Фото: Axel Schmidt / Getty Images
Фото: Axel Schmidt / Getty Images

Плата за гринвошинг

Компании все чаще попадаются на гринвошинге. Это маркетинговый прием, который заставляет аудиторию поверить в экологичность продукции, даже если для этого нет оснований. Например, бренды иногда размещают на упаковках надпись «Эко» и прочие «зеленые» обозначения, которые на самом деле не имеют никакой силы. Продукция, сертифицированная в соответствии со стандартами устойчивого развития, отмечается специальной маркировкой — все остальное можно считать дизайнерским решением.

Но в информационную эпоху тайное быстро становится явным. Как только общество заговорило о гринвошинге, покупатели начали гораздо внимательнее следить за деятельностью брендов. Например, люди все больше внимания обращают на детали, характеризующие условия производства. Фразы «органический продукт» недостаточно — покупатели хотят знать, где находится ферма, кто на ней трудится, чем обрабатывают землю. 

Исследование PwC за 2021 год показало, что за последние несколько лет 50% потребителей стали вести более экологичный образ жизни. Причем в некоторых странах этот показатель выше: в Индонезии это 86% опрошенных, а во Вьетнаме и на Филиппинах — 74%. Согласно этому же опросу, высок и процент потребителей, которые при покупке учитывают отдельные «зеленые» показатели: прозрачность производства, экологичность упаковки, следование принципам устойчивого развития. 

Другими словами, от бизнеса с каждым годом ждут все больше экологичности по самым разным показателям: от закупки и создания экологичных материалов до отказа от пластиковой посуды в офисах, а, к примеру, одежда из переработанных материалов будет считаться по-настоящему экологичной, только если ее сшили на фабрике, где используются альтернативные источники энергии. Вследствие этого вырастет и востребованность в экоконсультантах, которые будут помогать брендам внедрять «зеленые» практики, отражать их во внешней и внутренней коммуникации, а также оценивать успехи компании в области устойчивого развития. 

«Зеленые» профессии

Экоконсультант, он же менеджер по устойчивому развитию, он же sustainability manager — не единственная «зеленая» профессия будущего. Так, исследователи Университета Дикина и составители Атласа новых профессий считают, что в скором времени станут особенно востребованными специальности с приставкой «эко». Например, экотренеры и экопроповедники будут помогать людям и компаниям жить и работать, не причиняя вред окружающей среде. 

Будут развиваться и более узкоспециализированные профессии. К примеру, метеоэнергетики смогут прогнозировать, как эффективнее производить и использовать возобновляемые источники энергии в зависимости от климата. В той же России интенсивности солнечных лучей для сбора энергии хватает далеко не всегда. Значит, нужно либо «собирать» энергию в солнечные дни, а потом брать ее из запасов, либо переключаться между несколькими источниками в зависимости от погоды. При использовании традиционных источников энергии знания метеоэнергетиков тоже пригодятся. Ведь именно оттого, насколько тепло и светло на улице, во многом зависит, как много электричества мы тратим. Благодаря прогнозам можно будет снизить энергозатраты и уменьшить воздействие человека на окружающую среду. 

Бизнесу будут необходимы экоаналитики, которые смогут оценить, насколько сильно деятельность компании вредит окружающей среде, и скорректировать стратегию развития. 

К другим «зеленым» профессиям будущего относится, например, рециклинг-технолог. Это эксперт, который разрабатывает и внедряет технологии повторного применения материалов. Именно благодаря рециклинг-технологам переработанное сырье будет все чаще использоваться на производстве, в строительстве и других отраслях. 

Фото: Bert Bostelmann / Getty Images
Фото: Bert Bostelmann / Getty Images

Гардероб в стиле эко

Модная индустрия вызывает особые опасения у экологов и эко-активистов. Она занимает третье место по объему загрязнения окружающей среды и второе место по потреблению пресной воды. На эту отрасль также приходится 10% всех углеродных выбросов. При этом объемы производства только растут: чтобы наращивать прибыль, не увеличивая цены на продукцию, многие бренды берут количеством предлагаемых товаров. Так, в период с 2000 по 2014 год количество производимых предметов одежды выросло в два раза. 

Осознав пагубное влияние быстрой моды на экологию, общественность забила тревогу. Теперь все чаще речь заходит об устойчивой моде, к основным принципам которой относятся отказ от загрязнения окружающей среды, борьба с избыточным производством и поддержка биологического разнообразия на планете. 

Чтобы достичь этих целей, модным брендам придется серьезно пересмотреть свою политику. К примеру, сделать выбор в пользу природных материалов, поскольку зачастую они более экологичны. Уже сегодня потребители могут самостоятельно проверить бренд на соответствие стандартам устойчивого развития на специальных сайтах. Они доступны для изделий из хлопка и шерсти, из вискозы и из натуральной кожи

Есть и другие способы перейти на сторону устойчивой моды. Используя локальное производство, компании сокращают углеродный след и получают возможность внимательнее следить за тем, в каких условиях трудятся работники. Переход на систему предзаказов позволяет решить проблемы перепроизводства и невостребованных товаров, которые обычно превращаются в мусор. Если все же остались нераспроданные вещи или неиспользованные фрагменты ткани, их можно пустить на апсайклинг, то есть в повторное производство. 

Многие бренды уже вступили на путь экологичного производства, и ожидается, что в будущем таких компаний станет еще больше. В отчете GlobeNewswire говорится, что в ближайшие годы на рынке этичной моды быстрее всего будет развиваться именно «зеленый» сегмент. 

В поведении потребителей тоже происходят важные изменения. Например, согласно исследованию McKinsey & Company, все больше покупателей выбирают вещи, которые дольше им прослужат, и планируют реже выбрасывать одежду. Опрос, проведенный компанией Nosto, показал, что 52% потребителей хотят, чтобы мода стала более устойчивой. 32% опрошенных даже готовы платить больше за одежду, если ее производит экологичный бренд. 

Многие эксперты, в том числе и сами представители фешн-индустрии, верят, что устойчивая мода — это не просто сиюминутная прихоть потребителей. В будущем люди будут еще более осознанно подходить к совершению покупок. Так, состав гардероба, скорее всего, сократится, а праздничные наряды будут брать напрокат. И конечно, потребители будут ждать от брендов абсолютной честности и прозрачности. 

Фото: Chien-min Chung / Getty Images
Фото: Chien-min Chung / Getty Images

Битва за кислород

В 2015 году было принято Парижское соглашение, главная цель которого — удержать прирост глобальной средней температуры ниже двух градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней. С тех пор компании прикладывают все больше усилий для достижения углеродной нейтральности. Другими словами, они стремятся сократить до нуля свой углеродный след. 

И хотя далеко не все еще справились с этой задачей, на горизонте появилась новая цель, о которой уже говорят во Всемирном фонде дикой природы. В будущем компаниям предстоит не просто не вредить природе, но и улучшать ее состояние. В этом могут помочь практики по нейтрализации углеродных выбросов, которые где-то применяются уже сегодня.

Среди самых простых методов компенсации углеродного следа и улучшения экологической ситуации — лесовосстановление и облесение. Первый термин означает высадку новых деревьев на месте срубленных, второй относится к выращиванию лесов там, где их никогда не было. Метод действительно максимально прост и понятен, однако проблема в том, что деревья растут довольно медленно, и на достижение поставленной цели может уйти много лет.

Есть и менее распространенные, более сложные в реализации методы. К примеру, восстановление среды, где содержится «голубой углерод», то есть углерод, который хранится в прибрежных и морских экосистемах. Так, мангры и водоросли активно поглощают углекислый газ, очищая атмосферу даже быстрее, чем леса на суше.

Еще одна идея пока что находится на этапе теоретических исследований, но в будущем может стать распространенной практикой. Речь идет о повышении продуктивности океанов, например за счет введения питательного железа там, где его не хватает. Таким образом ученые надеются ускорить цветение фитопланктона, который также улавливает углекислый газ. Восстановление и сохранение мирового океана в целом является одним из основных направлений работы экоактивистов. Сегодня реализуется довольно много экологических проектов, с некоторыми можно познакомиться в ноябре в многосерийном документальном фильме «Приз Earthshot: ремонт нашей планеты» на телеканале Discovery, где натуралист Дэвид Аттенборо, футболист Дани Алвес, певица Шакира, принц Уильям и другие известные люди рассказывают проблемах планеты и знакомят зрителя с доступными уже сегодня решениями и экотрендами. 

«Веганские» финансы 

«Зеленая» экономика набирает обороты. Людям важно знать, что их вклады, сбережения и ежедневные финансовые операции не наносят вреда окружающей среде. В глобальном смысле это означает, что общество стремится к повышению качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы. 

Но эту проблему можно разделить на более мелкие составляющие. Во-первых, люди хотят прозрачности от банков: они хотят понимать, что именно происходит с деньгами, какие ресурсы при этом расходуются и кто получает от этого выгоду.

Во-вторых, общество стремится поддерживать компании, которые вносят позитивный вклад в устойчивое развитие. Поэтому, например, растет популярность ESG-инвестирования. ESG (environment, social governance) означает инвестирование в компании, которые активно проявляют себя в сфере защиты экологии, поддерживают социальное развитие и придерживаются этических принципов в управлении. К примеру, за последние пять лет объем инвестиций в фонды, которые придерживаются устойчивых принципов, увеличился более чем в 10 раз. 

Не так давно появился и другой инвестиционный тренд — веганские биржевые фонды. Они специализируются на инвестициях в компании, которые в своей деятельности не эксплуатируют животных и не ставят под угрозу стабильность окружающей среды.

Ученые и экоактивисты продолжают искать способы спасения нашей планеты. Этой осенью прошла первая экологическая премия Earthshot Prize, учрежденная принцем Уильямом и Королевским фондом, на которой жюри отметило достижения людей в области защиты природы, восстановления океанов, спасения климата, решения проблемы отходов и очищения воздуха.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь