Все новости
Редакционный материал

Чайный бум. Как пандемия повлияла на рост рынка травяных напитков

Рынок кофе в России сократился на треть в 2020 году, подсчитали в Ассоциации «Росчайкофе». А аналитики нидерландского Rabobank прогнозируют падение спроса на кофе примерно на 0,4%. По данным исследования «Яндекс.Кассы» и «Яндекс.Маркета», спрос же на чай у россиян в 2020 году увеличился на 52%. Как изменились чайные предпочтения россиян во время пандемии, рассказывает Илья Пуйда, директор чайной компании Floris
31 августа 2021 9:50
Н.П. Богданов-Бельский «Новые хозяева. Чаепитие» 1913 Фото: Wikimedia Commons

Всеобщий стресс на фоне пандемии коронавируса привел к тому, что все больше людей потянулись за чашками чая, который по своему потреблению в мире уступает только воде. По данным пресс-службы «Ашана», во время самоизоляции среди покупателей сети был резкий рост спроса на чай: 16–22 марта 2020 года спрос вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По данным «Ленты», с января по май прошлого года реализация кофе и чая выросла сопоставимо. 

Но главным конкурентом чая в 2020 году стал не классический соперник — кофе, а алкоголь. Это связано с тем, что во время пандемии повысился уровень стресса, и люди выбирали в качестве одного из способов борьбы с ним «полбокала перед сном». Так, по данным исследования холдинга «Ромир», одним из способов борьбы со стрессом и бессонницей стал алкоголь — его выбрали 15% респондентов. Между тем эта же проблема вывела на новый уровень популярность травяных настоев — тизанов: составов с использованием ромашки, лаванды, шалфея. По данным внутренних исследований Floris, доля продаж фруктового и травяного чая в крупнейших розничных сетях РФ выросла с 4,7% в 2019 году до 9,2% в 2021 году. 

Чайный ренессанс

Сегодня на рынке появляется все большее разнообразие вкусов. Люди возраста от 16 до 35 лет являются основными потребителями зеленого чая и напитков «с примочками» — травяного и фруктового чая. Они отдают предпочтение продуктам, которые дают им вкусовые впечатления: матча (зеленая, голубая) с ее «инстаграмными» оттенками, интересные купажи, травяные смеси, добавление специй (например, куркума, имбирь, корица, кардамон, гвоздика и так далее). 

Однако, несмотря на все многообразие сортов и вкусов, по данным исследования«Р.И.М. ПН», около 80% россиян остаются поклонниками черного чая, а 44% выбирают зеленый чай. Всего около 30% опрошенных пьют эти виды чая с различными ароматическими добавками. Травяной чай же выбрал каждый пятый опрошенный. Именно рынку тизанов 2020 год дал толчок для развития. Пандемия усилила тренд на ЗОЖ, многие стали искать безкофеиновую замену привычным напиткам и обратились к составам из трав. 

Андрей Рябушкин «Чаепитие» 1903 Фото: Wikimedia Commons

Что ждать от рынка чая 

Глобальный рынок тизана разделен на Северную Америку, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). По данным исследовательской компании MRFR, АТР имел доминирующую долю по потреблению чая на мировом рынке в 2018 году, при этом Китай был основным потребителем травяного чая. В США, как и в России, пандемия подстегнула развитие рынка — потребители стали искать альтернативные средства, которые могут поддержать иммунитет. В свою очередь, потребление чая в сфере HoReCa существенно сократилось, на первый план вышли напитки для домашнего приготовления. Эта же тенденция сохранится и в 2021 году. Похожая динамика наблюдается и в Европе, которая только начинает популяризировать тизаны. Российский рынок тизанов будет развиваться вслед за общемировой тенденцией потребления травяных напитков. 

Дальнейший рост рынка чая будет происходить за счет качественных показателей, в количестве ему увеличиваться уже попросту некуда. Объем рынка травяного чая к 2026 году составит 71,784 миллиона долларов при среднегодовом темпе роста 7,15%. Сейчас рынок оценивается в 47,43 миллиона долларов. В ближайшее время стоит ожидать появления новых игроков, которые займут нишу тизанов с использованием соцветий, листьев, корней, коры и семян пищевых растений.  

Есть единственное препятствие, которое может замедлить рост: травяные чаи воспринимаются как как более дорогой продукт за счет своей «неповседневности». В условиях глобального рынка хороший травяной чай не может быть дешевле более привычных аналогов. В одном купаже могут быть использованы растения с двух-трех континентов. Поэтому многие будут по-прежнему отдавать предпочтение продуктам с более низкой стоимостью из посредственного сырья. В такой ситуации задача производителей — сохранить доступную цену для потребителей не в ущерб качеству продукта. 

На фоне тенденции на ЗОЖ вновь возрождается ценность чая. Травяные купажи и монопродукты (сухие соцветия или плоды одного растения), которые можно употреблять как самостоятельный напиток или добавку к любому другому чаю или кофе, будут наиболее популярны среди потребителей. Уже сейчас 60% чайного рынка Германии занимают фруктово-травяные чаи в пакетиках, в том числе шиповник, мята, ромашка и прочие «нечайные» напитки. Такую же динамику мы ждем и в нашей стране. 

Больше текстов о бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
С увеличением дохода многие люди не становятся богаче — этому препятствуют растущие потребности и расходы. Такой парадокс называется «персональная инфляция» или «инфляция образа жизни». Почему денег всегда не хватает и как научиться увеличивать накопления пропорционально заработку, объясняет Дмитрий Толстяков, профессиональный эксперт в области инвестиций и основатель Школы безопасных инвестиций FIN-RA
Арина Холина
Светлана Рудская-Бондарчук вышла замуж — и за это в нее кидают грязью. Потому что муж бедный. Ну как бедный. Никто не…
Юнис Теймурханлы
«Очень прошу вас, немедленно верните моей девушке деньги. Я оплачу все расходы своей кредитной картой», -…