![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Каннский фестиваль — 2021: большая перемена
![Фото: Lionel Hahn/Getty Images](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e3/c3/e3c3ffaad9eff5c176857daf57fe3fd8b1ebf64315f7c0d31d8fbd2e75322c5b.jpg)
Будь я в жюри, дала бы «Золотую пальмовую ветвь» фильму Жюли Дюкорно «Титан»? Наверное, нет — предпочла бы картины Леоса Каракса («Аннетт») или Апичатпонга Вирасетакула («Память»). Но они и так получили награды, пусть не главные: Караксу присужден приз за режиссуру, Вирасетакулу — Приз жюри. Таким образом, была отдана дань крупным режиссерским фигурам, уже вошедшим в историю кино.
Другое дело — до сегодняшнего дня считавшаяся маргиналкой Дюкорно. Ее режиссерский дебют, каннибальский триллер «Сырое», взорвал Канны пять лет назад, но получил только приз критиков — ФИПРЕССИ. И вот сейчас — невероятный успех с привкусом скандала.
![Фото: Kazak Productions](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f3/d5/f3d50765a5ab68ba025a1af9aff9949464ee067938cf1e8f8556a4e70c81bd0a.jpg)
История девушки-фрика с вшитой в голову титановой пластиной, девушки-убийцы, девушки-андрогина, иногда напоминающей андроида, стала пощечиной хорошему вкусу и буржуазному французскому кино. Этот фильм или горячо любят, или столь же яростно ненавидят. Кого-то от него тошнит. А победил он потому, что заразил своей бешеной энергией и пометил территорию мутирующего гендера, которая сегодня многих манит и интригует. Сама Дюкорно, высокая крупная женщина с мужскими плечами, смотрелась на сцене как новое лицо фестиваля, отвечающее эпохе, в которую он вступил. Кончилось, условно говоря, время Тарантино, пришло время «Титана», время Дюкорно.
Изменились и актерские лица. Призы за лучшие роли достались Калебу Лэндри Джонсу из австралийского фильма «Нитрам» и Ренате Реинсве из норвежской картины «Худший человек на свете». Джонса жюри предпочло Адаму Драйверу, великолепно сыгравшему в «Аннетт», и нашему Юре Борисову из «Купе номер шесть» (зато оба получили серьезные награды — один за режиссуру, другой Гран-при).
![Фото: Stephane Cardinale/Corbis/Getty Images](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9f/68/9f684e3796aeb1db3e203f2c6d50577f6e7f31d29605a990ffe04d98b8871032.jpg)
![Фото: Amazon Studios](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a1/0b/a10b7c8465d99c9d4abb5fd546cc38f92027e225502b80af886328e13df6cbd3.jpg)
![Фото: Sami Kuokkanen/Aamu Film Company.](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e6/7f/e67ff4fb79822433f2da5c038045232151fa47db8f668735a24c611ec5e5b8f6.jpg)
Женскими лицами фестиваля казались Тильда Суинтон, сыгравшая в двух конкурсных фильмах, и Леа Сейду — в целых трех. Но выбор жюри пал на молодую норвежку.
Бесспорных решений не бывает, но фестиваль обновляет свои приоритеты, меняется вместе с жизнью — это закономерно. В режиссуре все более доминирует женское начало. В программе «Особый взгляд» победил фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»: это и новое лицо, и женщина-режиссер, и хороший, богатый эмоциями фильм. Одно из тех решений жюри, с которыми хочется стопроцентно солидаризироваться.
Вам может быть интересно:
- Григорий Чхартишвили: Мне все равно, где писать
- Игорь Манн: «Будут читать – мы их достанем»
- «Мiр и война». Глава из новой книги Бориса Акунина
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь