Георгий Кожуховский: Арендовать яхту теперь так же просто, как заказать такси
Ɔ. Как вы придумали Anyships? Вам чего-то не хватало?
Идея создания сервиса появилась несколько лет назад во время первого путешествия по Венеции, когда я столкнулся с проблемой плохой городской навигации. Итальянцы чаще всего не очень хорошо владеют английским, а их маршрутные карты понятны только местным. Для всех остальных это просто прямые линии, никак не связанные с формой реальных улиц и водных каналов, и добраться до интересующего места по такой карте бывает очень трудно. Я подумал, что было бы здорово создать приложение, упрощающее процесс посещения достопримечательностей: вызываешь катер, как обычное такси, обозначаешь через смартфон необходимые точки и без лишних объяснений отправляешься туда, куда хочешь. С этой идеей я обратился к Аркадию Пекаревскому (бывший соучредитель компании Sela, российский миллиардер. — Прим. ред.). На тот момент мы виделись всего один раз в жизни, но я решил рискнуть. Задумка показалась Аркадию интересной, и уже через две недели после моего возвращения из Венеции мы начали работу над проектом.
Ɔ. Anyships — это аналог каршеринга, только арендовать можно лодки и суда?
Мы создавали Anyships как площадку-агрегатор для владельцев судов по всему миру. Наш сервис позволяет частным компаниям размещать на сайте свои предложения по аренде лодок, яхт, теплоходов и прочего водного транспорта, продавать услуги по перевозке пассажиров или грузов, а также делиться объявлениями о продаже судов. Пользователи сайта могут без посредников воспользоваться услугами понравившейся компании. Недавно мы разработали онлайн-приложение для смартфонов, через которое можно воспользоваться нашим сервисом водного такси. В дальнейшем мы планируем добавить в него возможность заочной регистрации в яхт-клубах, онлайн-бронирования круизов и мест для отдыха в прибрежной зоне. В проектировании приложения, кстати, принимал участие совладелец нашей компании Дмитрий Бородин, который является одним из трех основателей международного сервиса для знакомств Topface и ее IT-директором.
Ɔ. Сегодня приложение на смартфонах не работает, о чем пишут пользователи. В чем причина?
В 2018 году, когда мы только начинали задумываться о формате будущего сервиса, команда разработчиков создала самый элементарный сайт, его мобильную версию и приложение. Поработав с этой пробной системой и собрав обратную связь, мы поняли, в какую сторону нужно двигаться. Последние полгода наша команда занималась проектированием новых частей сервиса. В настоящий момент мы успели обновить только наш сайт, а официальные приложения будут доступны в App Store и Google Play уже через две недели. После апгрейда негативных отзывов быть не должно.
Ɔ. Если у меня есть старая дедушкина лодка, я могу заработать с помощью вашего сервиса?
Для старта работы с Anyships вам нужно оформить ИП и получить лицензию на перевозку пассажиров. Далее вы выставляете цену за свои услуги и начинаете получать заказы. Судно можно сдавать в аренду по часам или посуточно, либо в формате такси. Судовладелец может сам быть капитаном или нанять для этого проверенного человека с биржи капитанов, которая также встроена в наш сервис. На маленьких катерах от пяти до восьми метров в длину в месяц можно заработать порядка 100 тысяч рублей. Владельцы судов от 10 до 18 метров в зависимости от класса яхты или катера зарабатывают от 200 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц. На яхте больше 20 метров миллион можно заработать за день. В месяц таких заказов будет немного, но порядка 4 миллионов обычно получается. Словом, чтобы хорошо заработать на дедушкиной лодке, придется брать много заказов. И будьте готовы к тому, что мы проверим состояние вашего судна.
Ɔ. Все помнят гибель теплохода «Булгария» в 2011 году. Год назад Алексей Рахмонов, президент Объединенной судостроительной корпорации, в интервью «Снобу» говорил, что состояние отечественных судов оставляет желать лучшего. Расскажите, что видите вы?
Новых российских судов сейчас практически нет. Я знаю единичные экземпляры, спущенные на воду в этом и прошлом году. Чаще всего они строятся на деньги инвесторов, про использование игроками рынка субсидий от государства я пока не слышал. Если говорить о теплоходах, то в основном на плаву старые модели 70-х годов, которые реставрируют и ежесезонно приводят в порядок. Катера чаще всего используют американские, 2004–2015 года выпуска, купленные уже не новыми. Люди стараются поддерживать свои суда в хорошем состоянии, потому что сезон в России достаточно короткий, каждый день простоя из-за поломки — это немалые убытки. Поэтому, даже если внешне судно может выглядеть устаревшим, внутри оно отремонтировано максимально надежно.
Ɔ. Как вы проверяете состояние судов ваших партнеров? Какова будет ваша роль, если арендованная клиентом лодка потерпит крушение?
Проверки с учетом всего вышеизложенного очень строгие. Судно невозможно добавить на наш сервис, если на него нет необходимых бумаг. В перечень требуемой документации входит регистрация судна, оформленная страховка на перевозку людей или грузов и действующий техосмотр. Самой проверкой судна занимаются государственные органы, их заключениям мы доверяем. Помимо официальных бумаг запрашиваем фотографии судна. Если в регионе судовладельца есть представитель Anyships, он сам осматривает и фотографирует судно.
В случае крушения мы выступаем только операторами: если такси попадает в ДТП, исполнителем по договору является водитель, он лично страхует своих пассажиров и автомобиль. На воде ситуация та же: ответственность за судьбоносные решения берет на себя капитан. Но, конечно, мы помогаем партнерам со всеми юридическими моментами и регулируем спорные ситуации. Наши администраторы следят, чтобы судовладелец получил оплату, а клиент смог вовремя уплыть и в целости прибыть в указанную на карте точку. Ситуаций, когда что-то произошло и никто не виноват, мы не допускаем. К счастью, катастроф в нашей практике не было.
Ɔ. В каких странах можно воспользоваться вашим сервисом и как вы планируете развиваться? Сезонность влияет на работу проекта?
Наш сервис работает онлайн, поэтому границ для расширения у нас нет. Но нужно подстраивать под каждую страну, это занимает время. Сейчас у нас есть много запросов на аренду в Австралии и США, поэтому на ближайшее время эти рынки для компании в приоритете.
Сезонность на нашу работу, конечно, влияет, но, к счастью, Земля круглая, и пока в одной стране спрос идет на спад, в другой стране он растет. Эти риски мы продумывали еще «на берегу», как бы двусмысленно это ни прозвучало. И именно сезонность стала одним из тех факторов, благодаря которым мы решили работать не в каком-то одном регионе, а рассматривать сразу мировой масштаб.
Ɔ. Во многих туристических городах, где на аренду судов есть спрос, есть уже десятки предложений от частных компаний. Приглашаете ли вы подобные компании к сотрудничеству? В чем их выгода от партнерства с агрегатором?
Преимущество нашего сервиса для клиента состоит в том, что в одном месте собрано большое количество специализированных предложений, и вам не будут дополнительно предлагать заселиться в отель или настойчиво приглашать на экскурсию в музей, как это обычно бывает. Для частных предпринимателей интерес в том, что к сотрудничеству мы приглашаем всех желающих, причем неважно, являетесь вы владельцем мегаяхты, весельной лодки или доски для серфинга. Малые компании обычно не имеют большого бюджета для грамотного и результативного маркетинга. И если говорить о SEO-продвижении, то даже при использовании всех имеющихся ресурсов сайт судовладельца чаще всего так и остается в нижних позициях поисковой выдачи. Соответственно, клиентов он получает немного, и часть из них приходят другими путями, в том числе через «сарафанное радио». Мы же предоставляем целый пул заказов даже маленьким компаниям.
Ɔ. Планируете выпустить акций компании?
Пока нет. Сейчас услугами Anyships пользуются около 250 тысяч человек в год. Когда эта цифра сменится 1 миллионом, можно будет подумать об акциях.
Ɔ. Можно приобрести долю в Anyships?
Да, мы ищем сильного партнера для ускорения роста компании, который готов купить 20%, и сейчас рассматриваем несколько предложений, но продавать агрегатор целиком не планируем. На данный момент компания оценивается в 4 млн долларов.
Ɔ. Кто-то из ваших партнеров может стать соинвестором?
Идею поиска инвестора среди наших партнеров мы не рассматриваем по одной простой причине: иногда у судовладельцев вызывает непонимание и отторжение даже вопрос перевода отчетности в виртуальный формат. Наш бизнес больше связан с автоматизацией процесса и IT-технологиями, в то время как партнеры занимаются арендой. Русскому человеку — и в этом его отличие от европейца или американца — важно ощущать, во что он вкладывается. То есть буквально: купить яхту, пустить ее в эксплуатацию и получать не менее 40% годовых. На Западе же легко вкладываются в виртуальные проекты и готовы ждать несколько лет, пока компания вырастет и начнет приносить ощутимые доходы. История с коронавирусом, кстати, в этом плане сыграла нам в плюс — процесс виртуализации пошел более активно.
Ɔ. Негативные последствия пандемии вы чувствуете?
Мы работаем в премиум-сегменте, поэтому спрос на наши услуги остается стабильным даже в кризис. Аренда яхты — это вообще очень выгодно, ведь содержать целое судно самостоятельно непросто и затратно. До пандемии люди арендовали яхты для отдыха в других странах. Сейчас они все так же делают это, но только на территории родины. В России в этом сезоне мы получаем несколько миллионов рублей за неделю работы, а в Европе счет идет на сотни тысяч евро. В будущем мы хотим создать сервис, охватывающий всю инфраструктуру, находящуюся на воде и около воды, чтобы арендовать яхту или катер было так же просто, как заказать такси.
Ɔ. Как на бизнес влияют санкции? Сложно работать в сложившейся международной обстановке?
Нам повезло, на наш бизнес санкции не распространяются — ни на учредителей, ни на отрасль. К Anyships хорошо относятся, даже если мы предоставляем услуги не как юридическое лицо, зарегистрированное в Европе, а как предприниматели из России.
Беседовала Анастасия Кузнецова