Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

В основе проекта — уроборос, свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Это один из древнейших символов, встречающийся в самых разных сферах знаний: религии, магии, алхимии, мифологии и даже психологии. Уробор, или «хвостоед» по-гречески,имеет множество различных значений. Чаще всего ассоциируется с образом бесконечности, цикличностью природы, а также единоначалием противоположных процессов. Куратор выставки в галерее JART Сергей Хачатуров предложил художникам подискутировать о полярности процессов: начало и конец, хаос и порядок, разрушение и созидание.

«Уроборос» состоит из двух частей: работы 20 художников расположены в самой галерее и во дворах, на стенах здания и парковке ЖК. В выставочном пространстве плотная развеска: здесь «Пантерный Мухомор с башней Татлина» классиков московского концептуализма Игоря Макаревича и Елены Елагиной соседствует с инсталляцией «Бешеный принтер» модного молодого художника Лехи «Кьюджэя», для которого это первая выставка в Москве. Филигранная графика группы ППСС — Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски — расположена с обратной стороны массивных олимпийских колец 22-летнего художника Влада Мальцева, также на первом этаже представлены проекты Тани Пеникер, ЕлиКука и Василия Ануфриева. На втором этаже галереи уютно разместились работы Тимофея Караффа-Корбут, Виталия Пушницкого, Екатерины Герасименко и Евгении Дудниковой и инсталляция «Фонтан» от ППСС.

Вторая часть экспозиции — девять паблик-арт-объектов — расположена вне галереи. Именно отношения объектов с пространством являются ключевым элементом выставки: тут и «японский садик», в котором притаилась «Отдыхающая развалина» Ирины Кориной, и мечтательная работа Анны Лапшиновой, и по-настоящему тяжелые «Девять шагов» Екатерины Герасименко. Вне сада — машина Владимира Карташова, по-пролетарски красный воздушный змей «МишМаш», находящий отражение в зеркальном блеске стеклянных стен; как будто уходящая в небо «Лестница» Виталия Пушницкого, на черном фоне стены, проглядывающей ровными ячейками, напоминая о квадрате Малевича, а пространство паркинга обрамляет наскальная живопись XXI века от Тимофея Караффа-Корбут и Григория Мумрикова. Пробираясь в глубь дворов, зритель встречается с «Новой жизнью» Влада Мальцева и работами Андрея Сяйлева.

Сотрудники галереи говорят, что «Уроборос» — это робкая попытка познакомить местных жителей с современным искусством. Не зря жилой комплекс носит в своем названии гордое словосочетание «арт-резиденция». 

Подобно змею, съедающему хвост, куратор Сергей Хачатуров своим проектом запустил вечную дискуссию о природе урбанизма. Попытка разобраться в связях технологической и эстетической составляющих организации городского процесса и есть главная ценность этой выставки.

Выставка «Уроборос» в галерее JART открыта до 26 сентября. 

Паблик-арт проект «Уроборос» реализован при поддержке девелопера STONE HEDGE. Девелопер активно интегрирует и развивает арт-коллаборации в своих объектах.

Автор Владимир Яроцкий