Все новости
Колонка

Авторка желает заявить: оставьте феминитивы в покое

24 Сентября 2021 15:10
В обществе продолжаются споры о феминитивах, причем чаще всего дискуссия перерастает в нападение на феминисток и оскорбление женщин и СМИ, которые их используют. Как критика феминитивов связана с обесцениванием женщин и почему обществу пора с ними примириться, разбирается Саша Чернякова

Две недели назад «Сноб» опубликовал новость о том, что россиянка Екатерина Селенкина получила приз Венецианского кинофестиваля как лучшая «режиссерка до 40 лет». В заголовке новостная редакторка использовала феминитив. В соцсети новость вынесли в субботу в десять вечера, и только за выходные пост набрал 1500 комментариев (сейчас их больше 1700 и появляются новые; из-за содержащейся в них ненормативной лексики мы не даем ссылку). Все они посвящены не победе соотечественницы на международном фестивале, а тому самому, ненавистному — «режиссерка». 

В комментариях и уничижительное «Предлагаю для режиссерок и актерок проводить специальные отдельные фестивальки» (928 лайков), и высмеивающее «Это наверное хороший и смелый женщин, если он снял такой серьезный фильм» (236 лайков), и мизогинное со стороны самих женщин «"Режиссерка", это унизительно, потому что акцентируется внимание прежде всего на половой принадлежности...» (566 лайков), «Режиссер. Профессионал не нуждается в уточнении гендера. От меня лично можно за "режиссерка" получить кулаком в лоб сразу» (219 лайков). Наконец, есть комментарии, открыто транслирующие насилие: «Да чтоб разорвало авторку текста за режиссерку» (13 лайков) и национализм: «Автор Фатима Алиева совсем не владеет русским языком; запишите ее срочно на курсы РКИ для иностранцев» (34 лайка). 

По сути, комментарии под постом — лакмусовая бумажка российского общества с его национализмом, одобрением насилия, ненавистью к феминизму и страхом многих женщин быть хоть как-то причастными к этому самому феминизму и «нововведениям» феминисток, приравнивание к которым продолжает восприниматься как личное оскорбление.

Дискуссия о феминитивах ведется в российском обществе уже несколько лет. В какой-то момент их стали использовать в соцсетях и своих выступлениях фемактивистки как инструмент борьбы с дискриминацией женщин. И у россиян бомбануло. Столь ожесточенных споров и яростных борцов за чистоту русского языка российский интернет не видел никогда. Да, тот самый российский интернет, полный англицизмов, ошибок, бугагашенек и прочего коверкания русских слов. Однако встрепенулись все именно из-за феминитивов.

При этом феминитивы не новы. Думается мне, что борцы за великий и могучий могут и сами открыть, к примеру, рассказы Куприна и сильно удивиться (зачеркнуто) убедиться в этом. Многие лингвисты тоже сходятся во мнении, что феминитивы существуют довольно давно, а то, что каких-то слов нет в словарях, не значит, что их использование — ошибка и насилие над языком: он постоянно меняется, и это совершенно естественное явление. 

При этом в России есть ряд феминитивов, прочно закрепившихся в языке, которые ни у кого не вызывают возражений: медсестра, няня, актриса, балерина — все они связаны с одобряемыми «женскими» ролями и творческими профессиями, где, по мнению большинства, женщине место. Пограничными здесь выступают «художница» и «поэтесса», но как только речь заходит о более «серьезных» специальностях, компромисса нет. Никаких «режиссерок» и «авторок» быть не может. Сегодня женщина хоть и может работать кем угодно (ну, кроме списка из 100 запрещенных профессий, который до 1 января 2021 года насчитывал 456 позиций), но пусть будет добра говорить о себе в «серьезном» мужском роде. И хотя напрямую использовать феминитивы никто не запрещает, негативная реакция общества на них — для многих весомый аргумент, чтобы этого не делать. 

Фото: Getty Images

Однако использование феминитивов — это не борьба с русским языком, а выражение своей позиции. Публично самоопределяя себя как феминистку или же авторку, режиссерку, инженерку в профессиональной сфере, женщина бросает вызов патриархальному обществу. И это общество начинает защищать себя и свои устои. И делает это грязно. В ход идут самые унизительные стереотипы о женщинах, оскорбления, угрозы, язвительные шутки (ведь что сделалось смешным, не может быть опасным). И конечно, обесценивание. Как женщин вообще, так и феминисток в частности. Потому что дискурс в стиле «Вот в Афганистане (или Индии) женщин убивают, где все эти феминистки?! Только и могут что за свои феминитивы бороться» — это самое настоящее обесценивание фемактивизма.  

Что касается женщин и их непринятия феминитивов, то здесь ситуация напрямую связана со страхом вступить в конфронтацию с традиционными установками, что практически равно перестать быть одобряемой (и удобной) в обществе. 

Думаю, будет уместно рассказать о своем опыте. Несмотря на то что я считаю себя феминисткой много лет (о чем открыто начала говорить тоже не сразу, боясь того самого общественного осуждения), использовать феминитивы я стала только год назад. До того я объясняла себе, что они режут слух, коверкают язык, что бороться нужно с реальными проблемами, а позиционирование в языке второстепенно — классика любого критика феминитивов. Долгое время я звонила экспертам и представлялась журналистом или корреспондентом. Потому что произнесенный в конце суффикс «ка» молниеносно превращал меня в легкомысленную «девочку на побегушках», а не в серьезную журналистку, какой так хотелось быть. Так продолжалось довольно долго, пока однажды я не поняла, что сама поддерживаю мизогинное отношение к женщинам, преуменьшаю их (и свою) значимость не только в профессиях, но и в обществе в целом. 

Суффиксы «к», «есс» или «ин» — это не только о принятии себя и о гордости быть именно специалисткой в какой-то сфере, но и о борьбе с обесцениванием женщин и их второстепенной ролью в обществе. А именно из такого отношения рождаются куда более серьезные проблемы вроде того же насилия, харассмента и ущемления прав женщин в целом. 

Можно понять и женщин, которым это «ка» режет слух. Пока большинству действительно проще играть по правилам патриархата и называться весомым словом «автор», «журналист», «режиссер», а не навлекать на себя гнев общества, которое заметит только ненавистный суффикс, а не твои победы и успехи. Но если мы сами не начнем это менять, отношение к нам — женщинам — так и останется как ко «второму полу». 

Феминитивы нескоро приживутся в русском языке. Но, будьте уверены, приживутся однозначно. Язык меняется вместе с обществом, и эти изменения даже в нашей традиционалистской стране неизбежны. Россияне могут не любить феминитивы, могут страдать от того, что они режут их нежный слух — жителей страны, где «Пушкин — наше все», могут до последнего не использовать их в своей речи, тем самым тормозя вполне естественные языковые изменения. А могут перестать скрипеть скрепами и стать частью перемен в обществе, столь необходимых для достижения равноправия, борьбы с дискриминацией и в принципе для уважения прав каждого человека. 

Право выбора есть у всех. В конце концов, это и есть основа свободного общества, или, говоря иначе (для любителей литературы), «каждый выбирает для себя». Главное, чтобы этот выбор не унижал другого человека, а дискуссия оставалась дискуссией, а не потоком бездоказательных оскорбительных комментариев, призывающих к насилию и обесцениванию.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
1 комментарий
Светлана  Горченко

Саша, нмв, проблема не столько в феминитивах как таковых, сколько в конкретных случаях насилия над языком. "Режиссёрка", "авторка" просто не по-русски.

Никто ведь не возражает против "трактористки", "летчицы", даже "космонавтки". Ну вот такой язык.

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Алексей Синяков
Пенсионерки из «Отрядов Путина» несколько раз громили штаб Навального*, пережили вооруженное нападение, выпустили клип про любовь и требовали освободить Бритни Спирс из-под опеки отца. Их узнают на улицах, но как их зовут и чем они живут, мало кто знает. Спецкорреспондент «Сноба» Алексей Синяков познакомился с активистками «отрядов», узнал, как они оказались в политике, зачем снимают видео, за что тайно ругают президента и что будут делать, если Путин уйдет
Вера Пономарева
Российский бизнесмен Александр Клячин одним из первых заметил потенциал московских промзон. Теперь на месте тяжелых...
Вера Пономарева
Они быстро могут оставить вас ни с чем, получив ваши бизнес-наработки, клиентуру, репутацию и даже имя. Киберсквоттеры, эти незаметные, на первый взгляд, ковбои Сети, умеют ждать, планировать, чтобы затем молниеносно атаковать и заставить платить.