Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Ɔ. Год назад, в сентябре 2019-го вы перешли из голландского «Витесса» в «Зенит». Почему решили вернуться в Россию?

Понял: пора что-то менять, нужен новый вызов в карьере. С «Витессом» объективно бороться за чемпионство в Голландии невозможно, а «Зенит» — другая история: всегда высокие места, Лига чемпионов. От такого шанса никто бы не отказался. Все лето 2019-го в медиа появлялись слухи, что в Питере мной интересуются. Постоянно подходили журналисты: «Ну что, когда в “Зенит” уже перейдешь?» Когда было объявлено официально, ребята в команде подкалывали: «Наконец-то базу отремонтируем на эти деньги!» (трансфер Караваева обошелся «Зениту» в 8 миллионов евро. — Прим. ред.). На самом деле, у «Витесса» она и так современная — это просто шутка.

Ɔ. «Зенит» в прошлом сезоне выиграл чемпионат и Кубок, в этом — стартовал с победы в Суперкубке. Почему в России команда на голову выше всех конкурентов?

У нас в «Зените» крутой коллектив. Я в этом лишний раз убедился во время пандемии: до карантинной паузы мы шли на первом месте, нам нужно было доиграть чемпионат без потери очков и мы справились. В футболе часто бывают матчи, когда все идет не так, как тебе хочется, но даже такие игры «Зенит» в прошлом сезоне вытаскивал через не могу.

Ɔ. В «Зените» вы выиграли свои первые полноценные трофеи в карьере — и сразу три. Не боитесь потерять мотивацию?

Для футболиста трофеи — самое главное. Дети ведь будут спрашивать: «Папа, а что ты выиграл?» Если ничего, то как отвечать? «Как ты так играл, если ничего не выиграл?» — скажет ребенок. И будет прав. Месси и Роналду сколько выиграли (на двоих у них 70 трофеев за сборные и клубы. — Прим. ред.)? Где они берут мотивацию? Аппетит приходит во время еды. Выиграл три кубка — хочется четвертый, выиграл шестнадцать — хочется семнадцатый! К тому же в России со следующего года будет только один способ попасть в групповую стадию Лиги чемпионов напрямую, без стыковых матчей — выиграть чемпионат. Есть огромная мотивация показать себя против лучших футболистов мира, а потом в перспективе и оказаться среди них — играть за европейский топ-клуб. Это моя цель.

Ɔ. Как «Зенит» следил за безопасностью футболистов во время пандемии ?

Руководство «Зенита» еще в марте предупредило: «Никого не отпускаем, нужно быть готовыми в любой момент выйти на поле — вдруг чемпионат возобновится». Мы остались дома, тренировались по Zoom и выходили на улицу только по неотложным делам: в магазин или аптеку. В команде по-другому быть не может: если ты относишься халатно к себе — это может коснуться всех. Небольшие послабления сделали: можно выйти в парк рядом с домом, например. В общественные места почти не хожу и обязательно надеваю перчатки и маску, беру с собой антисептик. А то смотришь на людей — создается ощущение, будто коронавирус ушел. Сейчас как раз самое опасное время, ведь на самом деле ничего еще не закончилось.

Ɔ. После старта чемпионата часто тесты сдаете?

Нас проверяют перед каждым матчем, за два дня. Летаем в масках и перчатках, даже несмотря на то что самолет у «Зенита» свой. Тех же самых правил придерживаемся при входе на каждый стадион — там еще и температуру измеряют. В гостиницах и на своей базе живем по одному. Прием пищи тоже изменился: столы везде расставлены на расстоянии 1,5–2 метра, еду приносят в запакованных контейнерах. 

Ɔ. Что думаете о решении ФИФА уплотнить график соревнований и провести чемпионаты Европы и Мира за полтора года, а не за два, как раньше?

Сначала не хотелось, чтобы Евро переносили. Но в итоге, конечно, это решение оказалось правильным, иначе чемпионат Европы просто не успели бы провести. Я принял эту новость как данность. Сейчас нужно будет потерпеть — в ближайшие два года мы сыграем очень много матчей. Но позже график выровняется. Да и чемпионат мира в Катаре пройдет не летом, как обычно, а зимой, то есть пауза между Евро и ЧМ увеличится на полгода. Ничего страшного в этом не вижу.

Ɔ. Каких футбольных событий ждете в ближайшее время?

Главное, чего я жду — возвращения болельщиков на трибуны во время игр сборной. Без фанатов вообще не та атмосфера. Видеть пустой стадион на финале Лиги чемпионов — странно. Хорошо, что в России фанаты постепенно возвращаются на стадионы (на играх российского чемпионата трибуны могут быть заняты на 50%. — Прим. ред.) — для нас, футболистов, это очень важно. Мы ведь для людей играем.

Ɔ. Глядя на вас, возникает ощущение, что вы не российский футболист: например, в Европе ездили на «Шкоде». Какая машина у вас сейчас?

Я езжу на клубном «Ниссане».

Ɔ. Обычно футболисты выбирают дорогие марки.

Если честно, я не очень хорошо разбираюсь в машинах. Мне, как мужчине, нравятся качественные марки. Может, у кого-то и есть мечта: взять себе ту желтенькую машину из жвачки «Турбо», которую в детстве по рублю покупали... Но у меня такой цели пока нет. Я к роскоши отношусь спокойно: и «Ламборгини», и мой «Ниссан» ездят на четырех колесах, обе машины довезут меня до базы. Понятно, что когда растет доход, потребности меняются, причем не только у футболистов. Это абсолютно нормально. Я могу купить себе хорошие часы, в гардеробе есть дорогие бренды, но без перебора. Не вижу смысла на этом зацикливаться. Я хочу донести до аудитории простую мысль: не все футболисты одинаковые. СМИ часто выставляют игроков не в лучшем свете: мол, в футбол не играют, зато отдыхают в клубах, тратят деньги... Нельзя стричь всех под одну гребенку.

Ɔ. Кстати, о часах. Вы говорили, что увлекаетесь этой темой — даже хотели бы пойти учиться в часовую школу. Откуда такой интерес?

Года четыре назад стал увлекаться: прочитал одну статью про часы, потом вторую, третью... Углубился в тему, искал разные истории. Затем приобрел себе хорошие часы — изучил бренд. Так меня потянуло: подписался на нескольких блогеров в инстаграме, стал литературу покупать. Например, родители на 24-й день рождения подарили коллекционное издание о часах, которое было выпущено в позапрошлом веке. В часовую школу думаю пойти, когда будет чуть больше свободного времени. Нашел такую в Москве: можно пройти обучение по одному из направлений — кварцевым часам или механике. В конце собираешь свой собственный механизм под присмотром мастера.

Ɔ. Помните, как потратили первую серьезную зарплату?

Поначалу все отдавал родителям. В выпускной год в школе ЦСКА я зарабатывал 6,5 тыс. рублей в месяц. На тот момент это были огромные деньги! Оставлял себе на карманные расходы, остальное — папе и маме, а уже в армейском дубле сделал первую серьезную покупку — iPhone 4s. Он тогда только вышел. Помню, в интернете еще искал самое выгодное предложение, где подешевле. У меня до этого была кнопочная Nokia с металлической крышкой, так что «Айфон» в те времена — это было «вау».

Ɔ. Когда вы играли в Европе, с какими стереотипами о России и русских футболистах сталкивались?

Главный стереотип — это водка. Про медведей никто не спрашивал, а вот национальный напиток все просили привезти. В Чехии даже уточняли: «Нужна Stolichnaya!» (до голландского «Витесса» Караваев играл в трех чешских клубах. — Прим. ред.). И в Чехии, и в Нидерландах местные пытались заговорить на русском. Особенно любили слово «товарищ». «Привет, мальчик!» или «Привет, товарищ!» — часто так здоровались. Ну и вообще пытались произнести по-русски какие-то слова.

Ɔ. Есть еще один стереотип, что жены футболистов не стремятся к собственной реализации — зачем напрягаться, если у мужа многомиллионная зарплата. 

Наверное, если всех в паре устраивает, что жена сидит дома и ничем не занимается, вопросов быть не может. Но в нашей семье нет никаких запретов. Моя жена Катя — сценарист, это непростая профессия. Секрет не только в том, чтобы написать классный сценарий, но и найти режиссера, продавить свою историю — здесь нужна удача. Но я буду только рад, если жена будет успешнее меня, честно. Мы во всем друг друга поддерживаем: сейчас успешнее я, потом, может, она станет круче. Можно даже соревноваться!

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Ɔ. Чем занимаетесь в свободное от футбола время?

Сейчас в театры и кино особо не выберешься, но до карантина мы с женой ходили на спектакли. Несколько раз были в Большом — на балетах «Жизель» и «Лебединое озеро» и опере «Борис Годунов». Вообще у меня в планах выучить еще один язык. Я хорошо знаю английский, немного помню чешский, которым занимался, пока играл в Праге. При этом хочу найти англоговорящего преподавателя, чтобы новый язык — испанский, например, — объяснял на английском. Часто захожу на сайты спортивных медиа, чтобы почитать интервью о футболе, тактические разборы. Но 90% того, что я вижу, — комментарии людей, которые к спорту вообще никакого отношения не имеют. То же самое и в общественно-политических изданиях, кстати. Достаточно много грязи, желтизны — мне это не нравится. Сам я стараюсь максимально не афишировать свою личную жизнь. Зачем провоцировать кого-то, выставлять себя напоказ?

Ɔ. Какой фильм о спорте посоветовали бы посмотреть тем, кто в нем ничего не понимает?

Начал бы с «Легенды №17». Это классная история успеха: как только ни унижали Харламова, даже отправляли играть в Сибирь, но он смог все преодолеть и в итоге стал великим хоккеистом. Самая мощная сцена — когда герой встает на ворота без вратарской амуниции и отбивает шайбы незащищенным телом. Очень мотивирующий фильм.

Подготовили Данила Игнатов, Никита Павлюк-Павлюченко