей загораются глаза и они начинают чувствовать себя сопричастными к созданию фестиваля, перформанса или нового городского пространства. 

Искусство в общественных пространствах объединяет: горожан, чиновников, бизнесменов. Когда все начинают делать что-то для своего города, на разных уровнях, это задает импульс для дальнейшего развития. Это тот подход, который применяет наше бюро, и, я уверена, что таким образом будут развиваться многие городские пространства в посткоронавирусном мире. Ограничения скоро снимут, так что готовьтесь творить и строить новый мир.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов о том, как искусство, которое кажется визуальным абсурдом, приобретает художественную, а потом материальную ценность
Как изменятся цены на искусство? Что делать арт-дилерам? Как взаимодействовать с государством, «когда все закончится»? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты во втором выпуске проекта Винзавода ArtStream. Полную версию эфира можно посмотреть здесь
Когда карантин закончится, людям еще долгое время придется сохранять социальную дистанцию. Ученые из Гарвардского института считают, что даже после преодоления пандемии карантинные меры придется периодически повторять вплоть до 2022 года. Что это означает для торговли? На этот вопрос отвечает Дмитрий Бороздин, сооснователь и гендиректор компании retailCRM

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.