Сейчас потихоньку снимают ограничения, связанные с коронавирусом. Нужно восстанавливать привычный мир, и бизнесы, удовлетворяющие базовые потребности (еда, сон, забота о теле), такие как рестораны, гостиницы, фитнес-центры, снова выходят на первый план. Может показаться, что для искусства сейчас не время. Но это заблуждение! И я объясню почему.

Есть одна особенность, на которую обращают мало внимания, когда говорят о социальных катаклизмах — потрясения будоражат, и будоражат они, в том числе, творческих людей — художников. За каждым кризисом следует свой маленький ренессанс. 

Коронавирус заставил нас всех сидеть по домам и этим изменил подход к городскому пространству. Мы стали больше обращать внимания на то, что находится вокруг мест, где мы живем. И зачастую эти места выглядят не очень привлекательно. Постсоветская городская среда довольно однообразна, и я думаю, что многие люди, которые сейчас сидели дома, смотрели за окно и думали, что хотели бы что-то поменять. Но что и как?

Все сходятся на мысли, что, когда мир придет в себя после этого катаклизма, он не будет прежним. Часть организаций не вернется в офисы, и люди начнут больше работать из дома. Если раньше все люди и деньги стекались в центр, туда было направлено благоустройство и там старались создавать комфортную городскую среду, то теперь точками развития станут места для жизни, а не для работы — места, в которых мы с вами сидели на самоизоляции.

Как только появится возможность, нужно взять энергию, появившуюся у людей, и направить ее в созидательное, творческое русло, чтобы преображение городской среды было не просто директивой сверху, а осознанным совместным стремлением и жителей, и чиновников. Это то, чем мы в «8 линиях» занимались до пандемии, и то, чем мы будем заниматься еще активнее после, ведь теперь этот вопрос встал еще острее.

Как искусство помогает городу

Любой перформанс, уличный концерт, спектакль вовлекает жителей и позволяет им по-другому посмотреть на окружающее пространство, но лучше всего работает комплексный подход, когда разрабатывается стратегия, и в городе на долгое время появляются продуманные арт-пространства, в которых запланированы регулярные активности. Важно, чтобы жители становились соучастниками, тогда они видят, что могут влиять на формирующуюся вокруг них среду. 

Осенью 2019 года мы занимались организацией фестиваля «Алушта Green» в Крыму, и могу сказать, что это действительно многолетний проект. Вся художественная деятельность строится вокруг арт-набережной, которую инициировал наш заказчик Александр Лебедев. Его фестиваль основан на продуманной стратегии, имеет огромный потенциал и объединяет вокруг себя большое количество профессионалов. 

В Алуште мы вовлекали людей всеми возможными методами: они создавали арт-объекты, выходили на сцену, танцевали, участвовали в мастер-классах, делали себе костюмы и присоединялись к карнавальному шествию. А главное — знакомились друг с другом и создавали сообщество, которое необходимо для горизонтального развития города. Фестиваль специально проводился после окончания туристического сезона, чтобы вовлечь максимальное количество местных жителей. 

Спектакль на действующем заводе энергетического машиностроения в городе Чехове, напротив, проект site-specific и не предполагает повтора. Это своего рода эксперимент в потрясающем промышленном пространстве, который дал большой заряд мотивации заводчанам, показал, что на их территории могут происходить такие масштабные эксперименты искусства. Перформанс «Мистерия Высокого Давления» стал искусством здесь и сейчас. Дело в том, что на заводе — непрерывный цикл производства, останавливать работу цехов нельзя, и никто из работников до последнего не верил, что проект возможен, хотя многие из них сами приняли участие в перформансе. Конечно, была хорошая видеодокументация, а театр «Практика» провел онлайн-трансляцию, благодаря чему наш спектакль войдет в историю крупнейших site-specific событий в России. 

В моногороде Выксе (Нижегородская область) мы курировали фестиваль «Арт-Овраг», у которого удивительная история. Сначала некоторым жителям он не понравился — они даже поджигали и разрушали арт-объекты, но за 9 лет люди втянулись, начали больше обустраивать свои дворы, принимать участие в организации фестиваля, часть молодежи, уехавшей из Выксы, решила вернуться, потому что город стал более приспособлен для жизни, в нем стало происходить что-то интересное. Фестиваль стал катализатором для действий местных жителей, и кто-то даже открыл свой бизнес благодаря ему. 

Искусство для народа

Главные правила современного искусства, такого, которое имеет силу, чтобы менять мир: оно должно быть понятно большинству людей и оно должно вовлекать. Для этого нужно правильно его преподнести. Как только человек присоединяется к процессу творчества, он смотрит не только на пространство вокруг как на то, что можно менять, он начинает смотреть на себя как на творца и знакомится с такими же творцами по соседству. 

Самое интересное, что мы видим, как это происходит не только с жителями, но и с чиновниками. Для организации масштабных арт-ивентов приходится много работать с администрацией, и сначала это встречает непонимание, но потом мы видим, как у людей загораются глаза и они начинают чувствовать себя сопричастными к созданию фестиваля, перформанса или нового городского пространства. 

Искусство в общественных пространствах объединяет: горожан, чиновников, бизнесменов. Когда все начинают делать что-то для своего города, на разных уровнях, это задает импульс для дальнейшего развития. Это тот подход, который применяет наше бюро, и, я уверена, что таким образом будут развиваться многие городские пространства в посткоронавирусном мире. Ограничения скоро снимут, так что готовьтесь творить и строить новый мир.