Юлия Княжанская: Чего не хватает MBA-программам в России
Прародительницей МВА (Master Of Business) считается школа Dartmouth College, где в 1900 году была открыта Amos Tuck School of Administration and Finance. Через шесть лет после этого Harvard University основал свою школу бизнеса — именно ее принято считать первой школой MBA.
В стандартном варианте бизнес-образование состоит из модулей: стратегия, лидерство, маркетинг и финансы. При этом каждый вуз делает в образовательной программе свой акцент, например, Stanford University — на инновации, Yale University — на лидерство, University College London — на экономику.
Если раньше зарубежное бизнес-образование получали либо в Европе, либо в США, то сейчас к ним прибавилась Азия. В Китае бизнес-образование появилось в конце ХХ века, когда Дэн Сяопин начал преобразовывать плановую экономику в рыночную. Сегодня европейские бизнесмены хотят изнутри узнать, как китайцы ведут бизнес, а также завести полезные связи, поэтому программы пользуются популярностью. Несмотря на это, лишь незначительная часть более чем из 200 китайских бизнес-школ смогла получить аккредитацию от Equis или AACSB.
Аккредитация MBA — добровольный выбор каждого вуза. Лучшими организациями, которые аккредитуют программы, считаются AACSB, AMBA и EFMD. Есть школы — обладатели Triple Crown — аккредитаций сразу трех элитных организаций. В России за аккредитацию отвечает «Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования» (НАСДОБР).
Российское бизнес-образование возникло после 1990-х, почти на 70 лет позже, чем за рубежом. Но при советском экономическом строе оно и не было нужно. В начале 2000-х на российский рынок стали приходить зарубежные компании, что провоцировало не только рост экономики, но и перемены в образовательной системе.
В то же время стало понятно, что для менеджера важен не только опыт работы, но и место, где он учился, и программа, которую он освоил, а также знания, которые он из этого вынес. Люди всерьез стали задумываться о повышении квалификации, но не все могли летать в Европу или США, чтобы учиться бизнесу. Тогда российские вузы стали адаптировать зарубежную систему МBA под местный рынок. Например, опираясь на модули зарубежного бизнес-образования, в России могут в общую образовательную программу добавить блок про изучение нефтегазовой отрасли.
Долгое время считалось, что нужные знания стоит получать только в международных вузах. В российских на старте зарождения программ MBA учили по старым книгам или просто перенимали опыт международных коллег. В некоторых учебных заведениях России такой консервативный подход сохранился до сих пор. Отсюда мы и получаем распространенное заблуждение, что в отечественных вузах учат лишь теории. Найти сильный преподавательский состав в России тоже реально, но придется изучать программы и тщательно выбирать. Совет: выбирайте курсы, где преподают как российские, так и зарубежные специалисты, — это поможет совместить международную экспертизу и прикладной опыт отечественных компаний.
Вся система образования MBA построена на примерах. Я вижу в этом несколько ощутимых плюсов: практическая направленность, интерактивный формат и конкретные навыки. Интересных кейсов в американских компаниях в разы больше, чем в российских, соответственно, наши студенты получают насмотренность на международный рынок. Важно, чтобы потом они самостоятельно или в рамках программы переложили этот опыт на реалии нашей страны. Иначе даже практические задачи дадут лишь теорию.
Также одна из ключевых вещей, которую дает MBA, — круг знакомств. И если студент учится в своей стране, то связи тоже приобретает здесь. Если же он планирует вывод компании на зарубежный рынок, то получение международного MBA — хорошая помощь в реализации плана. К примеру, студент уезжает учиться в Гонконг, обрастает связями и после возвращается в Россию, где использует наработанные контакты для выхода на азиатский рынок. Кстати, бывает и наоборот, когда зарубежные студенты приезжают учиться к нам, чтобы понять, как в России ведут бизнес и решают те или иные задачи.
Одним из важных отличий зарубежного и российского бизнес-образования я бы назвала менторство. Во время зарубежной программы ученика постоянно сопровождает коуч, потому что у вуза есть заинтересованность в том, чтобы после MBA студент занял достойную должность и упоминал университет как свою alma mater. За рубежом, к слову, очень гордятся своими выпускниками. Некоторые студенты даже создают на базах вузов фонды и вручают стипендии на обучение тем, кто не может позволить себе оплату курса. Я вижу менторство одним из первых шагов, который могут сделать российские программы, чтобы показывать больше успешных кейсов студентов. Когда мы проводили исследование студентов перед запуском MBA-направления в «Нетологии», то выяснили, что топ-менеджеры рассматривают два варианта повышения квалификации: наставничество и образовательные программы. MBA может совместить в себе и то и другое.
Несмотря на то что спрос на MBA растет, российские работодатели пока считают его скорее преимуществом, нежели требованием. Я думаю, так происходит потому, что в нашей стране еще не сформировался пласт собственников, которые прошли школу MBA сами и понимают практическую ценность такого образования.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь