Все новости
Редакционный материал
Место встречи в несезон.

Программа 14-го Международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета

Это уже стало традицией: февраль, Сочи, Международный фестиваль искусств. Несмотря на все сложности и карантины, Юрию Башмету и его команде удалось собрать небанальную программу и пригласить звезд первой величины
13 февраля 2021 9:55
Фото: Пресс-служба

В феврале Сочи начинает расцветать, и любой внесезонный российский турист будет ошеломлен всей этой буйной весенней красотой. И если бы не горы и Красная Поляна, невозможно представить, что здесь проводились зимние Олимпийские игры. Именно спортивный интерес к этому городу в свое время спровоцировал знаменитого дирижера и альтиста Юрия Башмета начать привозить сюда музыку, театр, балет и разных знаменитостей, включая международных, которые выступали бы здесь, соревнуясь между собой на одной сцене. 

Четырнадцать лет назад, как только МОК выбрал Сочи столицей зимних Олимпийских игр, стало ясно, что параллельно со спортивной предстоит организовать и так называемую культурную Олимпиаду. Башмет со своей продюсерской командой подоспели вовремя, взяв на себя художественное руководство этой частью. «Не одним Зальцбургу и Эдинбургу устраивать свои городские фестивали искусств!» — подумал музыкант со товарищи. И взял за пример города, где про арт-синтез знают не понаслышке. Получилось, что привозить в Сочи звезд из мира академического искусства стали раньше, чем из спортивного: обкатывать формат начали сразу же, в 2008-м. Но финишной прямой, как выяснилось, нет: Олимпиада закончилась, власть в городе сменилась, а зимний фестиваль искусств остался. В этом году он пройдет уже в 14-й раз — с 18 по 28 февраля. 

Можно подумать (а многие, кто сюда попадает впервые, так обычно и предполагают), что все это либо «олдскульно» и скучно, либо слишком уж «на любителя». Но подобные ощущения смывает волной, как только знакомишься с программой фестиваля и попадаешь внутрь сочинского Зимнего театра — основные мероприятия «Кинотавра» проводятся летом здесь же. Организаторы фестиваля искусств действительно пытаются смешивать разные жанры и хоть сколько-нибудь, но экспериментировать. Во-первых, театр (а сюда приезжали выступать и «брусникинцы», и знаменитая «Территория», и выдающиеся Юрий Бутусов с Евгением Мироновым) обычно сочетается с оркестром и чем-нибудь еще — скажем, видеоинсталляциями (своя программа видео-арта на фестивале уже стала традицией). Во-вторых, в Сочи привозят иногда совсем уж нетривиальных артистов: народная певица из Замбии, играющая на коре с ударением на «о», швейцарка с портативным органом, суперизвестная в узких академических кругах трубачка из Норвегии. И наконец, в-третьих, здесь ударно работают с громкими «афишными» именами: в этом году привезут, например, Николая Цискаридзе, Ильдара Абдразакова, Вадима Репина, Аиду Гарифуллину, Константина Хабенского. Кто бы еще мог позволил себе одновременно собрать эту россыпь алмазов в одно время и в одном месте, если не амбициозный rock star Башмет?

Каждому виду искусства назначается свой куратор. Но патронировать здесь принято и начинающих артистов. Мало того что в рамках фестиваля проходят прослушивания претендентов на места во Всероссийском юношеском оркестре (которым наряду с «Солистами Москвы» и «Новой Россией» руководит сам Башмет) и проводится конкурс молодых композиторов. Так еще работают школы юных продюсеров, журналистов и фотографов со своими образовательными программами и мастер-классами. 

Именно ради них в этом году в Сочи прилетит знаменитый Георгий Пинхасов — единственный русский фотохудожник, сотрудничающий с легендарным агентством MagnumPhoto. «Город плывет, город живет», одним словом. И поет, очевидно. 

Удивительно, что в этом году оперные певцы, танцоры и исполнители из Италии, Испании, Японии и других стран согласились все-таки прилететь: пандемия продолжается во всем мире, где-то режим локдауна до сих пор не снят. Видимо, сработали связи и авторитет самого Башмета на международной музыкальной арене. 

Сам он, к слову, называет фестиваль этого года, который случится почти вопреки, «чудом»: «Пока за границей музыкальная и театральная жизнь остановилась, у нас есть возможность выходить на сцену. И не просто выходить, а давать премьеры. Это — совершенное чудо», — цитируют Юрия Башмета в пресс-релизе фестиваля. А еще в курортную столицу закономерно стягиваются зрители и слушатели из других российских городов — авиакомпании привычно фиксируют увеличение пассажиропотока в Сочи не в сезон. Это не преувеличение: за неделю до 18 февраля билетов на рейсы все меньше. Стало быть, не одни только пальмы и морские закаты стимулируют внутренний туризм эпохи COVID-19.

Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Гордей Петрик
В прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Певица смерти и роскоши, греха и стиля неожиданно сняла фильм про Россию на фоне зимы протестов и ожидания чего-то нового посреди разъедающей все плесени
Нина Агишева
Рыжая, страстная, загадочная — Юлия Ауг в новом спектакле Электротеатра Станиславский «Сад» держит зал в напряжении два часа подряд. О том, как на самой авангардной сцене Москвы сыграли традиционный спектакль, рассказывает Нина Агишева
Дмитрий Барченков
Дмитрий Барченков возвращается с обзорами сериалов для «Сноба». Теперь они будут выходить раз в две недели и по пятницам, в рамках серии «СНОБ-Выходной». Сегодня мы открываем две двери: одна ведет в БДСМ-клуб, другая — в монастырь. Содержание, впрочем, местами неожиданно пересекается