Все новости
Редакционный материал

Эстетика квадратных метров: как меняются требования покупателей к облику жилых комплексов

Еще 15–20 лет назад ни одному покупателю двушки на окраине не пришло бы в голову требовать от застройщика дизайнерской отделки фасада и закрытого зеленого двора. Сегодня же люди все реже рассматривают квартиры в штампованных коробках. Как менялись запросы потребителей к облику новостроек и что люди ожидают от недвижимости сейчас, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент»
16 сентября 2021 14:27
ЖК «Аврора» в Петербурге Фото: пресс-служба

В начале нулевых внешний вид дома в массмаркете никак не влиял на решение о покупке — но не из-за вкусов аудитории, а из-за отсутствия вариантов. Выбирать было особенно не из чего: большинство новостроек представляли собой типовые коробки. Решение покупателей определялось другими факторами: ценой, площадью квартиры и районом. И отлично, если у дома был хотя бы небольшой двор, а окна не выходили на стену соседнего здания.

Дом «У Троицкого» Фото: пресс-служба

В элитном сегменте, наоборот, покупатели стремились выделиться: чем вычурнее здание, тем лучше. В архитектуре тогда господствовал знаменитый капром, главными чертами которого были китч, эклектика и избыток украшений. В Москве частным проявлением капиталистического романтизма стала лужковская архитектура (яркий пример — торговый центр «Наутилус» на Лубянке). В такой же стилистике строились и жилые дома для обеспеченных горожан: например, жилой дом «Патриарх» на Патриарших прудах, дом-парус на Ходынке, ЖК «Аврора» в Петербурге или дом «У Троицкого» в Минске.

Дом-парус на Ходынке Фото: пресс-служба

Дворы и фасады

В масс-маркете первые попытки придать зданиям индивидуальность начались с цветовой отделки фасадов. Опыта экспериментов с архитектурой, материалами, придомовой территорией на территории бывшего СССР еще не было, поэтому самым простым способом привлечь покупателей без значительного удорожания проекта стала яркая расцветка, которая выделяла здание из множества безликих «человейников». Появление таких проектов заставило покупателей обратить внимание на то, как выглядит их будущий дом снаружи. Визуальный облик впервые начал играть роль конкурентного преимущества. 

Строительство квартала Depo Фото: пресс-служба

Следом появились и другие новшества: в стремлении переключить внимание клиентов на себя застройщики создавали все более продуманную и сложную архитектуру, экспериментировали с отделкой, оформлением входных зон и мест общего пользования. С трансформацией визуального облика зданий усложнялись и требования покупателей. И ключевым запросом нового времени стало наличие благоустроенной придомовой территории. 

Стремление к комфорту и безопасности заставило людей ценить закрытые дворы без машин, просторные детские и спортивные площадки, здоровую зеленую среду. Озелененные пространства особенно актуальны в больших городах, поскольку жители, по сути, получают собственный уголок природы среди каменных джунглей. Очень скоро благоустройство стало одним из главных запросов покупателей во всех сегментах недвижимости — и если еще несколько лет назад зеленый закрытый двор был роскошью, то сегодня это уже фактически стандарт.

Особая атмосфера

Превратившись в норму, зеленый двор перестал быть конкурентным преимуществом отдельных девелоперов: обустроенные площадки появились практически у всех участников рынка. В попытке выиграть у конкурентов с минимальными финансовыми потерями, компании начали вкладываться в благоустройство: даже в экономклассе появились ландшафтные парки с малыми архитектурными формами и дизайнерским освещением, а типовые детские площадки уступили место веревочным городкам и канатным дорогам. Например, на территории комплекса «Саларьево Парк» от ГК «ПИК» появилась детская площадка в стиле оригами с настоящим ручьем, тарзанкой, музыкальной дорожкой и башней с часами.

А в одном из кварталов микрорайона «Академический» в Екатеринбурге есть двор, оформленный с помощью дополненной реальности: если навести камеру на стену с граффити, можно принять участие в виртуальных спортивных состязаниях. Такая тенденция наблюдается и в других странах СНГ. Например, в жилом квартале «Пирс» под Минском мы разместили ландшафтно-скульптурную композицию «Море рядом»: 12 бронзовых чаек расположились на берегах декоративного канала как символ гармонии с природой и морской романтики.

Разумеется, сам по себе арт-объект на территории ЖК — не тот фактор, на который покупатели ориентируются при выборе жилья, но все элементы в совокупности создают привлекательную среду со своей атмосферой — и уже она вполне может повлиять на решение клиента. Именно поэтому застройщики начали уделять так много внимания концепции проектов и проработке дизайна.

Эффект пандемии

Новая реальность, сформировавшаяся с началом пандемии, изменила ожидания покупателей. Люди стали проводить дома больше времени и осознали ценность просторных светлых квартир с планировками, которые позволяют всем членам семьи комфортно работать и отдыхать. На первый план вышли такие факторы, как вид из окон, инсоляция, наличие балконов и площадь остекления — все, что помогает визуально раздвинуть стены помещения.

Вторым важным эффектом пандемии стал скачок спроса на загородную недвижимость: в условиях тотальной удаленки люди потянулись к жизни на природе, которая дала возможность вырваться из четырех стен. Чтобы выдержать конкуренцию, «городские» застройщики начали трансформировать свои проекты: так, востребованными стали комплексы с большими закрытыми дворами, где можно погулять с ребенком, заняться спортом или просто подышать свежим воздухом, не покидая своей территории. В элитном сегменте вырос спрос на пентхаусы, квартиры с патио и террасами, проекты с лесопарком или озером на территории, собственной набережной, фонтанами и арт-объектами. 

Квартал Depo Фото: пресс-служба

Требования, которые пришли на рынок с пандемией, скорее всего, с ее окончанием не исчезнут, став основными для новой реальности. Да, спрос на загородную недвижимость поутихнет, но интерес к большим пространствам и зеленым обустроенным дворам сохранится — и застройщикам придется учитывать это в своих проектах.

Продуманная эстетика

Поздние миллениалы принесли на рынок недвижимости новые запросы: новое поколение покупателей хочет видеть в доме пространства для коворкинга, детские и лаунж-зоны. Общим местом стала единая стилистика комплекса, когда архитектурные, ландшафтные и интерьерные решения объединяются общей концепцией. Архитектура перестала быть типовой, и главное требование сейчас — индивидуальный облик проекта, где визуальная эстетика сочетается с функциональным наполнением. 

Квартал Depo Фото: пресс-служба

Стилистика зданий постепенно начинает отвечать мировым стандартам. Так, яркая раскраска фасадов уходит в прошлое, уступая место продуманной цветовой гамме. Набирающий силу тренд — малоэтажная застройка — с началом пандемии получил новое развитие. Правда, пока подобные проекты в большинстве своем либо находятся за городом, либо отличаются высоким уровнем цен.

Изменились предпочтения и в элитном сегменте: желание выделиться сменилось стремлением к комфорту. Здания перестали быть вычурными: теперь их облик тщательно продуман как со стилистической точки зрения, так и функционально. Все чаще взыскательные покупатели смотрят на такие элементы, как наличие второго этажа, лаунж-зон на крышах, дровяных каминов и комфортных планировок. Так, в элитном петербургском комплексе Neva Residence от ЛСР покупатели могут приобрести квартиру с зимним садом или террасой с видом на Неву.

А в нашем квартале Depo масштаб застройки будет комфортен и соразмерен человеку, старые дома вокруг квартала выше. Все планировки и интерьеры максимально функциональны, и важная роль будет отведена территориям и пространствам для живого общения.

Мощным драйвером развития эстетики недвижимости сегодня стала конкуренция между застройщиками. Количество предложений на рынке очень высоко, и при выборе между двумя близкими по стоимости комплексами в одном районе решающую роль может сыграть именно качество архитектуры и благоустройства. Визуальное становится все важнее: не случайно ни один проект не обходится без красочной презентации с рендерами, рисующими облик будущего дома и территории вокруг него. Буклеты, макеты, галереи на сайте, видеоролики, плакаты — все это апеллирует к вкусу покупателей. Так, популярным способом продвижения уже сданных в эксплуатацию домов стали фото жителей на придомовой территории — на фоне террас, детских площадок и зеленых аллей. Получив возможность жить в эстетически привлекательном пространстве, люди уже не захотят от этого отказываться, и постепенно то, что раньше было роскошью, становится новой нормой.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов об экономике,  политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Алексей Гальцев
Есть ли на максимально перегретом рынке недвижимости пузыри цен, которые могут лопнуть? Может ли обрушиться весь рынок, как бывало прежде — в 1998-м или 2014-м? Как не оказаться в эпицентре «взрыва» и что делать со своими метрами сегодня? Обо всем этом рассказывает Алексей Гальцев, основатель IT-компании Realiste, которая занимается интеллектуальным поиском недвижимости онлайн
Константин Эггерт
Какая бы коалиция ни пришла к власти в Берлине, Владимиру Путину волноваться не стоит. Все главные составляющие российского влияния в Германии останутся неизменными
Андрей Архангельский
Ругать Пелевина за повторы, за «одно и то же» — стало уже традицией. Но на самом деле он лишь зеркало. Бесконечное ожидание «лучшего Пелевина» — это наши собственные надежды и иллюзии 1990-х, не оправдавшиеся. И наше разочарование в Пелевине — это разочарование в самих себе