Все новости
Редакционный материал

Уроборос как символ урбанистики. Выставка в московской галерее JART

В начале сентября в московской галерее JART открылась выставка современного искусства «Уроборос». Сама галерея находится в жилом квартале Art Residence в районе Белорусской, но посетить ее может практически любой желающий. «Сноб» изучил, как организована одна из первых попыток интеграции современного искусства и паблик-арта в пространство жилого кластера
10 сентября 2021 18:05
Фото: Владимир Яроцкий

В основе проекта — уроборос, свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Это один из древнейших символов, встречающийся в самых разных сферах знаний: религии, магии, алхимии, мифологии и даже психологии. Уробор, или «хвостоед» по-гречески,имеет множество различных значений. Чаще всего ассоциируется с образом бесконечности, цикличностью природы, а также единоначалием противоположных процессов. Куратор выставки в галерее JART Сергей Хачатуров предложил художникам подискутировать о полярности процессов: начало и конец, хаос и порядок, разрушение и созидание.

«Уроборос» состоит из двух частей: работы 20 художников расположены в самой галерее и во дворах, на стенах здания и парковке ЖК. В выставочном пространстве плотная развеска: здесь «Пантерный Мухомор с башней Татлина» классиков московского концептуализма Игоря Макаревича и Елены Елагиной соседствует с инсталляцией «Бешеный принтер» модного молодого художника Лехи «Кьюджэя», для которого это первая выставка в Москве. Филигранная графика группы ППСС — Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски — расположена с обратной стороны массивных олимпийских колец 22-летнего художника Влада Мальцева, также на первом этаже представлены проекты Тани Пеникер, ЕлиКука и Василия Ануфриева. На втором этаже галереи уютно разместились работы Тимофея Караффа-Корбут, Виталия Пушницкого, Екатерины Герасименко и Евгении Дудниковой и инсталляция «Фонтан» от ППСС.

Вторая часть экспозиции — девять паблик-арт-объектов — расположена вне галереи. Именно отношения объектов с пространством являются ключевым элементом выставки: тут и «японский садик», в котором притаилась «Отдыхающая развалина» Ирины Кориной, и мечтательная работа Анны Лапшиновой, и по-настоящему тяжелые «Девять шагов» Екатерины Герасименко. Вне сада — машина Владимира Карташова, по-пролетарски красный воздушный змей «МишМаш», находящий отражение в зеркальном блеске стеклянных стен; как будто уходящая в небо «Лестница» Виталия Пушницкого, на черном фоне стены, проглядывающей ровными ячейками, напоминая о квадрате Малевича, а пространство паркинга обрамляет наскальная живопись XXI века от Тимофея Караффа-Корбут и Григория Мумрикова. Пробираясь в глубь дворов, зритель встречается с «Новой жизнью» Влада Мальцева и работами Андрея Сяйлева.

Сотрудники галереи говорят, что «Уроборос» — это робкая попытка познакомить местных жителей с современным искусством. Не зря жилой комплекс носит в своем названии гордое словосочетание «арт-резиденция». 

Подобно змею, съедающему хвост, куратор Сергей Хачатуров своим проектом запустил вечную дискуссию о природе урбанизма. Попытка разобраться в связях технологической и эстетической составляющих организации городского процесса и есть главная ценность этой выставки.

Выставка «Уроборос» в галерее JART открыта до 26 сентября. 

Паблик-арт проект «Уроборос» реализован при поддержке девелопера STONE HEDGE. Девелопер активно интегрирует и развивает арт-коллаборации в своих объектах.

Автор Владимир Яроцкий

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
На этой неделе вышел новый альбом французской певицы Imany — Voodoo Cello, с акустическими каверами на песни Мадонны, Imagine Dragons, Эда Ширана и даже группы t.A.T.u под аккомпанемент восьми виолончелей. В 2011 году Imany взорвала мировые чарты песней You will never know, которая тогда играла из каждого утюга по обе стороны Атлантики. Но пять лет назад певица внезапно пропала из публичного поля и хит-парадов. По случаю выхода новой пластинки «Сноб» нашел артистку и расспросил ее о долгом молчании и новой музыке, о BLM и расизме в России
С чего начинается и рождается спектакль? Когда режиссер задумывает образ текста, который потом оживает на сцене? Дмитрий Крымов щедро делится с читателем набросками своих работ, «ходом дела», позволяя заглянуть за кулису. «Сноб» публикует фрагменты из книги, вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение»
Во дворе Музея Москвы появилась новая работа художника Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения». Огромные наползающие друг на друга разноцветные шары образуют то ли фигуры неземных существ, то ли гигантские декорации цирка будущего. В последнее время благодаря Урсу Фишеру и его «Большой глине №4» к паблик-арту в России приковано особо пристальное внимание. Так что новый масштабный объект в центре города «Сноб» никак не мог обойти стороной