Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Fabio Bracht/Unsplash

Без-имени-1.jpg

Фото: Fabio Bracht/Unsplash

Андрей Ушаков:

Пять новых правил поведения потребителей в посткоронавирусную эпоху

Редакционный материал
Кризис заметно изменил поведенческие привычки потребителей. Андрей Ушаков, директор по маркетингу ГК «Лудинг», руководитель запуска бренда премиального коньяка «Айвазовский», рассказывает, что обязательно нужно учесть компаниям, если они планируют сейчас запускать новые продукты и бренды
28 августа 2020 13:00

Негативное влияние пандемии и ограничительных мер ощутили на себе многие компании и отрасли в России. Даже до ввода карантина треть предпринимателей уже отмечали снижение выручки из-за коронавируса, а уж после весенних ограничений пострадали почти все. Почти 20% малых и средних компаний вовсе не смогли открыться, а доходы бизнесменов в 2020 году поставили антирекорд XXI века.

Как бизнесу выживать в посткоронавирусном мире?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отвлечься от проблем предпринимателей и посмотреть на потребителей. В конце концов, именно спрос на услуги определяет привлекательность разных ниш рынка и разных продуктов, а значит, и перспективы для бизнеса. 

Все плохо — и это новые горизонты

По населению COVID-19 ударил не менее сильно, чем по бизнесу: за время карантина реальные доходы россиян в среднем упали на 8%. Безработица к концу весны выросла на 29% — за время карантина работу потеряли почти полмиллиона человек. В июле общее число безработных россиян составило 4,6 миллиона — на 38,1% больше, чем в прошлом году. 

Такая ситуация создает сильнейший стресс и формирует страх за собственное будущее, но в конечном итоге человек адаптируется ко всему. Пережив первый шок, люди учатся жить в посткоронавирусном мире, и первое, что они делают, — пересматривают собственные предпочтения и ценности. Именно это обстоятельство и открывает перед бизнесом новые возможности.

Пять новых правил потребления

За последние восемь-десять месяцев поведение потребителей изменилось. Это нужно учитывать в первую очередь, планируя продвижение и другие действия по развитию бизнеса.

  • Потеря лояльности

В кризисное время даже самые консервативные потребители, склонные сохранять верность бренду десятилетиями, превращаются в потребителей-новаторов. Они буквально вынуждены пробовать новые продукты и решения — этот поиск становится обязательной частью борьбы за снижение расходов, восстановление баланса между финансовыми поступлениями и тратами. 

Иными словами, рынок сейчас находится в стадии передела сегментов: устоявшаяся и стабильная аудитория превратилась в ищущую. Но именно поэтому сейчас удачный момент для запуска нового бренда.

  • Поиск лучшей цены

Если доходы в среднем упали на 8%, значит, средняя стоимость потребления снизится не меньше, чем на эти же 8%. В условиях экономической неопределенности многие люди начинают копить, уменьшая траты на 10–20% и даже более.

В такой ситуации преимущество получают бренды, которые выводят на рынок новые продукты в чуть более низкой ценовой категории, чем привычные предложения того же сегмента.

  • Стремление вернуться к прежнему образу жизни

Сейчас, когда режим самоизоляции снят и первый стресс отступил, люди стараются восстановить привычную для себя реальность, вернуться в зону комфорта. Это подтверждается исследованием BrandScience. Потребители хотят получать сервис и продукты того же уровня, к которым привыкли до пандемии. Это желание вступает в конфликт с опасением, что в будущем ситуация ухудшится, а также со снизившимися доходами.

Отсюда можно сделать вывод, что в наиболее удачной ситуации оказываются продукты, продвигаемые через неявное снижение стоимости. В рекламе таких товаров и услуг не стоит делать акцент на преимущество цены — в условиях активного поиска возможностей потребители заметят выгоду самостоятельно. Сделайте упор на сегмент и нишу, которую занимает товар: средний или премиум-класс. Такие рекламные кампании можно охарактеризовать как «то, к чему вы привыкли», но с некоторыми дополнениями.

  • Пересмотр жизненных ценностей

Забота о здоровье, желание меньше времени тратить на покупки и минимизировать контакты с другими людьми, социальная ответственность — вот основные тренды посткоронавирусного мира. В таких условиях одним из ключевыми преимуществ продуктов становятся бесконтактная доставка, соблюдение гигиены на производстве, благотворительность и забота о ближних. Сейчас, когда все больше потребителей стремятся отвлечься от темы COVID, нет смысла выводить все это на передний план, но упоминание неизменно должно присутствовать. Так вы повышаете расположение аудитории к своему продукту.

  • Отказ от долговременного планирования

Сейчас 88% потребителей опасаются дальнейших последствий «коронакризиса» для экономики. Это беспокойство накладывает свой отпечаток: если раньше люди много внимания уделяли долгосрочным перспективам выбора продукта — программам лояльности и т. д., то сейчас они все больше фокусируются на моментальной выгоде.

Сделав акцент на том, что покупатель получит от вашего товара прямо сейчас, вы увеличите шансы занять большую долю посткоронавирусного рынка. И в целом актуальные потребности должны оставаться в центре внимания: о долгосрочных перспективах можно будет подумать позже, в более стабильной ситуации.

Не стоит бояться запускать новые бренды

Кризис — серьезная проблема, но он не должен становиться причиной отказа от запуска новых брендов. Более того, как раз сейчас самое время работать над расширением линейки своих продуктов. Мы убедились в справедливости этого утверждения на собственном опыте, запустив бренд коньяка «Айвазовский» в самый разгар пандемии. Следите за запросами в своей нише: спрос на качественные товары и услуги сохранился, и при правильной подготовке их можно продать.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Во время пандемии коронавируса у многих предпринимателей открылось второе дыхание: появились новые продукты. О том, какой бизнес в России смог расправить плечи в первую волну коронавируса и благодаря чему не схлопнется во вторую, рассказывает вице-президент и старший управляющий партнер Европейской юридической службы Андрей Евстифеев
Просчеты и оплошности неизбежны для любой технологической компании, будь то гигантская корпорация или молодой стартап. Но именно проработанные провалы помогают компании расти. После неудачного проекта шансы фаундера на успешный запуск повышаются на 20%. Главное — научиться извлекать из поражений пользу. CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказал о стратегиях, которые помогут компании расти благодаря ошибкам
В июле стало известно, что банк «Тинькофф» оставит всех своих сотрудников работать из дома даже после пандемии. Офис компании при этом превратится в место для корпоративных встреч. На прошлой неделе о намерении перевести большинство сотрудников на удаленку заявили и в холдинге РБК. Насколько эффективной может быть новая модель работы и как перспективы распределенного офиса воспринимают лидеры рынка, рассказал управляющий партнер группы компаний «Альтфина», эксперт по налогообложению Михаил Миронов

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.