Фото: Apple TV+
Фото: Apple TV+

Смотреть с придыханием

«Дом с прислугой» (второй сезон)
Платформа: Apple TV+
Создатель: М. Найт Шьямалан

В голливудском кино есть такой провокатор, зовут его М. Найт Шьямалан. Авторский почерк этого любителя ужасов не спутать ни с чем. Метод режиссера и сценариста зачастую отличается созданием вязкой и неприятной атмосферы, непременно поехавшими головой героями и, конечно, тем, что сделало имя Шьямалана нарицательным — путающим все карты и сбивающим с ног сюжетным поворотом в финале почти всех его лент. Вы наверняка смотрели хоть один его фильм, будь то детективное «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом, постановочный «Таинственный лес» с Хоакином Фениксом или ужастик «Визит» про обезумевших пенсионеров. Все эти картины взрывали зрителю мозг своим финалом. «Визит», впрочем, был последним и внезапным, на мой взгляд, удачным предприятием мистика: предшествовавшие блокбастеры «Повелитель стихий» и «После нашей эры» едва ли не единогласно были признаны критиками провалами, а последовавшие за «Визитом» картины «Сплит» и «Стекло» выглядели откровенно устаревшими. Несколько выделялся из ряда поздних неудач режиссера сериал «Сосны» (этакий «Твин Пикс» на коленке), но и тот ко второму сезону погиб в буре алогизмов.

Первый сезон «Дома с прислугой» без преувеличения спас положение и доказал, что запал и сила рассказывать мощные истории у Шьямалана еще остались. Это мастерски поставленный клаустрофобический хоррор-триллер. Его герои — респектабельная семейка Тернеров (он — известный, медийный повар, она — не менее популярная репортерша). Но у супругов был секрет — их новорожденный ребенок при непонятных до конца сезона обстоятельствах погиб. Мать трагедию не пережила, муж купил ей взамен ребенка куклу, к которой героиня стала относиться как к реальному малышу. Ну а когда настало время выходить из игрушечного декрета, кукле наняли няню. Тут и начиналось шьямалановское безумие (внимание, дальше спойлер!): та самая прислуга оказалась сектанткой, которой удалось куклу оживить. Впрочем, в финале сезона случился своего рода undoing: карета стала тыквой, то есть ребенок — обратно куклой.

Второй сезон подхватывает сюжетные линии первого, но слегка меняет характер повествования. В прошлый раз страшно становилось именно от царящей в доме героев атмосферы удушья, которая создавалась за счет медлительности, операторских акцентов на деталях и темноты. Здесь же события происходят гораздо более стремительно, а основным ужасающим приемом становится игра с телом: от элементов боди-хоррора до сверхреалистичных «пыток» захваченной в заложники няни. Развязки не ждите, Шьямалан признавался, что хочет историю, длящуюся как минимум пять сезонов. Кстати, я нарочно не проговариваю, что на экране творится: сюжет и его перипетии — это основной крючок шьямалановских работ. Зато проговорю другое: в «Доме с прислугой» в качестве режиссера дебютирует одна из дочерей М. Найта, работой которой автор сериала сильно гордится.

Смотреть с оглядкой на происходящее

«Люпен»
Платформа: Netflix
Создатели: Франсуа Узан, Джордж Кей

Если настроение включить что-то более легкое и при этом столь же актуальное, то снова придется нажать на кнопку с Netflix. На платформе в самом начале месяца вышел французский сериал «Люпен» — вольная адаптация романов и новелл писателя Мориса Леблана, знаменитого своей серией произведений про виртуозного преступника. Новый сериал концентрируется на непростой жизни темнокожего эмигранта Ассана Диопа (один из самых харизматичных европейских актеров Омар Си), отца которого сперва обвинили в том, в чем тот не был замешан, а потом еще и вынудили покончить с собой в тюрьме. Повзрослевший Диоп в течение пяти эпизодов разыгрывает план мести злодеям, опорочившим имя отца. Арсен Люпен, сквозной герой романов Леблана, будучи любимым литературным персонажем Ассана Диопа, становится и источником вдохновения для его криминальных планов. 

Легкость и притягательность проекта заключается главным образом в двух вещах — количестве парижских планов удивительной красоты, которые вживую сейчас, увы, не увидеть, и изобретательности самого сюжета — от него веет духом то романов Дэна Брауна, то фильмов из серии «Сокровище нации», а иногда и вовсе британского залихватского сериала «Шерлок». Не случайно несколько эпизодов сериала снимал Луи Летерье, режиссер «грабительского» экшена «Иллюзия обмана». Наконец, актуальность проекта кроется как в выборе темнокожего героя на роль протагониста, так и в обзоре удивительных способов краж, которые ничуть не уступают тем, что мы на днях увидели в популярном ролике про дворец в Геленджике. Хотя нет, уступают.

Больше текстов о сексе, детях, психологии, образовании и прочем «личном» — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь