В ситуации постоянно меняющихся условий и новых карантинных мер главный музыкальный фестиваль мира продолжает держать стоическую оборону. Сегодня важно убедить всех и в том числе себя, что ничего не изменилось: полные залы, звездные имена на афише, и даже такое талисманное для Зальцбурга название, как пьеса Jedermann («Имярек») Гуго фон Гофмансталя, с которого когда-то все здесь и началось, снова включено в программу. 

Фото: Kirk Edwards; Фото: Alexandra Muravyeva
Фото: Kirk Edwards; Фото: Alexandra Muravyeva

И в этом нет никакого лукавства. Зальцбург и все, что с ним связано, остается одной из цитаделей европейской культуры и самосознания. Как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, как Лувр в Париже, как Венский исторический музей. Тут ничего нельзя поменять, но при этом надо постоянно меняться. Ведь речь идет не о музейном собрании шедевров, способном пережить любую пандемию и карантин, но о коллекции исключительных талантов и личностей, которая собирается вместе лишь на один летний месяц. Пропустишь сезон — и считай, что фестиваля нет. 

Так получилось, что прошлогодний юбилейный фестиваль, к которому Зальцбург готовился со всей австрийской основательностью, был фактически сорван. Тогда в последний момент удалось показать два спектакля и провести несколько сборных концертов, чтобы хоть как-то прикрыть зияющую брешь в столетнем календарном расписании. 

Фото:  SF/Matthias Horn
Фото: SF/Matthias Horn

В этом году фестиваль вернулся к своим обычным грандиозным цифрам: 168 представлений на 17 площадках, шесть новых оригинальных спектаклей, 93 концерта, лекции, дискуссии, выставки, кинопоказы, вручение премии Герберта фон Караяна для молодых дирижеров и премии Жерара Мортье. Публика, как и полагается, вся поголовно в масках и с QR-кодами в айфонах. Но при этом фестивальный dress code никто не отменял. Мужчины при полном параде: в галстуках и пиджаках, а еще чаще в смокингах. Дамы в длинных вечерних платьях или национальных австрийских нарядах. Неизменной осталась традиция заказывать перед спектаклем столик в Blaue Gans (культовый ресторан «Синий Гусь») и пропустить бокал Hugo или шампанского на площади перед Grosses FestspielHaus (Большим фестивальным дворцом). 

Это ведь только оперные критики готовы до хрипоты спорить о музыкальных трактовках Теодора Курентзиса или о вокальной форме Чечилии Бартоли. Завсегдатаям Зальцбурга не пристало повышать голос без особых на то причин. Как писал Чехов, поучая исполнителя роли Лопахина в «Вишневом саде»: «Богатые не кричат». И, можно добавить, редко позволяют себе открыто кого-то критиковать. Пусть это делают те, кому за это платят. А они выкладывают деньги (и немалые!) за удовольствие ощущать себя солью земли (Зальцбург — это же соляной город), за привилегию считаться хранителями великих традиций. Еще их родители приезжали сюда на премьеры Караяна, еще их прапра аплодировали здесь Элизабет Шварцкопф и Вильгельму Фуртвенглеру, а потом непременно шли ужинать в Goldener Hirsch. Зальцбург был и по-прежнему остается нерушимым оплотом мира, где великая музыка находится в гармоничном союзе с большими деньгами и непререкаемыми артистическими репутациями. 

Фото: Salzburger Festspiele/Doris Wild
Фото: Salzburger Festspiele/Doris Wild

Наивно полагать, что вся эта многосложная фестивальная махина может существовать без постоянной финансовой поддержки спонсоров, партнеров, благотворителей. Фрау Хельга Рабль-Штадлер, которая занимает должность президента фестиваля уже 26 лет, не скрывает, что обычно бюджет составляет около 60 миллионов евро, притом что максимальная выручка от продажи билетов даже в лучшие годы не превышает 30 миллионов. Где-то надо еще доставать половину суммы! 

Поэтому как главную новость пресс-служба подавала и продолжение спонсорского контракта фестиваля с концерном Nestle, и участие ювелирного бренда Swarovski. К длинному списку меценатов Зальцбурга несколько лет тому назад добавился Aksenov Family Foundation и V-А-С. Миллиардер Леонид Михельсон пошел на беспрецедентные расходы, чтобы привезти в этом году оркестр и хор musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом для постановки «Дон Жуана» (режиссер Ромео Кастеллуччи). Как подтвердила Тереза Иароччи Мавика, генеральный директор фонда V-A-C, это только продолжение большого и долгосрочного сотрудничества с фестивалем. Ранее Фонд V-A-C поддержал оркестр musicAeterna, когда тот стал первым российским коллективом, принявшим участие в постановке Питера Селларса «Милосердие Тита». 

Разумеется, российская экспансия не могла вызвать особого энтузиазма у Венского филармонического оркестра, который еще со времен Тосканини традиционно сопровождает главные фестивальные премьеры. Уже в 2017 году, когда Курентзис дебютировал с «Титом», чувствовалось волнение местных профессионалов. Почему Теодор не хочет играть с венцами? Или почему венские музыканты отвергают Теодора? На этот счет существует несколько взаимоисключающих версий. Но очевидно только то, что пока у фестивального штурвала остается Маркус Хинтерхойзер (контракт у него до 2026 года), русский грек будет входить в круг главных хедлайнеров Зальцбурга. 

Фото: Salzburger Festspiele / Franz Neumayr
Фото: Salzburger Festspiele / Franz Neumayr

Сам Хинтерхойзер объясняет свой выбор предельно откровенно: «Курентзис — исключение из любых правил. Это редкий пример музыканта среднего поколения, который может продавать себя сам. У Курентзиса есть то, что практически отсутствует у большинства его современников, — не просто харизма, а аура, необъяснимая и потому притягательная». 

Четыре спектакля «Тоска» с Анной Нетребко в главной роли — это ответ всем явным и тайным критикам Хинтерхойзера, считающим, что фестиваль сделал ставку на современный режиссерский театр и заумную сложную музыку в ущерб традиционным вкусам Зальцбурга. А надо, в сущности, только одно — чтобы было красиво, богато, гармонично и чтобы в главной роли блистала его любимица Анна Нетребко. Нетребко считается одним из главных талисманов Зальцбурга. Фестивальная публика готова выкладывать кровные евро даже без гарантий, что в последний момент дива не отменит спектакль. Увы, такое случалось в последнее время довольно часто. 

В 2022 году исполнится ровно двадцать лет, как она дебютировала здесь в роли Донны Анны в «Дон Жуане». Ее Виолетта была лучшей за всю историю фестиваля. Ее Аида в 2017 году была абсолютно прекрасна. Теперь на очереди Флория Тоска, которую она уже пела в Метрополитен-опере и в Ла Скала. Ее роль, ее тема, ее музыка. С этим ее животным магнетизмом и страстностью, с редкой способностью подчинять себе зал, проживая каждое мгновение как последнее, наконец, с ее отчаянной, смелой безудержностью — все это делает Нетребко по-прежнему не только самой желанной звездой Зальцбурга, но и защитницей того типа старинного музыкального театра, где доминирует примадонна. Можно сколько угодно иронизировать по поводу ее нарядов и бесчисленных постов в инстаграме, можно на дух не принимать ее певца мужа, монополизировавшего право быть ее единственным партнером на сцене. Но нельзя не признать, что благодаря Анне Нетребко, так же как в свое время благодаря Марии Каллас, люди, далекие от оперы, в начале ХХI века вообще узнали о существовании такого рода искусства. Особенно сегодня, когда ситуация всевозможных ограничений и карантинов ставит зрителей перед сложным и ответственным выбором: ради чего рисковать большими деньгами и даже, может быть, собственным здоровьем. Аншлаги на «Тоску» в Зальцбурге говорят сами за себя. 

Разумеется, фестивальная программа не исчерпывается премьерами с участием российских звезд. Среди главных спектаклей — возобновление оперы «Электра» в постановке Кшиштофа Варликовского с прекрасной Асмик Григорян. Поклонники Элины Гаранчи смогут насладиться ее сопрано в концертной версии оперы «Осуждение Фауста» Берлиоза. А любители современного танца наверняка не смогут пропустить выступления культового бельгийского хореографа Анны Терезы Де Кеерсмакер в сопровождении собственного коллектива Rosas. Перечислять выдающиеся и просто известные имена участников нынешнего Зальцбургского фестиваля можно бесконечно. Впереди еще две недели насыщенной и разнообразной программы. 

 Фото: Holger Hage/DG
Фото: Holger Hage/DG

Тот драматичный опыт, который приобрел фестиваль летом 2020 года, заставил его руководство выбрать в качестве приоритета работу с постоянными зрителями, с верными партнерами и с международными клубами друзей. Конечно, билетов не станет больше, но сами спектакли Зальцбургского фестиваля, благодаря многочисленным трансляциям онлайн, станут доступнее. Как сказала про 2020-й фрау Хельга Рабль-Штадлер: «Если чему и научил нас этот ужасный год, так это важности терпения, терпимости, солидарности друг с другом и спокойствия».