Арт-проект размером с город: как устроен юбилейный Выкса-фестиваль
«Выкса | Арт-Овраг» за десять лет стал, пожалуй, крупнейшим мультижанровым фестивалем, проходящим за пределами Москвы. Его история началась в 2011 году, когда руководители металлургической компании ОМК начинали проводить локальный фестиваль современной молодежной культуры, чтобы разнообразить досуг местных подростков. Уже к середине 10-х Выкса стала одним из главных городов уличного искусства: Паша 183, Слава ПБРК, Стас Багс, Никита Nomerz, Zuk Club, Константин ZMOGK Данилов и многие другие легенды стрит-арта отметились на стенах домов и сооружений, по праву превратив город в столицу граффити и трафаретов. Логичным продолжением этой истории стало появление арт-резиденции и индустриального стрит-арт-парка на территории завода, а в 2021-м здесь появился мураль «Смайл» Наташи Стручковой в коллаборации с детьми Выксы.
Вслед за любителями баллончиков и маркеров подтянулись и ударники паблик-арта. Количество поражает даже по московским меркам: «арт-плоты» и «арт-дворы», инсталляция «PRO.ЕЛКА» Петра Виноградова, автобусная остановка от бюро «Дружба», «Все это не сон» Тимофея Ради разбросаны по всему городу. Отдельного внимания заслуживает местный ЦПКиО, уносящий посетителей в мир малых архитектурных форм и дающий своим ландшафтом исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении названия фестиваля.
2021 год подарил выксунцам «Пустой пьедестал» от гуру мировой архитектуры Чарльза Ренфро, создателя столичного парка «Зарядье». На этот раз все минималистично: просто лист из «раскрученной стальной трубы», созданный под влиянием работ Шухова силами местных мастеров.
Нематериальная культура не отставала: помнит Выкса и 300-метровое застолье на площади Металлургов, и «Встречу» Юрия Муравицкого с «Красным матросом», и огненные танцы от Анны Абалихиной в жерле мартеновских печей. Однако настолько яркой театрально-концертной программы, как в этом году, пожалуй, еще не было.