Театр и еда: до, после или во время?
Кроме привычных драмы, оперы, балета и мюзикла специалисты выделяют множество театральных жанров. Среди них — визуальный, документальный, иммерсивный, постдраматический, уличный, инклюзивный, сайт-специфический, синтетический и новый музыкальный театр. Этот список неполный, и с течением времени рождаются все новые и новые жанры и формы: например, два года назад флотилия «Рэдиссон Ройал» запустила специальные театральные круизы по Москве-реке. В круговороте современной жизни театр вынужден адаптироваться, чтобы выжить и не потерять зрителя. Новому поколению нужны новые формы и то, что удовлетворяло людей в прошлом веке, зачастую уже не вызывает интереса у молодежи. Но, как показывает практика, на самом деле что-то новое — это чаще всего хорошо забытое, переработанное и актуализированное старое.
В Древней Греции спектакли длились целыми днями, и подобно современной фестивальной публике «Авиньона», «Территории» или «Винер Фетвохен», зрители готовились к событию заблаговременно. Но если сегодня театралы продумывают свой маршрут так, чтобы в перерывах между показами удалось перекусить, выпить чашку кофе либо чего покрепче, то у их античных предшественников выбор был невелик. Они запасались едой и вином заранее и не стеснялись поглощать ее во время представления.
Так же спустя века вели себя посетители театра кабуки в Японии. На гравюрах Уки-е эпохи Эдо изображены зрители, которые свободно общаются, пьют саке и едят заранее принесенные с собой угощения. На представления кабуки шли не столько за зрелищем, сколько ради праздного времяпрепровождения. В Японии того времени в столичный театр люди съезжались из регионов, чтобы себя показать и на других посмотреть. История японских ланчей в коробках — о-бенто, которые продаются повсеместно до сих пор, плотно переплетена с театром кабуки. Существует красивая легенда, что названия блюд в популярном наборе, который японцы брали с собой на представление, созвучны с именем возлюбленной главного героя пьесы театра кабуки «Сукэроку». Женщину звали Агемаки, а набор включал в себя Абурагэ — своеобразный пирожок из соевого творога с рисовой начинкой, обжаренный во фритюре, и Макидзуси — рис, обернутый водорослями. Пьеса «Сукэроку» была крайне популярна, и играли ее часто, название быстро прижилось и сохранилось до наших дней.
Что касается Европы, ужинать во время представления можно было и в «Глобусе» — доме труппы Уильяма Шекспира. Когда это заведение появилось в Лондоне, оно не походило на привычный для современного человека театр. Деревянное здание круглой формы без крыши и без сидячих мест в партере больше бы подошло для проведения рок-концерта. Партер считался территорией бедного люда, а аристократия размещалась в ложах наверху. Курить, пить и есть в «Глобусе» не воспрещалось, на месте раскопок (первый «Глобус», построенный Шекспиром, сгорел) археологи до сих пор находят раковины устриц, мидий, улиток. Темза была полна рыбы и моллюсков, и устрицы довольно долго оставались основной пищей для бедняков.
Театр развивался, переходил с улиц во дворцы, здания становились богаче, публика — сдержаннее, представить себе зрителей, жующих на представлениях Малого или Александринского театра невозможно. Станиславский, так рьяно боровшийся за «настоящее на сцене», не мог допустить, чтобы зрители поглощали что бы то ни было, кроме пищи духовной. Есть и пить во время действия было разрешено только актерам, и то, только если того требовал сюжет. Но наряду с развитием классического театра повсеместно стали появляться кабаре. В России на рубеже XIX–XX веков молодые режиссеры быстро сообразили, что в классическом театре им не дадут реализовать и половины смелых замыслов, в кабаре же, напротив, можно пробовать абсолютно все. Легкий концертный жанр в заведениях, где сцена находилась прямо перед столиками, давал людям возможность не только культурно провести вечер, но и вкусно поесть.
В книге «Режиссер Мейерхольд» Константин Рудницкий пишет: «Дом интермедий был своего рода студией. В ней объединились петербургские актеры, актрисы, художники, композиторы, режиссеры и в их числе — Мейерхольд, впервые здесь выступивший под псевдонимом “Доктор 130 Дапертутто”. Крошечное помещение бывшего театра “Сказка” перестроили соответственно новым задачам: убрали рампу, сделали широкую лестницу, ведущую со сцены в зал, вынесли ряды стульев и расставили столики, чтобы публика (как это бывает в кабаре) могла требовать себе во время спектакля напитки или еду и, значит, чувствовать себя более свободно и активно. Актеры входили и выходили через зал, рассаживались на лестнице, и в одной пьесе, во время пляски в воображаемой таверне, к возгласам восхищения актеров на сцене присоединялись таковые же из зала, которые приводили к заранее инсценированной перебранке, кончавшейся тем, что в зрительном зале, на одном из столов, другая артистка-танцовщица тоже начинала танцевать, чтобы доказать свое превосходство над той, что плясала на сцене».
Чеховский Тригорин требовал новые формы в литературе, современный зритель — в театральном искусстве. Если про свой спектакль по пьесе Вуди Аллена Константин Богомолов говорит, что это «буржуазный» театр и хороша такая работа перед походом в ресторан, то другие идут немного дальше и интегрируют еду прямо в спектакли.
В спектакле «Саша, вынеси мусор» режиссер Виктор Рыжаков рассказывает историю гражданской войны. Первое, что видят зрители, — накрытый стол. Стол стоит не на сцене, а у входа в зал, и запахи жареной на сале картошки заполняют собой все пространство. В другой его работе, «Иллюзии» торт, испеченный во время действия на Малой сцене МХТ, раздают зрителям, и каждый может отведать кусочек блюда, которое готовили на протяжении всего спектакля. В Студии театрального искусства перед показом «Москва — Петушки» по пьесе Ерофеева зрителей угощают водкой с кильками, а в «Гоголь-центре» во время спектакля «Кому на Руси жить хорошо» актеры предлагают зрителям выпить и закусить. На спектакле-прогулке группы Rimini Protocol «Remote Moscow» участники посещают трапезную московского храма на Петровке, где их встречают столы с едой, и, поужинав, идут дальше. Работа Талгата Баталова «Зеркало Карлоса Сантоса» заканчивалась совместным ужином всех зрителей в фойе. Питерский Pop-up театр предлагает еще более необычный формат: они создали барный аудиоспектакль «Профсоюз работников ада», где зрители перемещаются от одного заведения к другому, непременно пропуская по стаканчику.
Как только по Москве-реке была возобновлена навигация, Флотилия «Рэдиссон Ройал» снова запустила речные прогулки на яхтах, а через несколько месяцев также вернула театральные и литературные круизы. Зрители собираются на одном из лайнеров и отправляются в необычное путешествие. Вечерние виды города и подобранные исходя из драматургии произведения блюда дополняют театральную постановку. Гости непосредственно вовлечены в действие, отсутствует четвертая стена, спектакль создается общими силами, каждый самостоятельно определяет степень своей вовлеченности. Можно просто насладиться ужином с видом на город, а можно перенестись в другую эпоху, стать частью известного произведения и получить яркие впечатления от погружения в спектакль.
Современный театр разнообразен и многогранен, не стоит бояться пробовать что-то новое, особенно если это новое — блюдо, которое подают во время представления. Этой традиции уже не одно тысячелетие, главное — найти подходящую постановку, и тогда получится и культурно обогатиться, и развлечься, и голодным не уйти.
Театральные круизы с флотилией «Рэдиссон Ройал»
Два года назад флотилия «Рэдиссон Ройал» запустила специальные театральные круизы по Москве-реке — совместный проект с IZ Projects, созданный при поддержке генерального спонсора банка ВТБ. Сейчас флотилия продолжает традицию специальных театральных и литературных рейсов, в которых гости наслаждаются любимыми произведениями классиков в исполнении профессиональных актеров, дегустируя блюда разных эпох. В такой эксклюзивный круиз можно отправиться в компании друзей, с семьей, с любимым человеком или же в одиночку. Белоснежная яхта, вечерняя Москва, спектакль, аутентичное меню — все это сделает вечер по-настоящему запоминающимся. Флотилия уже успела представить гостям спектакль «Ужин с классиком. А. П. Чехов», комедию-водевиль «30 миллионов гладиатора» от Эжена Лабиша, впервые представленную на русском языке, а в этом сезоне запускает новое представление — итальянскую комедию «Лжец».
«Ужин с классиком. А. П. Чехов»: 4 и 11 ноября
Это спектакль нового формата на основе 22 произведений писателя, слитых в единую историю, с ужином по рецептам XIX века. В меню — оладушек с муссом из печени трески, «Оливье» с перепелкой, салат «Русский барин», тушеная лопатка с картофельным пюре, палтус с тыквенным пюре, медовик и безалкогольные напитки.
«Тридцать миллионов гладиатора»: 18 и 25 ноября
Уникальный иммерсивный спектакль в атмосфере французского романтизма, музыка, танцы, куплеты, богатые костюмы, легкость Прованса и кокетство в сочетании с французской кухней по рецептам XIX века. Зрителям предложат заливное с креветкой, киш лорен, утиную грудку с кремом из сельдерея, пирожное макарон и безалкогольные напитки.
«Ужин с классиком. Лжец»: 2 и 16 декабря
Премьера «Лжеца» Карла Гольдони в очередной раз докажет, что все тайное становится явным, а зрители смогут стать участниками процесса. Иммерсивный спектакль будет дополнен итальянским сет-меню, в которое войдет ассорти брускетт, мусс из трески с картофелем, митболы в томатном соусе с полентой, тирамису и безалкогольные напитки.
Флотилия «Рэдиссон Ройал» уже десять лет способствует развитию досуга на реке. Литературные и театральные рейсы — большой вклад в контентный туризм и сохранение традиционной российской культуры и литературы, а также привлечение внимания к культурным ценностям. Главная задача проекта — сочетание приятного и полезного: знакомство с достопримечательностями Москвы наряду с новыми впечатлениями от погружения в культурное и гастрономическое наследие.
Подготовила Ольга Завалишина