Фото: Evgeniy Sofiychuk/AP/ТАСС
Фото: Evgeniy Sofiychuk/AP/ТАСС

Врачи отказывают в отправке Навального в Германию, потому что ему может стать хуже «как при взлете, так и при посадке самолета». Как обычно происходит транспортировка пациента в зарубежную клинику?

Пациент или его родственники договариваются с клиникой, получают приглашение, затем оформляются документы на транспортировку. На это требуется согласие либо самого пациента, либо его ближайших родственников. Теоретически бывают случаи, когда пациент нетранспортабелен, поэтому представитель медицинского учреждения, в котором находится пациент, должен дать заключение о возможности транспортировки.

Требуется ли согласие лечащего врача или заключение консилиума врачей?

Согласие — нет, но кто-то должен написать направление, дать рекомендации. Обычно это делает лечащий врач той клиники, в которой находится пациент. Но по закону пациент или его родственники, если он сам не в силах, могут потребовать заменить лечащего врача. Заключение консилиума не обязательно, это решается в каждом конкретном случае и зависит от принимающей стороны. Требования у принимающей стороны могут быть разными.

Можно ли обжаловать заключение о том, что пациент нетранспортабелен, в судебном порядке?

Суд для этого не требуется. Вообще есть возможность пригласить независимого специалиста. По закону независимых врачей должны допустить по требованию родственников.

Имеет ли медицинское учреждение право не называть диагноз родственникам?

Ближайшие родственники имеют право на получение полной информации о состоянии пациента, если только сам пациент не написал запрет на то, чтобы им сообщали такую информацию. Если такого документа нет и пациент находится без сознания, его законные представители имеют право знать его диагноз, а также попасть в реанимацию. Запрет на допуск родственников был исключен из законодательства год назад.

Может ли диагноз быть тайной следствия в случае возбуждения уголовного дела по факту, связанному с заболеванием? Должны ли в таком случае родственники подписывать документы о его неразглашении?

Что значит «диагноз — тайна следствия»? Больница — не следственный орган. Следствие действительно может не сообщать какую-то информацию родственникам, но только со своей стороны. Для того чтобы попробовать запретить больнице информировать родственников пациента, по крайней мере, должно быть постановление со стороны следственного органа о запрете доступа к конкретной информации. Но и его, в принципе, можно оспорить. Насколько я знаю, в случае Навального таких документов нет. 

Подготовила Ксения Праведная