Все новости
Редакционный материал

Униформа в моде и современной культуре

За что рынок моды так любит спецодежду и почему ее роль в этой индустрии еще никогда не была так велика
30 июня 2020 17:40
Фото: Brain Dead/wearebraindead.com

В истории есть немало примеров того, что лучший дизайн униформы удается художникам. В 1950-е одними из самых эффектных комплектов одежды для бортпроводников были юбки и жакеты, созданные дизайнерами Dior. А в 1997 году французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак представил знаменитый «радужный» дизайн облачений для пяти тысяч священников Ватикана, в том числе для самого папы. В конце концов, одежду духовенства тоже отчасти можно назвать униформой.

К художникам обратился и фонд V–A–C, запустивший проект «СОЮЗ», первым этапом которого стал конкурс для начинающих дизайнеров одежды: победитель разработает униформу для работников творческих мастерских в ГЭС-2, расположенных на территории бывшей электростанции, реконструированной по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, которая станет общественным пространством с галереями, художественными резиденциями, просветительским центром, кинотеатром, а также набережной и березовой рощей.

Спецодежда понадобится работникам «Сводов», центра художественного производства, в здании которого в конце XIX века располагались водочные склады. Униформу смогут носить мастера и художники, работающие с металлом, деревом, пластиком, керамикой, текстилем, красками, а также административные сотрудники и гости «Сводов». 

Однако униформа давно перестала выполнять исключительно утилитарную функцию, современная спецодежда — это зачастую также художественное высказывание, авторы которого наделяют рабочую одежду новыми смыслами.

Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды»:

В «Философии Энди Уорхола» есть место, где он говорит в своей парадоксально-афористичной манере: «Я обожаю униформу! Лучше знать, что в тебе любят тебя самого, а не то, что из тебя может сделать одежда». Вообще, со стандартизированной, форменной одеждой произошла довольно любопытная вещь: раньше униформа была символом положения, часто — власти, знаком «готовой идентичности». Потом ее взяли в оборот разные субкультуры, униформа превратилась в средство самовыражения, пришла в большую моду и стала одним из главных и самых долгоиграющих референсов фешен-дизайнеров. Сейчас для культурных, творческих институций, вообще для многих компаний и брендов форма — это важнейшая часть «сторителлинга», способ рассказать свою «легенду», создать идентичность площадки. Попросту говоря, она задает стиль, с акцентом на содержание, а не на внешнюю форму — как раз как говорил Уорхол. 

Фото: Heron Preston х Carhartt WIP, КМ20

Ольга Карпуть, основатель концепт-стора КМ20:

Униформа в современной моде — это принадлежность к определенному комьюнити или субкультуре. Взять, например, скейтеров. Стиль ребят, гоняющих на скейтах, сейчас актуален как никогда. Их униформа — это широкие брюки, кроссовки на плоской подошве, шапки бини, футболки и худи оверсайз, модная доска. С помощью этой униформы скейтеры определяют «своих и чужих», а те, кто не принадлежат к этой субкультуре, считывают ее «код». Униформа формирует классный образ, который транслируется в моду. Появилось много брендов, которые вдохновляются этой культурой, от наших ребят из «Рассвета» до лос-анджелесских Brain Dead (эта марка уже совсем скоро будет представлена в КМ20).

Людмила Алябьева, академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»:

Униформа представляет собой один из самых интересных и неоднозначных одежных жанров: с одной стороны, она по сути является материальным воплощением идей контроля, принуждения и дисциплины, с другой — не стоит забывать про «тайную», неформальную жизнь любой униформы и ее трансгрессивный потенциал, порождающий символику эротизма и фетишизма. 

Такая многосложность форменного костюма делает его невероятно привлекательной темой для дизайнеров моды, которые, от Chanel и Yves Saint Laurent до Claude Montana и Comme des Garçons, с разной степенью интенсивности отсылают нас к идее униформы в своих коллекциях.

Фото: «ГР-Униформа», КМ20

Алексей Баженов, основатель Института Beinopen:

Традиционно униформа обладает прямым высказыванием: это явный и очень однозначный маркер принадлежности к социальной группе, такой мерч, который нельзя купить. Кроме того, униформа безусловно функциональна. Поэтому она «противоположна» современной моде — это история про унификацию, не про различие. И когда самые талантливые дизайнеры обращаются к этой теме (Гоша Рубчинский с проектом «ГР-Униформа» и Алессандро Микеле в коллекции SS 2020), в их контексте она означает конец моды. Усталость от постоянной сменяемости и шести коллекций в год, от их карнавальной эстетики.  

Но мы бы предложили вспомнить «нормаль-одежду» Татлина и прочитывать униформу не как защиту или социальный маркер, а как призыв перезапустить моду с нуля по новым принципам. Современная мода движется в направлении экологичности и этичности производства, долговечности и функциональности одежды.

Конкурс «СОЮЗ» проходит в несколько этапов: заявки, которые смогут отправить не только студенты, но и выпускники профильных вузов, эксперты будут оценивать по ряду критериев, среди которых — экологичность материалов, понимание производственных процессов и возможность локального производства. Победитель конкурса станет известен 15 июля: он получит денежный приз и будет участвовать во всех этапах создания и выпуска униформы. Если автор живет и работает не в Москве, фонд V–A–C обеспечит его присутствие на производстве. В процессе работы финалиста будет сопровождать приглашенный эксперт проекта, дизайнер марки Inshade Мария Смирнова. 

Открытие ГЭС-2 запланировано на конец 2020 года.

Автор: Александр Зогин

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Ольга Нечаева
Как понять, что согласие на секс получено, если даже слово «да» может быть интерпретировано как согласие, данное под давлением обстоятельств? Секс-колумнист Ольга Нечаева размышляет о том, чем опасно фокусировать внимание только на теме согласия, если мы хотим заниматься сексом по взаимности, а не по решению суда
Константин Эггерт
Инцидент с нападением на съемочную группу ведущей Первого канала столкнул «элиту» с «глубинным народом»
Владислав Иноземцев
Конечно, протесты под лозунгом Black Lives Matter вряд ли закончатся гражданской войной. Но они будут иметь достаточно серьезные последствия как для экономики, так и для либеральных основ западного общества