Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Идея использовать индивидуальные особенности человеческого организма появилась давно, но впервые была опробована в 1859 году на территории британских колоний в Индии. Англичанам было сложно отличить туземцев друг от друга, и они стали идентифицировать их по отпечаткам пальцев и ладоней. В будущем технологию усовершенствовали: долгое время в криминалистике отпечаток пальца являлся основным доказательством при поиске улик. 

Сегодня в биометрии можно использовать несколько вариантов определения личности: чаще всего используется отпечаток пальца, радужка глаза и лицо целиком. Уникальной частью тела человека также является, например, ухо — его форма, но такая идентификация личности связана с определенными сложностями. Индивидуален и человеческий голос — например, для подтверждения операций пользователя его внедряют банки. Но проблема в том, что ни один из методов определения личности не дает 100% гарантии, поэтому, если биометрия используется для защиты данных и нужно добиться достаточно высокого уровня надежности, используют сразу два или больше методов верификации.

Большинство людей впервые узнали про биометрию, когда на смартфонах появилась функция разблокировки экрана по считыванию отпечатка пальца. Затем Apple вывела на рынок технологию Face ID, которая отключает блокировку смартфона, считывая трехмерный «слепок» лица. Сейчас эта опция присутствует в большинстве смартфонов всех производителей.

Россияне уже сталкивались со сдачей биометрических данных — отпечатков пальцев и снимка лица — при получении загранпаспорта нового образца или шенгенской визы. Предполагалось, что в ближайшем будущем появится возможность проходить пограничный контроль в автоматическом режиме: при проходе турникета камера распознает лицо и пропускает владельца документа. Однако пока этот сценарий работает только в формате эксперимента. В ряде стран, в том числе в Евросоюзе, автоматические турникеты в аэропортах уже стали массовым явлением. 

Резкий рост интереса к биометрии безусловно связан с расширением распространения дистанционных сервисов. Идентификация человека нужна банкам, разного рода государственным структурам, операторам связи. Самый простой сценарий выглядит так: человек один раз приходит, к примеру, в банк, там делают цифровой «слепок» — записывают трехмерную модель лица и голос; банк хранит и использует эти данные, чтобы «узнать» человека на расстоянии. 

В порядке эксперимента в Московском метрополитене установили турникеты, пропускающие человека по снимку лица. Нужно оставить свои биометрические данные в банке и привязать их к банковской карте, после этого при проходе через турникет деньги автоматически будут списаны со счета. Активно развивается использование биометрических данных для оплаты товаров в ретейле. В частности, опция оплаты «лицом» появилась в супермаркетах сети «Перекресток».

Большая проблема использования биометрии состоит в том, что число организаций, с которым мы взаимодействуем, довольно велико. Лично «знакомиться» с каждой не совсем удобно, хотя это безусловно комфортнее, чем для решения любого вопроса ездить в офис, как это было раньше. Поэтому на рынке появляются операторы биометрии — компании, которые становятся посредником между человеком и теми организациями, которым нужна идентификация при помощи биометрии. Человеку достаточно один раз «сдать» свои данные (фото и запись голоса), после чего взаимодействие с компаниями будет происходить автоматически. 

Фото: Star Alliance
Фото: Star Alliance

В России такой проект совместно сделали ЦБ и «Ростелеком». С 2018 года Единая биометрическая система собирала и использовала биометрическую информацию для идентификации пользователей финансовых услуг. С 2021 года сферу ее деятельности расширили: теперь на основе Единой биометрической системы можно запускать новые массовые сервисы. По состоянию на конец мая 2021 года в системе было зарегистрировано около 200 тыс. пользователей.

Из очевидных плюсов проекта — надежная защита в соответствии с жесткими требованиями регуляторов в области информационной безопасности. ЕБС прошла проверку в аттестованных Федеральной службой безопасности лабораториях и получила сертификаты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России. Клиента распознает не сотрудник, а нейросеть — такая схема исключает возможность ошибки по вине «человеческого фактора».Мошенники не смогут увидеть фото и прослушать голос, так как в системе используются только математически обработанные модели лица и голоса граждан. Восстановить по этим данным фотографию или голос невозможно. К тому же биометрические данные, которые используются только в связке с персональными, хранятся в разных базах. 

Системой ЕБС уже стали активно пользоваться и внедрять в разные диджитал-продукты. Например, в сфере мобильной связи. Согласно закону «О связи» каждый новый абонент обязан предоставить паспортные данные оператору мобильной связи. Биометрия в этом случае помогает сэкономить время на поход в офис оператора для проверки паспорта: если человек уже зарегистрирован в системе ЕБС, ему нужно только направить на себя камеру телефона и произнести комбинацию цифр, указанных на экране.

Летом этого года оператор мобильной связи Tele2 первым на телеком-рынке на базе ЕБС запустил сервис дистанционного подключения eSIM, который позволяет стать клиентом мобильного оператора без необходимости посещать салон связи. Систему ЕБС планируют протестировать и другие операторы связи: МТС, «Вымпелком» и «Мегафон». К смартфону подключается еще одна сим-карта — виртуальная, физическую карту с чипом вставлять в телефон не нужно. Все необходимое уже есть в самом смартфоне, данные о новом номере просто записываются в память устройства. Для дистанционного заключения договора клиенту необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги» (ЕСИА) и регистрацию в Единой биометрической системе, далее — установить на телефон специальные приложения. Чтобы самостоятельно создавать виртуальные SIM-карты и генерировать профили пользователей для eSim, компания получила сертификат GSMA — международной торговой организации, которая представляет интересы операторов мобильной связи по всему миру. Если клиент ранее не сдавал биометрические данные, приложение подскажет, куда нужно обратиться: сейчас сделать это можно в 13,1 тыс. отделений 221 банка, расположенных в 95% городов страны.

К системе ЕБС подключили аэропорт Шереметьево. Пассажиры рейса Москва — Стамбул смогут проходить паспортный контроль в терминале С с помощью биометрии: система распознает паспорта граждан, в которых есть биометрическая метка. Время прохождения паспортного контроля составит от 30 до 45 секунд. 

Эксперимент с биометрией проводят в нескольких российских университетах: 200 студентов сдадут экзамены онлайн с помощью системы ЕБС. Согласно правилам, для участия в эксперименте учащийся должен сдать свои биометрические данные, а также иметь подтвержденную запись на «Госуслугах». Новая технология в будущем облегчит процесс обучения для студентов из регионов или с ограниченными возможностями по здоровью. 

На сегодняшний день у биометрии все еще остается большое число новых вероятных сценариев использования: телемедицина, дистанционное образование, удаленное судопроизводство, розничная и интернет-торговля, получение государственных и муниципальных услуг. Раз диджитализация все активнее набирает обороты, вероятно, большинство услуг будет доступно по дистанционной верификации в ближайшем будущем.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь