Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. На сайте вашей компании сказано, что «в XXI веке пациент больше не может быть манекеном, на котором оттачивают навыки молодые специалисты». Как VR может изменить медицинское образование?

Студенты выпускаются из медицинских университетов «сырыми», во время обучения им дают много теории, но при этом у них почти нет практических навыков. Это не проблема сегодняшнего дня, так было и 50, и 100 лет назад. Ни у одного вуза в мире нет под рукой клиники, в которой находятся пациенты сразу со всеми известными науке патологиями. Кому-то из студентов везет больше — им показывают достаточно много клинических случаев, а другим в этот момент приходится сидеть и заполнять медицинские карты. Практика — всегда рулетка. Это касается не только офтальмологии, но и других дисциплин. Пациенты это прекрасно понимают, поэтому стараются попасть на прием к врачу со стажем, потому что он много видел и знает гораздо больше, чем его юный коллега. С помощью виртуальной реальности мы хотим этот «разрыв» сократить. Наше программное обеспечение погружает студента в различные ситуации, в которых профессионалы бывают каждый день: начиная от диагностического приема до хирургической операции.

Сейчас у нас готов софт для имитации приема врача-офтальмолога. Надевая очки, студент оказывается в кабинете, садится за щелевую лампу (офтальмологический прибор. — Прим. ред.) и начинает изучать глаз виртуального пациента. Например, искать у него язву роговицы. При этой патологии живой человек испытывает боль от яркого света, и на приеме ему трудно держать глаза открытыми. Поэтому для любого студента изучение язвы на реальном пациенте — целое испытание. Кроме того, чтобы понять, как эта патология выглядит, нужно осмотреть как минимум 10–15 человек. Виртуальная реальность позволяет студенту изучать язву без ограничений по времени, да и виртуальный пациент не будет постоянно пытаться закрыть от боли глаза.

Ɔ. Как студент управляет происходящим в виртуальном кабинете?

С помощью контроллеров, которые идут в комплекте со шлемом. Наша программа похожа на VR-игры, в которых можно перемещаться по комнате и контактировать с предметами. При взаимодействии с медицинским оборудованием запускаются кат-сцены, имитирующие движения — как врач садится за стол, как подводит глаза к микроскопу и так далее.

Ɔ. Какую роль в программе играет искусственный интеллект?

Для нас важно, чтобы каждый студент получил необходимые знания, поэтому наша программа помимо контроллеров использует еще и eye tracking, с помощью которого следит за движением глаз студента. Система анализирует, увидел ли он патологию, или ему нужны какие-то подсказки с дополнительными теоретическими знаниями. Получается, что материал адаптируется под конкретного студента. Во время практических занятий в вузе у преподавателя нет возможности до конца убедиться, что студент все понял, а наша технология может дать точную оценку его знаниям.

Ɔ. Чем ваш софт может быть полезен хирургам?

Хирургическая операция — следующий, более сложный этап, где нужно продумать физические взаимодействия. Во-первых, студент должен понимать, что произойдет при контакте различных инструментов с тканями: во время разреза и так далее. Во-вторых, нужно отрабатывать мелкую моторику. Для этого мы используем технологию, которая на 80% имитирует реальную обратную связь. Больше, к сожалению, ничего об этой технологии рассказать не могу, потому что сейчас мы как раз получаем на нее патент. Сейчас студенты могут проверить себя — отработать мелкую моторику за реальным микроскопом на глазах свиньи, но их анатомия не совсем похожа на человеческую. Наша программа позволит молодому специалисту лучше подготовиться к работе с человеком.

Ɔ. Получается, что это больше про психологию, чем про отработку навыков.

Конечно, программа позволит симулировать ситуации, которые могут случиться во время реальной операции. Пройдя обучение в виртуальной реальности, хирург будет знать, как реагировать на кровотечение или другие «сюрпризы». Кроме того, искусственный интеллект, о котором мы говорили выше, сможет оценить хирургические риски: машина поймет, готов ли врач к операции, или ему нужно что-то подучить и дополнительно потренироваться.

Ɔ. На каких моделях VR-очков можно будет запустить вашу программу?

Мы сейчас ориентируемся на HTC VIVE Pro Eye. Пока что это единственный распространенный шлем с eye tracking.

Ɔ. Как можно будет получить доступ к вашей программе?

Мы собираемся продавать софт по лицензии. У человека, купившего программу, будет аккаунт, который позволяет пользоваться софтом пожизненно — изучать «базу» или проходить какие-то специализированные курсы. Офтальмология достаточно обширная дисциплина, в ней очень много различных направлений и специализаций: кто-то из врачей занимается катарактой и глаукомой, другие — сетчаткой или роговицей. Все эти специальности требуют отработки конкретных навыков.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Вы уже понимаете, сколько будет стоить доступ к вашей программе?

Ориентировочная стоимость лицензии — 100 тысяч рублей.

Ɔ. Совсем не дешево, учитывая что и на очки, о которых вы говорили, придется потратить еще около 150 тысяч.

Все очень относительно. Студенты в московских медицинских вузах платят за обучение по 300–400–500 тысяч рублей в год. При этом, как я уже говорил, им дают кучу теории и недостаточно практики. Мы же за гораздо меньшие деньги предлагаем выход из этой ситуации: покупай программу и тренируйся сколько захочешь. Кроме того, возможно, мы откроем VR-клубы на базе университетов, чтобы нашей технологией смогли пользоваться все желающие студенты.

Ɔ. На какие средства существует проект и сколько нужно для его реализации?

Пока мы существуем на личные средства. По нашей оценке, проект от и до будет стоить около 80 миллионов рублей.

Ɔ. Вашему приложению нужно лицензирование Минздрава?

Нам потребуется аккредитация ведомства и регистрация программы как медицинского изделия. В будущем мы хотим загружать в программу результаты диагностики реальных пациентов — их цифровые аватары, чтобы у практикующих хирургов была возможность отработать разные сценарии операции перед тем, как идти к живому пациенту.

Ɔ. Сам Минздрав вашей идеей уже заинтересовался?

Пока что нет. Мы делали запрос, писали письма, но до реального сотрудничества дело еще не дошло. С медицинскими университетами все по-другому — им наша технология необходима, потому что сейчас у них сильная нехватка кадров. Ежегодно только по одной офтальмологии выходит около 20 тысяч научных публикаций — это необъятное количество информации, которое все сложнее доносить до студентов. Современные технологии позволяют облегчить процесс обучения, потому что в наши практические сценарии изменения вносят квалифицированные специалисты.

Ɔ. Еще одна заявленная вашим стартапом цель — создание виртуального университета.

NOE Education — кульминация нашей работы. Мы хотим создать в виртуальной реальности большой футуристический город, в котором будут располагаться кампусы для изучения различных направлений медицины. Этот мир будет похож на GTA (компьютерная игра с «открытым» миром. — Прим. ред.), только для медиков. Студенты этого университета из разных стран смогут вместе посещать лекции, участвовать в конференциях и даже вместе проводить хирургические операции. Я уверен, что с помощью такого виртуального пространства мы со временем сможем не только встроиться, но и качественно дополнить — улучшить медицинское образование.

Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко