Все новости
Экологичность и лаконизм.

Каким должно быть общественное пространство в офисе

Редакционный материал
30/70 — так еще относительно недавно выглядело соотношение площади общественного и рабочего пространства в офисе. Эта пропорция со временем резко изменилась: архитекторы, дизайнеры и девелоперы стали все больше внимания уделять именно социальным зонам в бизнес-центрах. «Сноб» вместе с девелопером Stone Hedge разобрался, как создать идеальное общественное пространство на работе
19 февраля 2012 15:51
Фото: Премиальный офисный квартал STONE Towers

Еще в 1989 году социолог-урбанист Рэй Ольденбург написал книгу The great good place‎‎ о загадочном «‎третьем месте»‎ в жизни каждого человека. ‎«‎Первое место» — это, естественно, дом. «‎Второе»‎ — работа, где каждый из нас проводит примерно половину, а иногда и две трети всей жизни. А вот «‎третьим местом» может быть все, что угодно: кофейня, книжный магазин, любимый парк. Именно эти пространства играют важнейшую роль в социальном развитии городов. Нет, не из-за бодрящего рафа с ванильным сиропом или самого известного бармена в городе. Суть в том, что «‎третье место» способствует творческому взаимодействию людей, а значит, создает благоприятные условия для генерации идей, брейнсторминга и всего того, что так любит новый «‎креативный класс»‎. Прошло много лет, прежде чем это обстоятельство стали учитывать при планировании бизнес-центров.

Исследования показали, что разделение сотрудников по офисным кабинкам оказывает на работников психологическое давление и ограничивает коммуникацию между ними. В таких условиях работа становится рутиной и местом накопления стресса, от которого стремятся поскорее убежать, чтобы отдохнуть и перезарядиться. Решить эту проблему можно, если проектировать офисные пространства с гибкой инфраструктурой, местами для отдыха и даже прогулок, просторными помещениями, где люди могут в том числе взаимодействовать друг с другом. Это поддерживает их психологическое здоровье и, как следствие, повышает продуктивность. 

Девелоперы и архитекторы взяли эту мысль на вооружение, интегрировали «‎третье место» в рабочую среду и назвали его общественным или социальным пространством. Со временем такое решение превратилось в тренд. Теперь уже мало кого удивляет волейбольная площадка на территории знаменитого кампуса Google в Маунтин-Вью или патио на крыше штаб-квартиры интернет-таблоида Gawker. При этом требований к дизайну подобных пространств становится все больше. Среди них — лаконизм, экологичность, технологичность и концепция healthy building («здоровое строительство»). 

Лаконизм

Тренд на лаконизм в интерьере появился как ответ на абстракционизм с его хаотичностью. Ему противопоставили минималистичность, предполагающую, что каждая деталь интерьера выполняет определенную роль, а не просто заполняет собой пустоту — и физическую, и смысловую. Позже этот тренд затронул и дизайн общественных пространств в офисных кварталах и бизнес-центрах. Это можно заметить на примере оформления лобби, по которому посетители составляют свое первое впечатление о компании. Если раньше лобби наполняли большим количеством броских деталей, чтобы удивить гостей, то теперь показателями премиум-класса стали аскетичность и органичное вплетение всех элементов дизайна в интерьер. 

Лаконизм коснулся и других пространств. Картины абстракционистов вместо пустых серых стен, диджитал-экраны вместо обычного аквариума — все это интересно и увлекательно, но не имеет никакой ценности, если не влияет на качество и эффективность работы. Избыточные технологические новинки или новомодные детали только отвлекают сотрудников. Сфокусироваться на работе, когда на людей обрушивается бесконечный поток информации из мессенджеров и почты, и так сложно. 

По словам клинического психолога Людмилы Ильиной, лаконизм как раз помогает избежать проблем с рассеиванием внимания и повысить эффективность работы: «‎В последнее время особенно популярны различные философии дома (хюгге, вабисаби), которые предполагают некую лаконичность, неброскость, красоту простоты. Работодателям приходится подстраиваться под новый общественный запрос. Наличие минималистичных пространств, где сотрудники могут прогуляться во время рабочего дня, заняться спортом после, пообщаться с другими людьми, снижает стресс и препятствует профессиональному выгоранию».‎ 

Пример: Офис-парк Polo Dot, Аргентина. Яркий пример аскетичности в интерьере. Архитекторы перепрофилировали бывшую фабрику электроники Philips в просторное офисное здание со стеклянной облицовкой и высокими потолками. Первые три этажа объединили в огромный вестибюль, где сотрудники могут отдохнуть и пообщаться друг с другом в окружении зеленых растений. Не выходя из здания, можно попасть на открытые террасы. Снаружи расположился офисный парк с лужайками и фонтанами. В результате получились просторные, монументальные общественные пространства, без лишних деталей. 

Экологичность 

IT-гиганты задают тренд на экологичность, внедряя «‎зеленые» пространства в офисы. Штаб-квартира Amazon в Сиэтле — это огромные стеклянные сферы, заполненные 40 тысячами растений из облачных лесов разных стран. Испанская энергетическая компания Enagas в планировке своих штаб-квартир уделяет особое внимание обустройству террас и пространствам на открытом воздухе. Дело здесь не только в моде на экологичность. Согласно исследованию Элизабет Нельсон из нидерландского Университета Твенте, растения в рабочей среде помогают снизить уровень депрессии и риск возникновения головных болей, а также улучшить концентрацию. На открытых террасах сотрудники и гости бизнес-центров могут «перезагрузиться‎»‎ после тяжелых переговоров, подышать свежим воздухом и освободить голову от лишних мыслей. Если планировка здания предполагает благоустроенную крышу, то на ней можно полюбоваться панорамой города и отдохнуть от замкнутых пространств офисов. Альтернативой такому решению‎ может стать озелененная территория или парк во дворе офиса, где можно прогуляться или помедитировать. Крупные корпорации подают пример другим компаниям, и «‎зеленые офисы» переходят из ранга модных фишек в «мастхэв» любого современного бизнес-центра. 

Пример: Biotope Office, Франция. Название проекта переводится с греческого как «‎место жизни».‎ Планировщики здания использовали все возможности, для того чтобы связать искусственно созданный офисный мир с миром природы. Застекленная крыша и панорамные окна пропускают достаточное количество солнечного света, чтобы не использовать лишнюю электроэнергию. Открытые балконы ведут к большой озелененной территории во внутреннем дворе. За соответствие высоким стандартам экологичности проект уже получил сертификаты BREEAM Excellent и Biodiversity. 

Технологичность

О концепции «‎умного дома»‎ знают, кажется, уже все. А вот тренд на «‎умные офисы» еще только развивается. Разработчики создают приложения для бизнес-центров, помогающие освободить время сотрудников и сделать их день продуктивнее. Благодаря таким разработкам можно, например, заказать гостевой пропуск, бронировать помещения в здании и таким образом распределять потоки людей по разным рабочим и общественным пространствам — никто больше не толпится в лаунж-зоне, ожидая, когда же освободится переговорная, все планируется дистанционно всего парой кликов. Производители IT-оборудования предлагают программы, позволяющие забыть о пластиковых пропусках и использовать вместо них свои мобильные телефоны — их все-таки теряют и забывают реже, чем карточки для входа. Некоторые программисты идут дальше и уже внедряют в жизнь офисного здания технологии искусственного интеллекта. С его помощью приложение собирает данные и само решает, когда погасить свет, чтобы сохранить энергию, или включить вентиляцию воздуха.

Пример: The Edge, Нидерланды. Сотрудники пользуются приложением для смартфонов, которое проверяет их графики, выделяет удобно расположенные парковочные места и подбирает пространство для работы или отдыха внутри бизнес-центра на основе предпочтений каждого человека. Десятки тысяч датчиков собирают данные, которые помогают регулировать потоки людей, уровень освещения и температуру в помещениях. Резиденты офиса пользуются программой на смартфоне, чтобы свободно передвигаться по территории, бронировать места в здании или договариваться с коллегами о кофе-брейке на озелененной террасе в атриуме. 

«‎Здоровое строительство» 

В офисных проектах набирает популярность концепция «здорового строительства», суть которой — в формировании качественной среды, позволяющей сохранить психическое и физическое состояние сотрудников. Гарвардская лаборатория Healthy Buildings Program вывела ключевые показатели «здорового строительства»: дневное освещение, вентиляция, акустический комфорт, биофильный дизайн (обеспечение доступа к природе внутри здания и в пределах границ объекта снаружи). Для определения экологичности здания используются стандарты BREEAM — это комплексная оценка бизнес-центра, направленная на определение уровня энергоэффективности, экологичности материалов, чистоты и рациональности потребления воды и других ресурсов, влияющих на здоровье людей.  

Пример: Офисный квартал класса А STONE Towers на «‎Белорусской» одним из первых среди московских проектов последовал мировому тренду — концепции Healthy building. «Здоровое строительство» здесь выходит за периметр конструктива и тесно связано с формированием благоустройства и высоким уровнем озеленения.

Фото: Премиальный офисный квартал STONE Towers

Офисный квартал строит девелопер STONE HEDGE совместно с бюро «‎Цимайло, Ляшенко и Партнеры»‎. Весь проект состоит из четырех башен разной этажности, объектов инфраструктуры, двухуровневого подземного и наземного паркинга и общественных пространств. Коллаборация позволила внедрить в рабочую среду зоны для нетворкинга и комфортного отдыха, которые архитекторы использовали в жилой недвижимости сегмента deluxe. Летом резиденты смогут отдыхать или проводить деловые встречи на свежем воздухе — в парке площадью пять тысяч квадратных метров. Идея эффективности продолжается в дизайн-концепции лобби и общественных зон, базирующейся на отказе от всего лишнего в пользу функциональности. При этом архитекторы бюро детально продумали эргономику внутреннего пространства. Зона ожидания и лобби имеют увеличенную высоту потолков и панорамное остекление. По замыслу авторов, чтобы сохранить индивидуальность каждого здания, в дизайне лобби отражаются отличительные особенности архитектуры башен: цвет отделки и шаг колонн повторяют фасадные решения. 

Для постройки самих офисных зданий использовался стеклофибробетон — один из самых высокопрочных и вместе с тем пластичных материалов. Архитектура и лаконичные дизайнерские решения в STONE Towers соответствуют современным представлениям о том, как должно выглядеть идеальное рабочее место: солнечный свет, безопасные материалы, успокаивающие цвета, отсутствие лишних деталей.

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В последние дни в ленте все чаще попадаются посты вроде «‎А скиньте инвайт в клабхауз». Речь идет о приложении Clubhouse — новой социальной сети, в которой можно поговорить с Марком Цукербергом или Настей Ивлеевой, но нельзя зарегистрироваться без персонального приглашения. О главных правилах «‎клуба»‎, неожиданной популярности приложения и первых скандалах — в материале «Сноба‎»‎ ‎
Как умные города меняют современную рекламу, рассказывает сооснователь Addreality Сергей Галеев
Из-за пандемии большинство компаний стали работать удаленно, и этот процесс обходится далеко не без трудностей. Руководителям бывает сложно координировать работу команд, а сотрудники часто жалуются на переработки. Валерия Коган, основательница стартапов Fermata и Smartomica, рассказывает, как управлять сотрудниками с учетом разницы часовых поясов и сделать дистанционную работу максимально эффективной