Все новости
Редакционный материал

Каннский фестиваль — 2021: большая перемена

74-й Каннский фестиваль завершен, награды розданы. Произошло это в атмосфере некоторого хаоса и смятения на сцене, которые отражало хаотичное состояние умов, в том числе и членов жюри под началом Спайка Ли. Но из хаоса рождается попытка новой гармонии. Именно так кинокритик Елена Плахова расценивает призовые итоги фестиваля
19 июля 2021 13:05
Венсан Линдон, Жюли Дюкорно и Агата Руссель на 74-м Каннском кинофестивале Фото: Lionel Hahn/Getty Images

Будь я в жюри, дала бы «Золотую пальмовую ветвь» фильму Жюли Дюкорно «Титан»? Наверное, нет — предпочла бы картины Леоса Каракса («Аннетт») или Апичатпонга Вирасетакула («Память»). Но они и так получили награды, пусть не главные: Караксу присужден приз за режиссуру, Вирасетакулу — Приз жюри. Таким образом, была отдана дань крупным режиссерским фигурам, уже вошедшим в историю кино.

Другое дело — до сегодняшнего дня считавшаяся маргиналкой Дюкорно. Ее режиссерский дебют, каннибальский триллер «Сырое», взорвал Канны пять лет назад, но получил только приз критиков — ФИПРЕССИ. И вот сейчас — невероятный успех с привкусом скандала. 

Кадр из фильма «Титан» (2021) Фото: Kazak Productions

История девушки-фрика с вшитой в голову титановой пластиной, девушки-убийцы, девушки-андрогина, иногда напоминающей андроида, стала пощечиной хорошему вкусу и буржуазному французскому кино. Этот фильм или горячо любят, или столь же яростно ненавидят. Кого-то от него тошнит. А победил он потому, что заразил своей бешеной энергией и пометил территорию мутирующего гендера, которая сегодня многих манит и интригует. Сама Дюкорно, высокая крупная женщина с мужскими плечами, смотрелась на сцене как новое лицо фестиваля, отвечающее эпохе, в которую он вступил. Кончилось, условно говоря, время Тарантино, пришло время «Титана», время Дюкорно.

Изменились и актерские лица. Призы за лучшие роли достались Калебу Лэндри Джонсу из австралийского фильма «Нитрам» и Ренате Реинсве из норвежской картины «Худший человек на свете». Джонса жюри предпочло Адаму Драйверу, великолепно сыгравшему в «Аннетт», и нашему Юре Борисову из «Купе номер шесть» (зато оба получили серьезные награды — один за режиссуру, другой Гран-при). 

Женскими лицами фестиваля казались Тильда Суинтон, сыгравшая в двух конкурсных фильмах, и Леа Сейду — в целых трех. Но выбор жюри пал на молодую норвежку.

Бесспорных решений не бывает, но фестиваль обновляет свои приоритеты, меняется вместе с жизнью — это закономерно. В режиссуре все более доминирует женское начало. В программе «Особый взгляд» победил фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»: это и новое лицо, и женщина-режиссер, и хороший, богатый эмоциями фильм. Одно из тех решений жюри, с которыми хочется стопроцентно солидаризироваться.

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Одно из главных последствий пандемии — вовсе не число переболевших или ушедших от нас людей, а апатия, охватившая практически все слои населения. Катерина Мурашова предлагает обсудить три гипотезы того, что происходит, чтобы понять, есть ли выход из этой непростой ситуации
К 2030 году 5 миллиардов человек будут жить в городах. Стихийное развитие мегаполисов, переселение сельских жителей и неконтролируемая национальная миграция остро ставят вопрос формирования гетто в отдельных районах. По мнению Кирилла Манаенкова, основателя проекта «Квартирабезрисков.рф», для Москвы эта проблема становится все более актуальной — но с нюансами
Сергей Мурашов
Вряд ли многим нужно рассказывать, кто такой Нассим Талеб. Увидев его имя сегодня на РБК, я сунулся было почитать, но…