Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Фото: Burst/Unsplash

1600.jpg

Фото: Burst/Unsplash

Сергей Гребенников:

Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году

Редакционный материал
Цифровые навыки — понятие довольно размытое. В самом широком смысле речь идет о знаниях и умениях, которые позволяют взаимодействовать с программами и умными машинами. Чем больше они проникают в рабочие задачи и повседневную жизнь, тем эти навыки нужнее. Если их игнорировать, можно очень быстро прослыть человеком, который безнадежно отстал от жизни. Еще более неприятным образом это может отразиться на карьере — сегодня, когда мир переходит на удаленную работу, коллегу встречают не по одежке, а по «цифровому следу». Сергей Гребенников, директор Регионального общественного центра интернет-технологий, рассказывает, какие навыки будут востребованы в 2021 году
3 ноября 2020 9:35

В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.

Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь. 

Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.

Информационная безопасность

Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.

Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.

Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.

Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов. 

Фото: Tyler Hendy/Unsplash

Интернет вещей

Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.

Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.

Работа с данными

Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.

Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем. 

Цифровой этикет

Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства. 

Чего точно не нужно делать:

  • Бросать одиночное «здравствуйте» в мессенджере и ждать ответного приветствия. Сразу изложите суть обращения в одном сообщении.
  • Посылать голосовые сообщения. Вы экономите собственное время, но занимаете чужое. Нужно спросить, не против ли собеседник общаться в этом формате.
  • Предоставлять ссылку на онлайн-документ, не открывая к нему доступ в нужном режиме (читатель, комментатор, редактор). 
  • Искать нужные документы во время видеосвязи, поставив собеседника в режим ожидания.
  • Писать в общем чате персональные сообщения, не поставив тег на конкретного адресата.

Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.

Самообучаемость и адаптивность

Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной. 

Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые. 

Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.

Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Маркетинг давно отошел от сугубо традиционных взаимодействий с потребителем через журналы, радио и билборды и, как и окружающий мир, частично перешел в цифровую реальность. Как компании грамотно использовать инструменты цифрового маркетинга, как оценивать их эффективность и какую роль в этом процессе играет руководитель, рассказывает Александр Поломодов, преподаватель программы Digital MBA в «Нетологии» и руководитель управления разработки цифровых экосистем в «Тинькофф»
Видеоконтент очень быстро меняет площадки, включаясь в нашу жизнь через лэптопы, экраны смартфонов, мониторы, и приобретает новые форматы: мы смотрим веб-сериалы в инстаграме, к альбомам новых исполнителей выходят целые музыкальные фильмы, для модных брендов снимают имиджевые ленты любимые режиссеры. Полнометражное кино расширяется до многочасовых марафонов и сужается до ставшего популярным и массовым короткого метра. О том, что происходит с последним — короткометражным кино, рассказывает генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures Иван Яковенко
Прогнозирование всегда помогало компаниям принимать решения в настоящем и строить планы на будущее. Но как формировать стратегии в условиях кризиса и неопределенности? Рассказывает Алексей Авдеев, CEO компании Calltouch

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.