Фото: Stephen Maturen/Getty Images
Фото: Stephen Maturen/Getty Images

Я не так уж часто соглашаюсь с президентом США Дональдом Трампом. Но я полностью его поддерживаю, когда он говорит, что устраивающие погромы «бандиты оскверняют память Джорджа Флойда», который был убит 25 мая.

Если верить полицейским, чернокожий Джордж отказался сотрудничать с ними, когда они остановили его машину. Тогда на него надели наручники, повалили на землю, а потом полицейский Дерек Шовин задушил его, надавив ему на шею коленом. Согласно полицейским руководствам, колено на шее — это допустимый прием для удержания опасного человека, но офицеры обязаны уметь применять его так, чтобы не препятствовать дыханию. Однако Джордж Флойд был убит.

Это убийство перекликается с похожим случаем: в 2014 году в штате Нью-Йорк полицейский убил Эрика Гарнера, применив к нему удушающий прием (правда, руками). Вообще убийства на расовой почве, или представленные таковыми, происходят в США регулярно — просто далеко не все из них получают широкое освещение в мировых СМИ. Например, убийство Джорджа Флойда сейчас ставят в один ряд с другим громким случаем: 13 марта в Луисвилле (Кентукки) была убита 26-летняя Бреонна Тейлор, техник скорой медицинской помощи. Полицейские выстрелили в нее восемь раз после того, как ворвались в ее дом по ошибке (по мнению адвокатов семьи Бреонны, они перепутали адрес). Ее парень, Кеннет Волкер, утверждает, что полиция ворвалась без предупреждения, он принял их за бандитов и начал стрелять в них из своего пистолета в рамках самообороны. Полицейские же заверяют, что несколько раз предупредили, что они именно полицейские, прежде чем врываться в дом. Потом стреляли в ответ и убили мисс Тейлор.

Это я к тому, что в США котел расовых противоречий все время стоит на огне, достаточно лишь чуть-чуть добавить жару, чтобы он закипел.

Фото: Josh Hild/Unsplash
Фото: Josh Hild/Unsplash

Первоначальные заявления полиции по поводу убийства Джорджа Флойда были довольно циничными: погибшего пытались выставить преступником, за то, что он якобы расплатился в магазине поддельной двадцаткой, и сопротивлялся аресту. Однако видеозаписи камеры наблюдения ближайшего магазина показали, что Джордж Флойд не сопротивлялся. И после этого все остальные обвинения жертвы уже никакого значения не имеют.

Видео с тем, как Флойда душит коленом Дерек Шовин, облетело весь мир. Короче говоря, факт полицейской жестокости и превышения полномочий вызывает мало сомнений. Насчет расовой подоплеки произошедшего — сложнее. Дерек Шовин явно не божий одуванчик, против него было подано 18 жалоб (две из них закончились для Дерека дисциплинарными взысканиями), он трижды участвовал в перестрелках и один раз убил человека. Хотя это — за целых 19 лет службы… В общем, он может быть порядочным копом, которому просто не повезло — но все-таки вряд ли. Однако это не делает его автоматически расистом. Вполне возможно, он готов был бы так же задушить и белого подозреваемого. Хотя, конечно, с темных переулков Миннеаполиса эти тонкости видны лучше — и если Шовина там считают расистом, очень вероятно, что они правы.

Брат убитого Джорджа Флойда, Филониз Флойд, потребовал приговорить полицейских к смертной казни.

Сразу же после убийства начались протесты: поначалу они были мирными, и демонстранты даже пытались соблюдать социальную дистанцию по причине ковида. Но постепенно все начало выходить из-под контроля. Каждую ночь, начиная с понедельника, в Миннеаполисе жгут и грабят здания, в первую очередь, конечно, магазины и склады. В том числе принадлежащие представителям меньшинств! Что говорит о том, что грабителям и поджигателям просто нравится грабить и поджигать, а социальный протест тут на десятом месте или вообще ни при чем.

Тем более что справедливого разбирательства в отношении полицейских потребовали уже даже из Белого Дома! Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей в среду заявил о выдвижении уголовного обвинения против Дерека Шовина, который убил Джорджа Флойда. Всех четверых копов, бывших на месте происшествия, уволили уже во вторник.

Но погромщики успокаиваться не собирались. В четверг ночью они напали на 3-й полицейский участок Миннеаполиса, где работали уволенные копы-расисты: прорвали кордоны, начали поджигать здание участка и окружающие его дома. После 22 часов сотрудники эвакуировались по соображениями личной безопасности.

Как говорят, избежать полного уничтожения здания удалось благодаря хитрому ходу: городское руководство написало в своем твиттере, что газовые трубы в 3 участке были перебиты, а также что там находятся другие взрывоопасные материалы. После чего протестующие отступили.

Фото: John Minchillo/AP
Фото: John Minchillo/AP

Губернатор Миннесоты Тим Вольц ввел в Миннеаполис войска национальной гвардии.

Представителей возмущенной общественности, которые выходят сейчас на улицы в США (а к Миннеаполису присоединились и другие города: Чикаго, Лос-Анджелес, Мемфис), можно условно разделить на три типа. Первые выступают с мирными протестами и хотят наказания виновных плюс прекращения расовой дискриминации со стороны полицейских. Эти безусловно молодцы.

Фото: Josh Hild/Unsplash
Фото: Josh Hild/Unsplash

Вторые — в ярости и хотят отомстить любым людям в полицейской форме. Они штурмуют участок, атакуют полицейские машины на улицах. Кто-то скажет, что их можно понять — но на самом деле нельзя. Потому что они используют ту же риторику коллективной ответственности, что и расисты-полицейские. Если чернокожие часто оказываются опасными членами банд, это не значит, что можно автоматически относиться ко всем черным как к головорезам. Если один коп оказался подонком и убийцей, это не значит, что надо линчевать всех, кто носит жетон.

Третий тип протестующих — гопники. Им вообще на все это наплевать, им интересно грабить и беспределить под шумок — к сожалению, подобных люмпенов предостаточно в любой стране мира, и США не исключение. Очевидно, что поджоги и погромы не добавляют очков борцам с расизмом — наоборот, выставляют протестующих в неприглядном свете.

Конечно, масла в огонь добавили изоляция и экономические трудности, вызванные коронавирусом: в людях скопилось много ярости, и они не придумали ничего лучше, как выплеснуть ее на окружающих, таких же пострадавших от пандемии горожан. Что отнюдь не оправдывает погромщиков: если у них есть повод для злости, это вовсе не значит, что есть и причина для применения насилия.

Нынешние расовые беспорядки, скорее всего, закончатся так же, как и другие: множеством потерпевших, миллионными убытками и усилением взаимной неприязни. Проблемы расизма и полицейской жестокости не решить коктейлями Молотова. Для этого нужны законы, суды и мирные демонстрации, чтобы в итоге изменить представления о нормах поведения у следующих поколений. Потому что переделать людей, уже имеющих расистские взгляды, обычно не удается.