Иван Сорокин: Смена правил игры, или Почему высшее образование не гарантирует успех
Наши представления об успехе устарели
Формула успеха «веди себя хорошо, учись, работай, трудись» сложилась из старых советских установок. Еще в начале XX века в СССР была создана программа «Работа по распределению», согласно которой выпускник вуза гарантированно получал работу с достойной оплатой труда, социальными гарантиями и бесплатным жильем. И перед получением диплома молодой специалист уже точно знал, где он будет работать следующие три года. При этом уволить его было невозможно.
Одновременно с этим институты выпускали высококвалифицированных специалистов, потому что на них был спрос: предприятия нуждались в качественных кадрах. И институт отвечал перед предприятием.
Поэтому долгие десятилетия в умах людей формировался единый стереотип об универсальной формуле успеха. Ребенка нужно отдать в детский сад, где он социализируется и получит базовые навыки. Дальше — школа, где важно хорошо учиться, чтобы получить медаль или аттестат без троек, которые гарантируют поступление в хороший университет. Институт — шаг, который нельзя пропустить, ведь иначе никто не возьмет на хорошую работу, придется идти дворы мести или вагоны разгружать, а вот если покажешь высокие результаты, дадут хорошее место. Может, даже попадешь в столицу.
Сейчас это кажется наивным, но в советские годы отличная зачетка и красный диплом действительно конвертировались в деньги и счастье. Никто и подумать не мог, что человек с высшим образованием будет годами искать работу или даже выберет другую профессию.
Формула перестала работать после развала СССР. Сад, школа и институт никуда не делись — как и мысли о том, что для достижения успеха нужно быть воспитанным, хорошо себя вести и получать высокие оценки. Однако исчезло ключевое звено — распределение. С 90-х годов институты выпускают специалистов, не предоставляя им совершенно никаких гарантий. Никто больше не обеспечивается по умолчанию рабочим местом после получения диплома. Правила игры поменялись, но до сих пор не все это поняли.
И сегодня тысячи родителей требуют высоких оценок и выдающихся результатов. Поступления в вуз и красного диплома. 57% россиян уверены, что высшее образование обеспечит человеку успешную карьеру. При этом нынешнее образование уже не отвечает тому высокому качеству, которого все ожидают.
При этом, по данным ВЦИОМ, 47% наших соотечественников сегодня работают не по специальности — считай, зря потратили время на учебу. Есть и еще более пугающие цифры: в этом году вузы окончили 1,5 миллиона молодых людей, но число вакансий для них сократилось на 33% по сравнению с 2019 годом. Многие компании просто перестали брать начинающих специалистов. Даже если удастся устроиться на работу, зарплата будет составлять порядка 33 000 рублей — именно столько в среднем предлагали на старте карьеры во II квартале 2020 года.
Иными словами, ни о каком успехе и богатстве речи не идет. Более того, в погоне за ними мы уже больше 30 лет портим отношения со своими детьми, когда до ночи заставляем их делать уроки, а после запихиваем в ненавистные вузы ради «корочки».
Отношения важнее оценок
Родители не должны гнаться за хорошими отметками, и ни в коем случае не стоит портить из-за этого отношения со своими детьми. Оценки в наше время вообще не имеют значения. Более того, часто они даже не показывают реальный уровень знаний: у нас до сих пор отметку снижают за помарки или за то, что отступил от полей не две клеточки, а одну.
И конечно, все мы знаем множество примеров очень богатых и знаменитых людей, которые в школе были троечниками.
Пятерка не делает никого автоматически умным или успешным. Отличник в государственной системе образования — это человек, который не мешает, не ломает дисциплину и не задает неудобных вопросов учителю. Человек, который вертится, крутится, у которого много идей, который что-то придумывает, обычно троечник. Потому что он неудобный для учителя. Но вот только в наше время именно такие люди меняют мир.
Объем личности на первом плане
Сегодня все больше людей могут позволить себе выбирать для своих детей лучшее: частные сады и школы, кружки, секции. Да даже бесплатных или недорогих предложений на рынке более чем достаточно. И та самая советская установка побуждает взрослых загружать детей как можно сильнее: ментальная арифметика, скорочтение с пяти лет, лепка, аэробика, скалолазание, бассейн, шахматы и так далее. Родители уже с младенчества начинают усиленно готовить ребенка к светлому будущему, пытаясь с пеленок учить его читать и говорить по-английски. Иногда кажется, что поздно уже не после трех лет, а практически с месяца.
Современные родители делают одну большую ошибку: изначально неверно ставят цели. Например, наша цель — доехать из Москвы до Санкт-Петербурга (читай: вырастить успешного и счастливого человека). Мы видим пункт назначения и дальше уже выбираем, как поедем — на машине, на поезде, на самолете, на велосипеде. Пути могут быть разные, но когда есть четкая цель, мы ее достигнем.
Что делает большинство? У них нет точного пункта назначения, нет цели, зато они сразу знают, что отправятся к ней по скоростной трассе на автомобиле с реактивным двигателем (то есть набирают по пять кружков в день для четырехлетки). Но куда эта трасса их приведет? Может, в Калугу, а может, во Владивосток. Они потратят много времени, усилий, денег, ресурсов, по пути могут переругаться, но цели не достигнут.
Я уверен, что концентрироваться нужно не на том, как бы посильнее загрузить маленького человека учебой и знаниями. Задача современного родителя — поставить верную цель, и я вижу ее в формировании личности. Нужно смотреть на ребенка и видеть, каким он вырастет. Что это за человек будет в 30 лет. Вам бы хотелось с ним общаться и дружить? Вы будете им гордиться? Или вы видите только размер его зарплаты и количество побед?
Объем личности — это наполнение определенными ценностями. Прочный фундамент, на котором ребенок будет строить свою жизнь. Ведь это сейчас можно таскать его по кружкам круглосуточно, а в 15 лет он скажет: все, устал, слишком взрослый. Хочу лежать на диване и ничего не делать — и будет лежать, и вы уже ничего не сможете изменить.
Поэтому сразу растите человека, который умеет не только учиться, но и строить взаимоотношения с другими. Уверенного в себе, умеющего себя слушать, понимающего, что ему нравится, знающего круг своих интересов. Чтобы, когда он вырастет, он нашел свое место в жизни, обрел близких людей и друзей. Оценки никакого отношения к этому не имеют.
И если сегодня вы смотрите на сына или дочь и понимаете, что из них вырастут хорошие люди и через 20–30 лет вы будете с удовольствием с ними общаться, — все у них правильно. Даже если ребенок, например, не хочет после школы идти в институт или вместо юриста хочет стать музыкантом. Главное, чтоб он развивал свой дар и был в этом счастлив.
Сегодня концепция «садик — школа — институт — хорошая работа и карьера» сломана. Если спросить предпринимателя, владельца бизнеса или генерального директора крупной компании, какие качества он ценит в сотруднике и что для него важно при найме нового специалиста, никто не назовет хорошие оценки и красный диплом. Скорее всего, вы услышите «коммуникабельность, ответственность, открытость, позитивность, умение быстро найти решение проблемы, горящие глаза, энтузиазм». И, чтобы получить достойное место работы, нужно обучаться именно тому, за что работодатель готов платить.
Так в какой институт поступить, чтобы получить такую профессию? Где этому учат? Таких факультетов в современных вузах не существует. Мы живем в XXI веке, а пользуемся стратегией успеха, разработанной более 100 лет назад, и ломаем голову, почему она не работает.
Не гонитесь за оценками, не хвастайтесь перед друзьями тем, сколько пятерок получил ваш ребенок. «Отличников мы наймем» — так обычно говорят предприимчивые и неудобные для учителя троечники. Делайте ставку на объем личности, передавайте ребенку традиции семьи, формируйте фундаментальные и непоколебимые ценности, на которых будет твердо строиться вся его жизнь.