![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Высший класс: топ-менеджер, архитектор, карьерный консультант и сотрудник корпорации о требованиях к офисным пространствам
![Фото: Laura Davidson/Unsplash](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f2/b9/f2b94725c6d7d6c66fb2c18ab39a068635ccb0cb52987579af8538dd2b01738f.jpg)
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/92/2d/922d5a396c959efbdeb95915ea3ee2cda7020fe964af9c3e1755206e9a30b8e4.jpg)
Дима Морозов, основатель компании в сфере мобильных игр и технологий Green Grey:
Мы выбирали офис с удобным расположением — близость к партнерам в Москва-Сити и Сколково, не перегруженные дороги, чтобы легко добираться на автомобиле, удобный трансфер в аэропорт Шереметьево — так как мы международная компания, наши сотрудники часто бывают в зарубежных командировках.
Помимо расположения важны внешняя инфраструктура, качественные инженерные системы, естественное проветривание, достаточное количество и размер окон, удобная для сотрудников планировка. К сожалению, на практике при выборе офиса приходится чем-то из этого жертвовать и что-то доделывать самим, поскольку идеальных помещений практически нет.
Нам было бы комфортно работать в здании, где больше общественных пространств: чтобы можно было поиграть в теннис, пообедать с коллегами на зеленой террасе, выпить кофе в спокойной обстановке. Все это помогает взбодриться и переключиться. Как следствие, увеличивается продуктивность сотрудников и желание работать именно в этой компании. Это часть HR-бренда, которая помогает привлекать и удерживать персонал. Вообще правильный бизнес-центр создает правильное позиционирование бренда и компании, не только облегчая наем людей, но и обеспечивая определенную статусность в глазах партнеров
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f0/f3/f0f396864a7a15640a96415b5c71a064a5cd9f8773781c38acd5ce3790874047.jpg)
Александр Плетнев, музыкальный шеф-редактор «Сберзвука»
Я хожу в офис пять дней в неделю. Меня никто не заставляет, просто мне это нравится. За время самоизоляции я окончательно понял, что это лучший для меня формат: в офисе я качественнее концентрируюсь и с удовольствием общаюсь с коллегами вживую, а не в чатах.
Наш бизнес-центр относится к классу А. Поблизости есть все, что нужно для жизни: кафе, магазины, парикмахерская, скамейки и тропинки для коротких прогулок с кофе, винотека для вечернего отдыха.
Интерьер создавали полностью под запросы компании — в дизайне много металла, переговорные украшены неоновыми вывесками, в коридоре установлены красивые стекла в черных рамах — они переливаются на свету и отбрасывают на пол радужные блики. Эти детали создают некий облик компании и сказываются на отношении с партнерами — им очень нравится наш офис, с охотой к нам приезжают.
Внутри офиса у нас несколько open space и небольшие комнаты на пару человек. Я работаю в кабинете на пятерых и не жалуюсь на шум, но для коллег в общем рабочем помещении важна тишина. Им по запросу выдают наушники шумоподавления, а переговорные отделены перегородками, которые поглощают звук — чтобы никто никому не мешал.
Раньше я работал в небольших редакциях, где уделяли больше внимания тому, что я делаю, а не моему комфорту. Здесь совсем другой подход — создано современное и функциональное пространство, которое не давит своим офисным духом, в нем приятно находиться. Но, если говорить о мечтах, я хотел бы видеть офисы с высокими потолками, свежим воздухом и личным пространством, на которое никто не покушается.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/46/60/4660ec3fc38ea22e5bcb71f77f52c248fe99211d231e7b61aab77d6e1a0fba31.jpg)
Сергей Труханов, основатель архитектурного бюро T+T Architects
Пандемия показала, что часть офисных сотрудников может работать на удаленке, и офис им совсем не нужен. Но не все компании могут легко существовать в таком режиме и эффективно налаживать бизнес-процессы. Это подтолкнуло работодателей переосмыслить рабочее пространство: сделать его многофункциональным — не только пригодным для работы, но и комфортным для жизни. Появился запрос на дополнительную инфраструктуру.
Бизнес-центры класса А более всего соответствуют новым запросам. В них современные инженерные системы, развитые общественные пространства, архитектура, которая не устареет со временем, лаконичный дизайн, может, с акцентами из современного искусства, натуральные материалы. Но хотя внутри много света, красота и мрамор, из полезного функционала в бизнес-центрах часто только ресепшн и четыре дивана в холле. Так что девелоперам придется адаптироваться: все помещения в здании должны стать такой же активной зоной для работы, как и офисные пространства, чтобы люди могли оставаться эффективными в любой точке здания. Например, поработать в вестибюле, а в кафе провести встречу. Нужно больше зон быстрых переговоров и микроковоркинга.
Чтобы многофункциональность не шла в разрез с комфортом, при строительстве офисных зданий применяют концепцию Healthy Building. Она направлена на поддержку физического и эмоционального здоровья сотрудников. Например, освещение должно подстраиваться под яркость света на улице, внутри здания должен быть хороший воздухообмен и контроль CO2, немаловажны шумоизоляция и акустический контроль. В плане безопасности ключи и карточки пора заменить бесконтактным доступом, например, с помощью функции трекинг-присутствия определять, кто постоянный сотрудник, а кто гость.
К современным трендам можно добавить активный дизайн, который побуждает людей больше двигаться — допустим, пользоваться лестницей. Из забавных примеров — один работодатель поставил в офисе велотренажер и розетку к нему: чтобы поработать за ноутбуком, нужно покрутить педали.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/10/1c/101c48fc0f8b432355b88e7b7170bffd0355bf87d635e77018811d77ffa3e676.jpg)
Алена Владимирская, карьерный консультант
Работникам важен не класс бизнес-центра, а готовность работодателя обеспечить комфорт. В офис должен быть круглосуточный доступ, как в хороший коворкинг. Внутри важно зонирование — нужны места для тихой работы, переговоров и отдыха разных площадей. И эти места должны быть всегда в свободном доступе, чтоб не приходилось заранее бронировать переговорную или заказывать пропуска.
Поскольку работа становится все более креативной, надо, чтобы сам офис «переключал» сотрудника. Этому способствуют разные цвета интерьеров и мебели, разные пространства внутри здания и инфраструктура снаружи: какие-то библиотеки, кафе, общественные места.
В последнее время open space теряют популярность — и это правильно. Ненависть офисных сотрудников к ним чудовищна, потому что все вокруг разговаривают и мешают друг другу работать. От этого появляется большая усталость, а также происходит утечка информации, в том числе конфиденциальной. У сотрудников должно быть личное пространство: рабочие столы за звукопоглощающей перегородкой и личный шкафчик. Плюс к этому работнику нужно еще хотя бы три общественных пространства, чтобы не было ощущения тесноты. Речь не о коридоре и туалете. У человека должна быть возможность отойти от рабочего стола и посидеть там, где его никто не достанет с вопросами, или пойти на кухню и спокойно выпить кофе, а не ждать, когда там освободится место. Пространство должно быть таким, что, если компания возьмет новых сотрудников, тесно все равно не будет.
![Фото: STONE HEDGE](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/18/9a/189a87e3c63612b1bfbe207e241a889d54016992a4ffb0b323a25a41c6573e4c.jpg)
![Фото: STONE HEDGE](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ab/10/ab104824b6d62895d97a7590eff4a6048ce0f41cc8f3f3c46c9818aacc838a6e.jpg)
Подготовила Екатерина Тимофеева
Московский девелопер Stone Hedge поддержал новый тренд офисного рынка — на создание удобной бизнес-среды, в которой захотят работать жители мегаполиса. Современный горожанин хочет быть мобильным и продуктивным, правильно распоряжаться рабочим временем, оставаться здоровым и при этом чувствовать себя комфортно. Этим запросам отвечает концепция be CITIZEN — ее придерживался девелопер при планировании нового бизнес-центр класса А STONE Савеловская. Две 100-метровые башни построят согласно принципам «здорового строительства»: с улучшенной системой вентиляции, центральным кондиционированием и оптимальным уровнем естественного освещения. В лаконичном интерьере мест общего пользования используют элементы биофильного дизайна. На стилобате, куда смогут ходить только резиденты бизнес-центра, появятся кафе и специальные зоны с зарядными устройствами для работы на открытом воздухе — это позволит работать за пределами офисов. На первом этаже в ресторанах с летними верандами можно будет провести деловую встречу в неформальной обстановке, а для отдыха и перезагрузки подойдут зеленые зоны, где можно будет заняться спортом или просто погулять.