Родион Шишков: В будущее возьмут только экоосознанный бизнес
Бизнес будущего
Запуская компанию, мы думали о том, чтобы она была устойчивой. Это стоит понимать любому бизнесу, который хочет просуществовать больше, скажем, 10 лет. Компании, которые влияют на экологию негативно, переживают свой закат. Это нефть, табачная индустрия, алкоголь, азартные игры, целлюлозно-бумажное производство, автотранспорт на двигателях внутреннего сгорания и многие другие. В то же время, например, компания Tesla, которая стремится вывести экологически безопасные электрокары на массовый рынок, растет в цене десять раз за год и становится самым дорогим автопроизводителем в мире. Инвестиции в зеленые инициативы сегодня экономически целесообразны. Экономика и госрегулирование будут смещать потребление в сторону бережного отношения к экологии. Эволюция в целом сберегает ресурсы, которые для нее важны.
Экология сегодня
В 2016 году в городах мира образовалось 2,01 млрд тонн твердых отходов. Это примерно 740 граммов на человека в день. К 2050 году эта цифра увеличится на 70% из-за роста населения и урбанизации, прогнозирует Всемирный банк. Загрязнение воздуха вызывает более 9 млн преждевременных смертей в мире ежегодно. И это в три раза больше летальных исходов, чем от СПИДа, туберкулеза и малярии, вместе взятых, указывают аналитики организации.
Наиболее значимыми экологическими проблемами россияне считают загрязнение воды и воздуха, говорится в исследовании GfK. Пандемия коронавируса только увеличила рост пластиковых отходов по всему миру, отмечают эксперты Всемирного экономического форума. Во многом это связано с ростом спроса на доставку продуктов. Так, Роспотребнадзор в апреле этого года рекомендовал продуктовым магазинам прекратить продажу развесных товаров без упаковки — это спровоцировало рост количества отходов.
При этом изменился сам подход к покупке продуктов: больше не нужно раз в неделю собираться всей семьей в гипермаркет и покупать еду на неделю вперед. Все, что нужно к ужину или обеду, можно заказать с помощью смартфона за секунды и получить продукты через 10–15 минут.
Все-таки у экспресс-доставки есть определенные плюсы с точки зрения экологии: склады и дарксторы сервиса находятся в пешей доступности от любого клиента. В этом случае товары привозят на склады небольшими партиями на маленьких грузовиках. Заказ курьеры доставляют клиенту пешком или на велосипеде. В результате на каждый заказ тратится принципиально меньше топлива, а карбоновый след (количество выбросов парниковых газов, образованных в результате деятельности человека. — Прим. ред.) стремится к нулю.
Доставка крупного интернет-магазина зачастую устроена иначе: несколько заказов для разных клиентов собирают в большом распределительном центре. Курьер везет их сразу по нескольким адресам, зачастую через весь город. В пересчете на каждый из заказов грузовик курьера проезжает в среднем 4 километра и сжигает литр топлива.
Продуктовые сети и экспресс-доставка
Формат экспресс-доставки позволяет отказаться от закупки впрок. А значит, люди не потребляют больше, чем нужно, и, как следствие, не выбрасывают испорченные продукты. Покупатель не соблазняется, как в классическом супермаркете, положить в корзину что-то лишнее, и не планирует свое меню на несколько дней вперед: в мире, где можно взять то, что нужно, прямо «здесь и сейчас» без минимальной суммы чека.
«Самокат» может позволить себе купить пять лимонов, если клиентам нужно именно это количество. Необходимый объем каждого товара в реальном времени прогнозирует специальный алгоритм. Он оценивает рост количества заказов, например, в первые два часа работы склада и обновляет прогноз по продажам на весь день, предсказывает, сколько именно лимонов пользователи закажут сегодня. Классический ретейл вынужден купить и выложить на полку 50 лимонов, потому что это выглядит привлекательно для покупателя. Купят все равно пять, остальное пойдет под списание.
В обычных магазинах покупатели часто трогают овощи на развес и другие продукты, но в итоге не кладут их в свою корзину. От постоянных прикосновений значительное количество товара теряет вид и просто портится, поэтому многие ретейлеры упаковывают овощи и фрукты. Но сегодня вполне можно отказаться от устаревшей одноразовой упаковки. Стоит выбирать альтернативу вроде стекла, которое легче переработать, или отдавать предпочтение упаковке, при производстве которой используется меньшее количество ресурсов, например, картонной подложке вместо той же пленки. По стоимости она не сильно отличается от обычного пластика. Еще вариант — использовать оборотную тару (многоразовую упаковку, которая возвращается поставщику и используется снова). Подобные решения помогут бизнесу остаться актуальным в будущем.
Инициативы компаний и роль господдержки
Компании по всему миру запускают экологические инициативы, снижая таким образом влияние производства на окружающую среду и привлекая новых клиентов. Активность проявляют и ретейлеры. Например, российская компания Lamoda пропагандирует среди сотрудников экологичный образ жизни, проводя внутренние семинары о том, как правильно обращаться с отходами и минимизировать их количество; выбирает для сотрудничества экобренды. Кроме того, компания работает с фондом «Второе дыхание»: в пунктах выдачи заказов можно сдать ненужную одежду в специальные контейнеры. Ее передадут нуждающимся или, если вещи больше нельзя носить, отправят на переработку.
«ВкусВилл» собирает на переработку батарейки и пластиковую тару, отказывается от бумажных чеков в пользу электронных и призывает покупателей приходить за питьевой водой со своей тарой. Не отстают и производители одежды: DECATHLON использует для пошива одежды переработанный пластик. Телекоммуникационная компания «МегаФон» обучает клиентов правильно утилизировать электронику через запуск трейд-ин-программы.
Множество инициатив есть и у глобальных компаний: Samsung Electronics продвигает повторное использование старых смартфонов в быту и призывает дать вторую жизнь упаковке из-под техники. Coca-Cola организует раздельный сбор отходов и переработку пластика, а также работает над снижением доли выбросов CO2 на производстве.
В России с точки зрения правового регулирования и поддержки бизнеса для сохранения окружающей среды сегодня фактически не делается ничего. Поэтому самая важная часть устойчивости — ответственное потребление. Мы покупаем избыточно много еды, одежды. Многие вещи мы действительно не используем. Переход к осознанному потреблению способен снизить влияние человека на окружающую среду. Логистика не будет требовать больших резервов, а люди станут покупать меньше и еды, и одежды, и любых других товаров.