Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка
Плюсы и минусы онлайн-трансляций
Онлайн-трансляции спектаклей — формат далеко не новый, в России их регулярно ведут фестиваль «Золотая Маска» и Theatre HD. Но сейчас, после закрытия театров на карантин, это явление приобрело массовый характер. Одни театры выкладывают редкие архивные записи, другие показывают недавние премьеры, на которые невозможно было достать билеты. Опера и балет, классические постановки, камерные экспериментальные проекты, знаменитые спектакли от ведущих мировых режиссеров — Роберта Уилсона, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Петера Штайна — чего только нет. Некоторые проекты целиком уходят в онлайн: крупнейший оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе пройдет в сети с 30 июня по 18 июля. При этом театры не зарабатывают на трансляциях, с их стороны это акт доброй воли.
Главный плюс такого тотального «выхода» театра в мировую паутину очевиден: он не теряет своего зрителя и приобретает нового. Того самого, который не мог себе позволить покупку дорогостоящего билета, того, кто живет в далекой глубинке, ну и, наконец, того, у которого нет привычки часто ходить в театр. Регулярные онлайн-трансляции позволяют не терять связь с аудиторией, подогревают ее интерес. В каком-то смысле театр становится более доступным и открытым для массового зрителя, расширяет горизонты, учит и воспитывает, приобщает к мировому театральному процессу и становится частью общего процесса глобализации.
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Самим театрам бесконечные онлайн-трансляции из кризиса выбраться не помогают: совсем в бедственном положении оказались независимые театральные коллективы, лишенные госфинансирования. И вопрос, выживут ли они вообще, пока остается открытым.
Но и зрителям приходится мириться с неудобствами. Очень часто качество съемки оставляет желать лучшего: спектакль снят с одной точки, изображение бликует, актеров плохо видно и слышно. Это касается большинства российских видеоверсий, хотя, скажем, спектакли и перформансы «Гоголь-центра» сняты на самом высшем уровне. В основном зарубежные театры предоставляют куда более качественный продукт. Однако и они не застрахованы от провалов. Некоторые постановки просто не предназначены для съемок, их сложная сценография «не умещается» в видеоформат. Спектакль Кэти Митчелл «Орландо» по роману Вирджинии Вульф, поставленный в берлинском «Шаубюне», — яркое тому подтверждение: многоуровневое пространство, экран наверху, на который проецируется действие, актеры, отгороженные от зрителей батареей техники, — все это не удается передать с помощью даже очень искусной съемки. К тому же многие зарубежные спектакли идут без субтитров, так что ими наслаждаются в основном только эксперты.
Плохое качество съемки, рассеянное зрительское внимание во время просмотра (спектакль можно поставить на паузу, смотреть вполглаза) — это все при желании легко преодолеть. Главный недостаток онлайн-трансляций в том, что театр лишается своей основной козырной карты — живой эмоции, энергообмена между актерами и зрителями, ощущения сопричастности и соучастия.
Массовое присутствие театра в сети противоречит одной из главных тенденций последних лет — вовлечению зрителя в игру, попытке сделать его не просто созерцателем, а участником, чуть ли не соавтором спектакля. В «стерильном пространстве» своей квартиры, в максимально комфортных условиях он вынужден переживать опыт соприкосновения с театром сам с собой. И это вполне может ему надоесть. Не случайно даже самые «кассовые» спектакли собирают в интернете не такую уж широкую аудиторию — максимум человек триста. Если даже в среде театралов уже слышны уставшие возгласы: «Ах, как раздражают онлайн-трансляции!» — то что говорить об обычном зрителе.
Будущее театров после карантина
Спрогнозировать, когда театры вернутся со своих вынужденных каникул, сейчас не может никто. Как и предсказать, ринется ли туда зритель или будет занят другими, более насущными проблемами. Эксперты дают как оптимистические, так и пессимистические прогнозы.
Говорить о том, что в эпоху интернет-трансляций режиссеры создают новые театральные формы, которые изменят наше представление о театре, более чем преждевременно. Попытки поставить с нуля полноценный спектакль в сети пока единичны.
Центр Вознесенского показал «Американок» — международный проект, реализованный режиссерами Еленой Смородиновой и Эндрю Фрибургом по книге воспоминаний Зои Богуславской. В нем актрисы из России и Америки исполнили роли трех первых леди США, вдовы поэта Андрея Вознесенского и журналисток, берущих у них интервью. В результате получился некий синтез из онлайн-включений и архивной хроники. Будет ли такой формат востребован в будущем, пока непонятно, но все же стоит отдать должное смелости авторов спектакля и исполнителей.
Еще один спектакль, переместившийся из офлайна в онлайн, — I don’t want to see this («Я не хочу это видеть»). Театральный импресарио Федор Елютин должен был представить это израильское интерактивное шоу на фестивале «Точка доступа» в Санкт-Петербурге. Планы сорвались, и тогда Елютин запустил зум-трансляции. Показы платные, в отличие от всех других показов онлайн. Оценить спектакль о модераторах фейсбука, ежедневно принимающих решение о том, какой контент можно выкладывать в сеть, какой нет и где проходит эта граница «дозволенного», можно будет 1 мая в 20:00.
Очевидно, что после выхода из карантина режиссеры будут осваивать новые актуальные темы, и даже классические пьесы будут трактовать по-новому. Константин Богомолов, худрук Театра на Малой Бронной, уже рассказал о своем намерении выпустить спектакль «Месяц в деревне. Самоизоляция» по Тургеневу. Только это будет вполне «традиционная» постановка в зрительном зале. Константин не раз крайне скептически отзывался о трансляциях спектаклей в сети и «оградил» свой театр от этого всеобщего тренда. Он запустил проект БрON AIR: онлайн-лекции театроведов и круглые столы об актуальных проблемах театра (записи есть в открытом доступе в YouTube).
Режиссерам этот временный отдых, возможно, пойдет на пользу. А вот актеры, даже репетирующие дома будущие спектакли, явно скучают. Чтобы как-то компенсировать труппе минусы домашнего заточения, Андрей Могучий запустил проект БДТ Digital. Теперь зритель может провести воскресный день в компании Нины Усатовой, поприсутствовать на домашнем концерте, почитать книгу вместе с Алисой Фрейндлих, «обсудить» спектакль. Контент БДТ Digital обновляется каждый день.
Александр Молочников, в свою очередь, снял комедийный сериал «Беезумие» о том, как тяжело актерам сидеть взаперти. По сюжету сам режиссер Молочников, очень модный и знаменитый, решает поставить спектакль в режиме самоизоляции и дистанционно репетирует с артистами, соскучившимися по овациям, лайкам и цветам. После выхода из карантина спектакль должен быть сыгран на публике. В сериале снялись Игорь Верник, Максим Матвеев, Евгений Стычкин и другие. Первая серия уже доступна на «Кинопоиске». Всего их будет восемь, по 15 минут.
Что смотреть онлайн в ближайшее время
Несмотря на все очевидные минусы, на майские праздники ожидается настоящий бум онлайн-трансляций. Мы выбрали несколько проектов, которые считаем интересными.
Театр «Практика» запустил проект «Практика карантина»: ежедневно артисты, режиссеры, композиторы публикуют советы, что почитать, послушать и посмотреть; устраивают онлайн-чтения и онлайн-дискуссии по спектаклям, которые тоже выкладывают в сеть. Кстати, «Практика» — чуть ли не единственный театр, который успел выпустить последнюю премьеру уже в период карантина и показать ее онлайн: пьесу «Созвездия» Ника Пейна в постановке Александра Алябьева пронзительно сыграли Елизавета Янковская и Александр Горчилин.
Театр Наций предлагает подключиться к просмотру на YouTube сериала «Театральная перестройка». Евгений Миронов, встав у руля, начал реформировать и перестраивать театр. Это вдохновляющая и искренняя история восхождения одного из самых успешных театров в стране, рассказанная ее непосредственными участниками.
МХТ имени Чехова предлагает зрителям архивные спектакли Олега Ефремова, Кирилла Серебренникова и других режиссеров, записи творческих вечеров, а также поэтические онлайн-включения от ведущих артистов под хештегом #нашответкарантину.
Театр на Таганке до 1 июня открыл доступ к спектаклю «Чайка 73458» с Ириной Апексимовой в роли Аркадиной — постановка литовского режиссера Дайнюса Казлаускаса.
2 мая берлинский «Шаубюне» покажет спектакль «Репетиция. История (и) театра» Мило Рау, одного из самых востребованных, неоднозначных и бескомпромиссных режиссеров Европы.
До 4 мая на сайте парижского театра «Буфф дю Нор» доступна запись спектакля Питера Брука и Мари Этьен Элен «Гамлет», поставленного в 2000 году.
15 мая театр «Приют комедианта» покажет запись спектакля Максима Диденко «Собачье сердце», выпущенного в 2017 году к 100-летнему юбилею Октябрьской революции.
Это отнюдь не полный список того, что будет доступно в сети в ближайшее время. Актуальную информацию ищите на официальных страницах театров в фейсбуке.