Как убийство семьи в Кудьме привело к новому всплеску мигрантофобии
Что случилось под Нижним Новгородом
28 февраля в частном доме в поселке Кудьма Нижегородской области обнаружили тела ребенка и трех взрослых людей со следами насильственной смерти. Позже стало известно, что жертвы — члены семьи Малаховых, шестилетний мальчик (его имя ранее опубликовала газета «Московский комсомолец»), его бабушка, дедушка и мать. Отец в момент преступления находился в командировке, а их 13-летняя дочь — на занятиях конным спортом.
Местные жители рассказали СМИ, что семье строили дом наемные рабочие, в том числе и 26-летний гражданин Узбекистана Шарофиддин Амиров, которого и обвиняют в убийстве. Как пишет Life, мужчина пошел на преступление из-за постоянных ссор с Малаховыми по поводу оплаты его труда. По данным следствия, после убийства Амиров скрылся с места преступления, украв из коттеджа крупную сумму денег и другие ценности. Его поймали во Владимирской области и доставили в Нижний Новгород для допроса. 2 марта суд отправил его под арест на два месяца.
«Посмотрел бы я на нее, если бы она жила в Гольяново»
1 марта бывший заместитель главреда Mash Дарья Насонова опубликовала твит с информацией о преступлении в Кудьме и фотографиями убитого мальчика и его матери. В треде она поинтересовалась, что по поводу убийства в Кудьме думают известные левые фемактивистки Леля Нордик или Дарья Серенко, которые выступают в защиту дискриминируемых социальных групп, в том числе мигрантов. Дарья Серенко в ответ на твит Насоновой привела данные Генпрокуратуры, согласно которым 80% преступлений в Москве совершают мужчины со средним образованием, «граждане России в возрасте от 30 до 49 лет, без постоянных источников дохода».
«Я пришла в комменты и вежливо сообщила, что большинство преступлений в России совершают не мигранты, а граждане страны, поэтому обобщения такого рода некорректны, — рассказала “Снобу” Дарья Серенко. — Авторка [Дарья Насонова] ответила мне экспрессивным оскорблением, а в личку и другие соцсети ко мне хлынули нацики с пожеланиями смерти».
Активистка сообщила «Снобу», что «альт-райты», то есть сторонники праворадикальных взглядов, запустили в твиттере хештег «#прогуляйся Серенко»: «Они сделали это, чтобы подчеркнуть, что я никогда не жила "в опасных районах", где много мигрантов. Особенно меня рассмешил твит: "Посмотрел бы я на нее, если бы она жила в Гольяново, как бы она запела". А у меня там была квартира, в том самом доме, где в подвале 10 лет в трудовом рабстве жили гастарбайтеры (об этом писала “Новая газета”. — Прим. ред.)».
Оскорбления и тред Насоновой в твиттере Дарья Серенко использовала, чтобы привлечь внимание к помогающей мигрантам организации: «Давайте превратим хейтспич в реальную помощь, чтобы все не зря. Донатьте Гражданскому содействию — фонду, помогающему беженцам и мигрантам в РФ», — написала она в соцсети. По словам активистки, ей удалось собрать около 45 пожертвований.
Дарья Насонова отказалась комментировать «Снобу» свое обращение к Дарье Серенко и Леле Нордик.
3 марта на первое место в тренды российского твиттера вышел хештег #ЗаконМишиМалахова. В твитах пользователи выступают за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, оскорбляют мигрантов и рассказывают о преступлениях, совершенных гастарбайтерами.
Ранее усилить контроль за мигрантами предлагали в «Справедливой России» (сейчас «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»). Лидер партии Сергей Миронов в прошлом году заявлял о необходимости ввести визовый режим со странами СНГ и Средней Азии: «Абсолютно бесконтрольный поток так называемых гастарбайтеров просто заполонил всю нашу страну. Мы уверены, что необходимо для всех, кто без визы въезжает в нашу страну и выезжает, обязательно проводить съем отпечатков пальцев», — говорил справедливоросс. Его предложение не поддержал комитет Госдумы по международным делам, в частности член фракции ЛДПР Антон Морозов. Он пояснил «Снобу», что проблему с преступностью гастарбайтеров нужно решать другим способом: «Возможности наших правоохранительных органов, которые должны бороться с преступностью, еще не исчерпаны. Для начала нужно навести порядок в оформлении рабочей силы. Когда убедимся, что эти меры не помогают, тогда и будем говорить о более серьезных ограничениях для мигрантов из Средней Азии. Они едут сюда не преступления совершать, а на заработки, потому что им нужно кормить семьи. Для них нужно проводить профилактические мероприятия, чтобы они не вовлекались в криминальную деятельность», — считает депутат.
Согласно данным ВЦИОМ от 2018 года, 51% россиян считают, что иммигранты «усиливают проблемы», связанные с преступностью. Но, судя по данным Генпрокуратуры, в большинстве случаев закон в России нарушают не приезжие, а сами россияне. В 2019-м и 2020-м доля преступлений, совершенных иностранцами или лицами без гражданства, составила чуть больше 3%.
В 2020 году иностранные граждане совершили 15% всех раскрытых преступлений в Москве. Большая часть преступлений, совершенных приезжими, — это кражи из магазинов и использование поддельных документов.
«Мигрантов позиционируют как преступников, от которых нужно избавляться»
Главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Мукомель рассказал «Снобу», что в России, как и во многих других странах, развита мигрантофобия: «Пик мигрантофобии пришелся на 2013 год. Поводы были разные. Например, беспорядки в западном Бирюлево и антимигрантская риторика Собянина перед выборами мэра. Спустя год информационная повестка резко изменилась — появились другие враги: Украина и Запад. Но мигрантофобы не исчезли. Люди думают, что гастарбайтеры нагружают инфраструктуру города, распространяют болезни, отбирают у россиян рабочие места — их позиционируют как преступников, от которых нужно избавляться. При этом недовольство высказывают те, кто прямо с ними не конкурирует. Например, пенсионеры и сотрудники правоохранительных органов. Мигранты же составляют конкуренцию только низкоквалифицированной рабочей силе. Иностранные граждане законопослушны. Они не хотят, чтобы их выгнали из страны, и поэтому ведут себя мирно».
«Мы не можем говорить: "Убил мигрант". Убил преступник»
Юрист и основатель портала «Мигрант.Моби» Ботиржон Шерматов рассказал «Снобу», что приезжие на заработки часто сталкиваются с мигрантофобией и со стороны правоохранительных органов: «Уголовные и административные дела вешают на мигрантов, руководствуясь предрассудком, что они во всем виноваты».
По словам юриста, когда дело касается мигрантов, правоохранители не соблюдают нормы УПК: «Их часто судят группами по 10 человек. Судья всем читает одно постановление. Бывают случаи, когда им отдают готовые решения суда в коридоре. Если говорить про уголовные дела, то приезжим никогда не смягчают приговоры».
Адвокат Насим Абдуллаев добавил, что иногда мигрантам в рамках судебного процесса не предоставляют переводчиков: «Сотрудники полиции, составляя протокол на мигранта, указывают, что он отказывается от переводчика, и заставляют его подписать такую бумагу. Судьи же просто говорят: "Вы все прекрасно понимаете. Не устраивайте здесь цирк"».
Абдуллаев также прокомментировал «Снобу» убийство в Кудьме: «Этот случай с жителем Узбекистана — дикость. Но его действие никак не связано с национальной принадлежностью. Люди не хотят понимать, что у преступлений нет национальности, религии, гражданства. Мы не можем говорить: "Убил мигрант". Убил преступник».
Подготовили Асхад Бзегежев, Алина Масликова и Екатерина Терехова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Из тюрьмы вышел «скопинский маньяк» Виктор Мохов. Одной из жертв он писал из колонии и грозился рассказать, как все было «на самом деле»
- Подробности моего ухода из РПЦ: угрозы митрополита, доносы в «органы» и бегство в Голландию
- Михаил Шевчук. Почему власть больше не преследует авторов расследования о семье президента