Все новости

Веганские инвестиции, «голубой» углерод и экопроповедники. 5 экотрендов будущего

Обеспокоенность общества вопросами экологии растет с каждым годом. Так, в 2017 году американские психологи ввели термин «экотревожность», означающий постоянные переживания за будущее Земли. Все больше людей стараются жить более экологично и ожидают того же от окружающих, при этом требования к «зеленому» образу жизни становятся строже. Например, если раньше речь шла о важности переработки пластика, сейчас мы пришли к тому, что лучше его вовсе не использовать. «Сноб» разобрался, какие экотренды в разных сферах жизни нас ждут в ближайшем будущем
16 ноября 2021 11:51
Фото: Axel Schmidt / Getty Images

Плата за гринвошинг

Компании все чаще попадаются на гринвошинге. Это маркетинговый прием, который заставляет аудиторию поверить в экологичность продукции, даже если для этого нет оснований. Например, бренды иногда размещают на упаковках надпись «Эко» и прочие «зеленые» обозначения, которые на самом деле не имеют никакой силы. Продукция, сертифицированная в соответствии со стандартами устойчивого развития, отмечается специальной маркировкой — все остальное можно считать дизайнерским решением.

Но в информационную эпоху тайное быстро становится явным. Как только общество заговорило о гринвошинге, покупатели начали гораздо внимательнее следить за деятельностью брендов. Например, люди все больше внимания обращают на детали, характеризующие условия производства. Фразы «органический продукт» недостаточно — покупатели хотят знать, где находится ферма, кто на ней трудится, чем обрабатывают землю. 

Исследование PwC за 2021 год показало, что за последние несколько лет 50% потребителей стали вести более экологичный образ жизни. Причем в некоторых странах этот показатель выше: в Индонезии это 86% опрошенных, а во Вьетнаме и на Филиппинах — 74%. Согласно этому же опросу, высок и процент потребителей, которые при покупке учитывают отдельные «зеленые» показатели: прозрачность производства, экологичность упаковки, следование принципам устойчивого развития. 

Другими словами, от бизнеса с каждым годом ждут все больше экологичности по самым разным показателям: от закупки и создания экологичных материалов до отказа от пластиковой посуды в офисах, а, к примеру, одежда из переработанных материалов будет считаться по-настоящему экологичной, только если ее сшили на фабрике, где используются альтернативные источники энергии. Вследствие этого вырастет и востребованность в экоконсультантах, которые будут помогать брендам внедрять «зеленые» практики, отражать их во внешней и внутренней коммуникации, а также оценивать успехи компании в области устойчивого развития. 

«Зеленые» профессии

Экоконсультант, он же менеджер по устойчивому развитию, он же sustainability manager — не единственная «зеленая» профессия будущего. Так, исследователи Университета Дикина и составители Атласа новых профессий считают, что в скором времени станут особенно востребованными специальности с приставкой «эко». Например, экотренеры и экопроповедники будут помогать людям и компаниям жить и работать, не причиняя вред окружающей среде. 

Будут развиваться и более узкоспециализированные профессии. К примеру, метеоэнергетики смогут прогнозировать, как эффективнее производить и использовать возобновляемые источники энергии в зависимости от климата. В той же России интенсивности солнечных лучей для сбора энергии хватает далеко не всегда. Значит, нужно либо «собирать» энергию в солнечные дни, а потом брать ее из запасов, либо переключаться между несколькими источниками в зависимости от погоды. При использовании традиционных источников энергии знания метеоэнергетиков тоже пригодятся. Ведь именно оттого, насколько тепло и светло на улице, во многом зависит, как много электричества мы тратим. Благодаря прогнозам можно будет снизить энергозатраты и уменьшить воздействие человека на окружающую среду. 

Бизнесу будут необходимы экоаналитики, которые смогут оценить, насколько сильно деятельность компании вредит окружающей среде, и скорректировать стратегию развития. 

К другим «зеленым» профессиям будущего относится, например, рециклинг-технолог. Это эксперт, который разрабатывает и внедряет технологии повторного применения материалов. Именно благодаря рециклинг-технологам переработанное сырье будет все чаще использоваться на производстве, в строительстве и других отраслях. 

Фото: Bert Bostelmann / Getty Images

Гардероб в стиле эко

Модная индустрия вызывает особые опасения у экологов и эко-активистов. Она занимает третье место по объему загрязнения окружающей среды и второе место по потреблению пресной воды. На эту отрасль также приходится 10% всех углеродных выбросов. При этом объемы производства только растут: чтобы наращивать прибыль, не увеличивая цены на продукцию, многие бренды берут количеством предлагаемых товаров. Так, в период с 2000 по 2014 год количество производимых предметов одежды выросло в два раза. 

Осознав пагубное влияние быстрой моды на экологию, общественность забила тревогу. Теперь все чаще речь заходит об устойчивой моде, к основным принципам которой относятся отказ от загрязнения окружающей среды, борьба с избыточным производством и поддержка биологического разнообразия на планете. 

Чтобы достичь этих целей, модным брендам придется серьезно пересмотреть свою политику. К примеру, сделать выбор в пользу природных материалов, поскольку зачастую они более экологичны. Уже сегодня потребители могут самостоятельно проверить бренд на соответствие стандартам устойчивого развития на специальных сайтах. Они доступны для изделий из хлопка и шерсти, из вискозы и из натуральной кожи

Есть и другие способы перейти на сторону устойчивой моды. Используя локальное производство, компании сокращают углеродный след и получают возможность внимательнее следить за тем, в каких условиях трудятся работники. Переход на систему предзаказов позволяет решить проблемы перепроизводства и невостребованных товаров, которые обычно превращаются в мусор. Если все же остались нераспроданные вещи или неиспользованные фрагменты ткани, их можно пустить на апсайклинг, то есть в повторное производство. 

Многие бренды уже вступили на путь экологичного производства, и ожидается, что в будущем таких компаний станет еще больше. В отчете GlobeNewswire говорится, что в ближайшие годы на рынке этичной моды быстрее всего будет развиваться именно «зеленый» сегмент. 

В поведении потребителей тоже происходят важные изменения. Например, согласно исследованию McKinsey & Company, все больше покупателей выбирают вещи, которые дольше им прослужат, и планируют реже выбрасывать одежду. Опрос, проведенный компанией Nosto, показал, что 52% потребителей хотят, чтобы мода стала более устойчивой. 32% опрошенных даже готовы платить больше за одежду, если ее производит экологичный бренд. 

Многие эксперты, в том числе и сами представители фешн-индустрии, верят, что устойчивая мода — это не просто сиюминутная прихоть потребителей. В будущем люди будут еще более осознанно подходить к совершению покупок. Так, состав гардероба, скорее всего, сократится, а праздничные наряды будут брать напрокат. И конечно, потребители будут ждать от брендов абсолютной честности и прозрачности. 

Фото: Chien-min Chung / Getty Images

Битва за кислород

В 2015 году было принято Парижское соглашение, главная цель которого — удержать прирост глобальной средней температуры ниже двух градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней. С тех пор компании прикладывают все больше усилий для достижения углеродной нейтральности. Другими словами, они стремятся сократить до нуля свой углеродный след. 

И хотя далеко не все еще справились с этой задачей, на горизонте появилась новая цель, о которой уже говорят во Всемирном фонде дикой природы. В будущем компаниям предстоит не просто не вредить природе, но и улучшать ее состояние. В этом могут помочь практики по нейтрализации углеродных выбросов, которые где-то применяются уже сегодня.

Среди самых простых методов компенсации углеродного следа и улучшения экологической ситуации — лесовосстановление и облесение. Первый термин означает высадку новых деревьев на месте срубленных, второй относится к выращиванию лесов там, где их никогда не было. Метод действительно максимально прост и понятен, однако проблема в том, что деревья растут довольно медленно, и на достижение поставленной цели может уйти много лет.

Есть и менее распространенные, более сложные в реализации методы. К примеру, восстановление среды, где содержится «голубой углерод», то есть углерод, который хранится в прибрежных и морских экосистемах. Так, мангры и водоросли активно поглощают углекислый газ, очищая атмосферу даже быстрее, чем леса на суше.

Еще одна идея пока что находится на этапе теоретических исследований, но в будущем может стать распространенной практикой. Речь идет о повышении продуктивности океанов, например за счет введения питательного железа там, где его не хватает. Таким образом ученые надеются ускорить цветение фитопланктона, который также улавливает углекислый газ. Восстановление и сохранение мирового океана в целом является одним из основных направлений работы экоактивистов. Сегодня реализуется довольно много экологических проектов, с некоторыми можно познакомиться в ноябре в многосерийном документальном фильме «Приз Earthshot: ремонт нашей планеты» на телеканале Discovery, где натуралист Дэвид Аттенборо, футболист Дани Алвес, певица Шакира, принц Уильям и другие известные люди рассказывают проблемах планеты и знакомят зрителя с доступными уже сегодня решениями и экотрендами. 

«Веганские» финансы 

«Зеленая» экономика набирает обороты. Людям важно знать, что их вклады, сбережения и ежедневные финансовые операции не наносят вреда окружающей среде. В глобальном смысле это означает, что общество стремится к повышению качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы. 

Но эту проблему можно разделить на более мелкие составляющие. Во-первых, люди хотят прозрачности от банков: они хотят понимать, что именно происходит с деньгами, какие ресурсы при этом расходуются и кто получает от этого выгоду.

Во-вторых, общество стремится поддерживать компании, которые вносят позитивный вклад в устойчивое развитие. Поэтому, например, растет популярность ESG-инвестирования. ESG (environment, social governance) означает инвестирование в компании, которые активно проявляют себя в сфере защиты экологии, поддерживают социальное развитие и придерживаются этических принципов в управлении. К примеру, за последние пять лет объем инвестиций в фонды, которые придерживаются устойчивых принципов, увеличился более чем в 10 раз. 

Не так давно появился и другой инвестиционный тренд — веганские биржевые фонды. Они специализируются на инвестициях в компании, которые в своей деятельности не эксплуатируют животных и не ставят под угрозу стабильность окружающей среды.

Ученые и экоактивисты продолжают искать способы спасения нашей планеты. Этой осенью прошла первая экологическая премия Earthshot Prize, учрежденная принцем Уильямом и Королевским фондом, на которой жюри отметило достижения людей в области защиты природы, восстановления океанов, спасения климата, решения проблемы отходов и очищения воздуха.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Какие возможные преимущества и подводные камни ожидают малый и средний бизнес, связанный с производством экотоваров, на этом пути? Размышляет основатель и генеральный директор российской упаковочной компании «ПолиКап» Петр Кабин
Асхад Бзегежев
30/70 — так еще относительно недавно выглядело соотношение площади общественного и рабочего пространства в офисе. Эта пропорция со временем резко изменилась: архитекторы, дизайнеры и девелоперы стали все больше внимания уделять именно социальным зонам в бизнес-центрах. «Сноб» вместе с девелопером Stone Hedge разобрался, как создать идеальное общественное пространство на работе
Станислав Кувалдин
Многим хочется думать, что, оставаясь на карантине, мы помогаем оздоровлению окружающей среды. Вряд ли стоит возлагать на это большие надежды. Как ни парадоксально, чтобы улучшить экологию, необходимо работать, пусть и не так, как мы привыкли