Фото: Laura Davidson/Unsplash
Фото: Laura Davidson/Unsplash

Дима Морозов, основатель компании в сфере мобильных игр и технологий Green Grey:

Мы выбирали офис с удобным расположением — близость к партнерам в Москва-Сити и Сколково, не перегруженные дороги, чтобы легко добираться на автомобиле, удобный трансфер в аэропорт Шереметьево — так как мы международная компания, наши сотрудники часто бывают в зарубежных командировках.

Помимо расположения важны внешняя инфраструктура, качественные инженерные системы, естественное проветривание, достаточное количество и размер окон, удобная для сотрудников планировка. К сожалению, на практике при выборе офиса приходится чем-то из этого жертвовать и что-то доделывать самим, поскольку идеальных помещений практически нет.

Нам было бы комфортно работать в здании, где больше общественных пространств: чтобы можно было поиграть в теннис, пообедать с коллегами на зеленой террасе, выпить кофе в спокойной обстановке. Все это помогает взбодриться и переключиться. Как следствие, увеличивается продуктивность сотрудников и желание работать именно в этой компании. Это часть HR-бренда, которая помогает привлекать и удерживать персонал. Вообще правильный бизнес-центр создает правильное позиционирование бренда и компании, не только облегчая наем людей, но и обеспечивая определенную статусность в глазах партнеров

Александр Плетнев, музыкальный шеф-редактор «Сберзвука»

Я хожу в офис пять дней в неделю. Меня никто не заставляет, просто мне это нравится. За время самоизоляции я окончательно понял, что это лучший для меня формат: в офисе я качественнее концентрируюсь и с удовольствием общаюсь с коллегами вживую, а не в чатах.

Наш бизнес-центр относится к классу А. Поблизости есть все, что нужно для жизни: кафе, магазины, парикмахерская, скамейки и тропинки для коротких прогулок с кофе, винотека для вечернего отдыха.

Интерьер создавали полностью под запросы компании — в дизайне много металла, переговорные украшены неоновыми вывесками, в коридоре установлены красивые стекла в черных рамах — они переливаются на свету и отбрасывают на пол радужные блики. Эти детали создают некий облик компании и сказываются на отношении с партнерами — им очень нравится наш офис, с охотой к нам приезжают.

Внутри офиса у нас несколько open space и небольшие комнаты на пару человек. Я работаю в кабинете на пятерых и не жалуюсь на шум, но для коллег в общем рабочем помещении важна тишина. Им по запросу выдают наушники шумоподавления, а переговорные отделены перегородками, которые поглощают звук — чтобы никто никому не мешал. 

Раньше я работал в небольших редакциях, где уделяли больше внимания тому, что я делаю, а не моему комфорту. Здесь совсем другой подход — создано современное и функциональное пространство, которое не давит своим офисным духом, в нем приятно находиться. Но, если говорить о мечтах, я хотел бы видеть офисы с высокими потолками, свежим воздухом и личным пространством, на которое никто не покушается.

Сергей Труханов, основатель архитектурного бюро T+T Architects

Пандемия показала, что часть офисных сотрудников может работать на удаленке, и офис им совсем не нужен. Но не все компании могут легко существовать в таком режиме и эффективно налаживать бизнес-процессы. Это подтолкнуло работодателей переосмыслить рабочее пространство: сделать его многофункциональным — не только пригодным для работы, но и комфортным для жизни. Появился запрос на дополнительную инфраструктуру.

Бизнес-центры класса А более всего соответствуют новым запросам. В них современные инженерные системы, развитые общественные пространства, архитектура, которая не устареет со временем, лаконичный дизайн, может, с акцентами из современного искусства, натуральные материалы. Но хотя внутри много света, красота и мрамор, из полезного функционала в бизнес-центрах часто только ресепшн и четыре дивана в холле. Так что девелоперам придется адаптироваться: все помещения в здании должны стать такой же активной зоной для работы, как и офисные пространства, чтобы люди могли оставаться эффективными в любой точке здания. Например, поработать в вестибюле, а в кафе провести встречу. Нужно больше зон быстрых переговоров и микроковоркинга.

Чтобы многофункциональность не шла в разрез с комфортом, при строительстве офисных зданий применяют концепцию Healthy Building. Она направлена на поддержку физического и эмоционального здоровья сотрудников. Например, освещение должно подстраиваться под яркость света на улице, внутри здания должен быть хороший воздухообмен и контроль CO2, немаловажны шумоизоляция и акустический контроль. В плане безопасности ключи и карточки пора заменить бесконтактным доступом, например, с помощью функции трекинг-присутствия определять, кто постоянный сотрудник, а кто гость.

К современным трендам можно добавить активный дизайн, который побуждает людей больше двигаться — допустим, пользоваться лестницей. Из забавных примеров — один работодатель поставил в офисе велотренажер и розетку к нему: чтобы поработать за ноутбуком, нужно покрутить педали.

Алена Владимирская, карьерный консультант

Работникам важен не класс бизнес-центра, а готовность работодателя обеспечить комфорт. В офис должен быть круглосуточный доступ, как в хороший коворкинг. Внутри важно зонирование — нужны места для тихой работы, переговоров и отдыха разных площадей. И эти места должны быть всегда в свободном доступе, чтоб не приходилось заранее бронировать переговорную или заказывать пропуска. 

Поскольку работа становится все более креативной, надо, чтобы сам офис «переключал» сотрудника. Этому способствуют разные цвета интерьеров и мебели, разные пространства внутри здания и инфраструктура снаружи: какие-то библиотеки, кафе, общественные места. 

В последнее время open space теряют популярность — и это правильно. Ненависть офисных сотрудников к ним чудовищна, потому что все вокруг разговаривают и мешают друг другу работать. От этого появляется большая усталость, а также происходит утечка информации, в том числе конфиденциальной. У сотрудников должно быть личное пространство: рабочие столы за звукопоглощающей перегородкой и личный шкафчик. Плюс к этому работнику нужно еще хотя бы три общественных пространства, чтобы не было ощущения тесноты. Речь не о коридоре и туалете. У человека должна быть возможность отойти от рабочего стола и посидеть там, где его никто не достанет с вопросами, или пойти на кухню и спокойно выпить кофе, а не ждать, когда там освободится место. Пространство должно быть таким, что, если компания возьмет новых сотрудников, тесно все равно не будет. 

Подготовила Екатерина Тимофеева

Московский девелопер Stone Hedge поддержал новый тренд офисного рынка — на создание удобной бизнес-среды, в которой захотят работать жители мегаполиса. Современный горожанин хочет быть мобильным и продуктивным, правильно распоряжаться рабочим временем, оставаться здоровым и при этом чувствовать себя комфортно. Этим запросам отвечает концепция be CITIZEN — ее придерживался девелопер при планировании нового бизнес-центр класса А STONE Савеловская. Две 100-метровые башни построят согласно принципам «здорового строительства»: с улучшенной системой вентиляции, центральным кондиционированием и оптимальным уровнем естественного освещения. В лаконичном интерьере мест общего пользования используют элементы биофильного дизайна. На стилобате, куда смогут ходить только резиденты бизнес-центра, появятся кафе и специальные зоны с зарядными устройствами для работы на открытом воздухе — это позволит работать за пределами офисов. На первом этаже в ресторанах с летними верандами можно будет провести деловую встречу в неформальной обстановке, а для отдыха и перезагрузки подойдут зеленые зоны, где можно будет заняться спортом или просто погулять.