«Искусство, смущающее людей». Артемий Троицкий и Марат Гельман о скандале вокруг Порнхаб и его эротического гида по мировым музеям
Артемий Троицкий, искусствовед, музыкальный критик, первый главный редактор Playboy Russia
Я лично придерживаюсь той же точки зрения, что и Сергей Капица: словосочетание «интеллектуальная собственность» является оксюмороном — нет такой вещи. Все, что создано гением и талантом человечества, является всеобщим достоянием. А все эти разрешения, права, лицензии, которые выдаются за деньги, — это подлое, алчное ухищрение и не более того.
Сама идея Pornhub мне нравится по двум причинам. Первая и главная — это явная пощечина нынешним перегибам в области Cancel culture, когда мы сплошь и рядом встречаемся с наездами на якобы сексизм, якобы харассмент, якобы ущемления чьих-то прав. Я, в принципе, одобряю эту тенденцию [«культуру отмены»], но категорически не согласен со многими ее конкретными проявлениями, будь то наклеивание фиговых листков на половые органы произведений искусства или снос памятника Колумбу. А цензурировать величайшие творения мирового искусства — это полный абсурд. И в этом смысле Pornhub предпринял очень остроумную и элегантную акцию.
Вторая причина субъективная — я не считаю порнографию чем-то противозаконным. Запреты на нее — это отрыжка старомодного и в принципе давно уже отжившего религиозного сознания. На протяжении веков и тысячелетий считалось, что секс — это грех, а сейчас, по-моему, мало кто так думает, кроме истово верующих. Точно так же эта стигма греховности и беззакония давно должна быть снята с порнографии — естественно, в рамках законности, речь не идет о каких-то экстремальностях, извращениях.
Мне кажется, что никакой грани между сексом в искусстве и сексом в жизни нет. Это все равно что искать грань между природой и искусством, наукой и искусством. Искусство вправе вторгаться в любые области человеческой жизни — как оно всегда и делало. И, по-моему, абсолютной аксиомой является то, что любой художник вправе отражать в своих произведениях все, что хочет. Единственной красной чертой может стать соблюдение законов разных стран. Но в целом никаких табу в искусстве нет и быть не может.
Марат Гельман, галерист
Мне нравится история с Pornhub и музеями, и то, что массовая культура обращает внимание на музеи, само по себе хорошо. Это как раз о том, что художник всегда играет, и он всегда человек открытый, немного легкомысленный, а музеи — это сакральное. И такой жест сближает художника и музей. Более того, то, что сделал Pornhub, хорошо с практической стороны. Ведь если таким образом можно объяснить подросткам, что в музеях интересно, и они пойдут в них, то это прекрасно — и неважно, как человек пришел в музей первый раз.
Более того, в нашей стране часто противопоставляют современное искусство классическому. Последнее — это что-то высокое, духовное, а современное — всегда что-то острое, пересмешничество. И тут очень важно показать, что другой взгляд на классическое искусство, просто изменение оптики тоже делает его рискованным и противостоящим ханжеству. Хотя мне очень нравится этот проект, я поддерживаю и то, что музеи подали в суд. Это такое show must go on, история с продолжением.
Говоря о юридической стороне дела, первое — это авторские права. Но если Pornhub не получает с этого доход, то он имеет право публиковать эти картины. Я не помню, есть ли реклама в онлайн-гиде Classic Nudes, но если ее нет, то музеи могут проиграть суд. И второе — это про нанесение морального и делового ущерба. Здесь все зависит от судей — решат ли они, что такой ущерб был нанесен. Музеям часто предъявляют претензии по поводу обнаженки, говоря, у них это та же порнография. В ответ они всегда объясняют, что это не так: есть голые и голые — и это не одно и то же. А тут Pornhub, наоборот, показывает, что между ню в музее и на порносайте разницы нет. Вообще, тут очень важный момент, что это нормальный разговор с ханжой. Иногда ханжество зашкаливает и возникает апелляция к старому искусству как к настоящему и высокому. А здесь взяли классические музеи, всемирно известных художников, и на их примере сделали этот проект.
Кристина Штейнбрехер-Пфандт, куратор и сооснователь платформы Blockchain.art
То что Pornhub сделал гид по музеям или классической живописи, просто доказывает, что все отрасли обращаются к искусству за вдохновением.
Pornhub — успешный бизнес, для которого не проблема купить временные права на изображения, и с их стороны глупо было не заплатить. Хотя, возможно именно такого пиара они и хотели.
Есть ли граница между сексом в искусстве и в жизни? Во все времена искусство отражало все аспекты жизни, затрагивая грани социально приемлемых образов. Современные художники тоже работают с темами секса и эротики: Нан Голдин, Трейси Эмин, Кунс, Капур. И прекрасно, что Pornhub обучает свою аудиторию искусству, заставляя ее запоминать имена и работы художников.
Подготовил Дмитрий Толстошеев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь