Все новости

Что смотреть на фестивале NET. Выбор «Сноба»

С 9 ноября по 19 декабря в Москве пройдет XXII фестиваль Нового европейского театра (NET). Почти вся его программа была сформирована еще в 2020-м, но из-за пандемии руководство решило перенести фестиваль на год вперед. В афише — широкая палитра актуального искусства, представленная художниками из Швейцарии, Австрии, Литвы, Дании, Франции, Бельгии и России. Театр живо реагирует на вызовы времени, поэтому зрителя ждут постапокалиптические картины, размышления о новой сексуальности, экологическая проблематика и самые неожиданные взгляды на прошлое, настоящее и будущее. «Сноб» выбрал важнейшие проекты фестиваля
1 ноября 2021 15:20
Фото: предоставлено пресс- службой фестиваля NET

Три сестры

Когда: 9, 10 ноября в 20.00

Где: Дворец на Яузе

Зачем смотреть: чтобы заглянуть в будущее

Кому понравится: тем, кто верит в цифровую революцию

Спектакль «Три сестры» был поставлен в мюнхенском Каммершпиле (теперь этот спектакль принадлежит австрийскому Volkstheater) незадолго до начала пандемии. Режиссер Сюзанна Кеннеди, одна из самых интересных фигур немецкоязычного театра последних лет, как будто заранее знала, что впереди мир ждут изоляция и дистанционка. Она поместила трех чеховских сестер в стерильное пространство-короб, напоминающее экран компьютера. Фактически лишила героинь лиц, голоса и индивидуальности, превратила в ходячие функции, бездушные аватары. Отменила понятие времени, перемешала пьесу Чехова с отрывками из Ницше и текстами собственного сочинения. Помимо трех сестер оставила еще троих героев-мужчин (кого именно из персонажей — до конца не понятно). Заменила живые голоса голосами из телефонной трубки. Показала мир, в котором нет чувств, а мечты о счастье остались в далеком прошлом, откуда еще доносятся реплики героинь чеховской пьесы. Во время первого карантина Каммершпиле транслировал этот спектакль онлайн, театральная общественность припала к экранам и обомлела, теперь у московского зрителя есть возможность увидеть постановку живьем и, быть может, тем самым признать тот факт, что цифровая действительность пока еще не может заменить реальную.  

Фото: Андрей Василенко

Sun & Sea 

Когда: 19–21 ноября в 19.00, 20.00, 21.00, 22.00 и 23.00

Где: Театр «Современник», другая сцена

Зачем смотреть: ради того, чтобы взглянуть на мир под другим углом

Кому понравится: борцам за природу и меломанам

Опера-перформанс Sun & Sea («Солнце & Море») покорила зрителей 58-й Венецианской биеннале в 2019 году и получила главную награду — ­«Золотого льва». У этой театральной инсталляции три создателя из Литвы (компания Neon Realism): Ругиле Барзджюкайте (режиссер и художник-постановщик), Вайва Грайните (автор либретто) и Лина Лапелите (композитор). Зрителю предлагают окунуться в атмосферу прекрасного солнечного дня на берегу моря, посмотрев на перформеров сверху, с галереи: песочный пляж, на полотенцах лениво отдыхают взрослые, носятся туда-сюда дети. Но в идиллическую картину вклиниваются нотки зловещей неопределенности: миролюбивый шум прибоя сменяется грохотом извержения вулкана, веселые арии — грустными и тревожными, а темы, связанные с мирским существованием, — проблемами экологии, глобального потепления и размышлениями о судьбе нашей планеты. 

Фото: предоставлено пресс- службой фестиваля NET

Холодная война

Когда: 25 ноября в 20.00, 26–28 ноября в 17.00 и 21.00

Где: Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна

Зачем смотреть: чтобы через прошлое лучше понять настоящее

Кому понравится: поклонникам визуального театра

На фестивале NET состоится премьера нового проекта Театра Взаимных Действий, независимого творческого объединения трех художников: Шифры Каждан, Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и продюсера Александры Мун. Выставка-спектакль будет посвящена периоду холодной войны (середина 40-х годов — конец 80-х прошлого века): в ней соединится официальная пропаганда того времени и предметы быта, документальные факты — с псевдокументалистикой и вымыслом, хореография с особой звуковой партитурой. Художники не случайно выбрали местом действия Музей Дмитрия Налбандяна, советского художника, портретиста, запечатлевшего большое количество первых лиц партийного руководства. Пространство тоже становится одним из действующий лиц спектакля. Зрители, погружаясь в недалекое прошлое, смогут обнаружить приметы холодной войны в настоящем времени.

Фото: предоставлено пресс- службой фестиваля NET

Утечка

Когда: 26, 27 ноября в 20:00

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда

Зачем смотреть: чтобы заглянуть в (не)страшное будущее

Кому понравится: тем, кто любит разгадывать головоломки и участвовать в действии

Еще одна российская премьера состоится на фестивале NET. Режиссер Александр Вартанов ставит пьесу Юлии Савиковской «Утечка», представленную на фестивале современной драматургии «Любимовка» в основной программе в 2020 году. У пьесы необычная смысловая и текстовая структуры: в ней 12 частей, и каждая из них содержит загадку. Режиссером читки на «Любимовке» тоже был Александр Вартанов, надо думать, что текст так зацепил его, что он решил взяться за него снова. В спектакле «утечка» станет рассказом о (не)далеком будущем, о мире после экологической катастрофы, в котором люди почти разучились говорить, многое позабыли и силятся вспомнить. Некоторые считают, что в отсутствие работы и конкуренции их жизнь станет лучше, другие — наоборот, постоянно мучительно вспоминают и заново проживают день взрыва. 12 диалогов представлены в форме читки и аудиовизуального перформанса. А зрителям предлагают попробовать «восстановить» разрушенные связи между людьми.

Фото: Donata Ettlin

Эссе об умирании

Когда: 3 декабря в 19.30, 4 декабря в 19.30 и 22.00, 1 декабря в 22.00 — онлайн

Где: Театр Наций, малая сцена

Зачем смотреть: чтобы проверить себя на уязвимость

Кому понравится: тем, кто любит откровенные разговоры

Швейцарский драматург и режиссер Борис Никитин покажет на NET моноспектакль «Эссе об умирании» (премьера состоялась в Базеле в сентябре 2019 года). Он и автор текста, легшего в основу работы, и постановщик, и актер. Никитин откровенно рассказывает о том, как болел и умирал его отец, как решился просить об эвтаназии, легализованной в Швейцарии. И о себе самом: 20 лет назад Никитин совершил каминг-аут. Для режиссера эта постановка — способ поговорить со зрителем о публичности: как только человек решается открыть всю правду о себе, он становится особенно уязвимым и ранимым. Это спектакль-исповедь, спектакль-преодоление, спектакль, в котором глубоко личное выносится на суд общественности, а глубокие травмы проживаются через творчество.

Фото: Marc Domage

21

Когда: 10, 11, 12 декабря в 20.00

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда

Зачем смотреть: чтобы понять, как секс влияет на нашу социальную жизнь

Кому понравится: фрейдистам

Известный датский хореограф Метте Ингвартсен впервые приедет в Россию. Вот уже почти 10 лет она создает серию работ «Красные пьесы», в которых главным предметом изучения становится секс. Cекс как всепроникающая сила, меняющая наши представления о самих себе и о мире вокруг. «21» — последняя постановка в этой серии: она отсылает к творчеству маркиза де Сада, одного из самых скандальных и неоднозначных писателей, имя которого неслучайно дало основу слову «садизм». Еще она отсылает к датской порнографии 1970-х годов и сексуальному насилию на войне. Соединяя секс, власть, политику и преступность, Ингвартсен предлагает зрителю вместе с танцорами балансировать между чувственным и жестоким, тревожным и возбуждающим, веселым и печальным.

Фото: Martin Argiroglo

Farm Fatale

Когда: 15 декабря в 19.00 и 22.00

Где: Театр Et Cetera

Зачем смотреть: чтобы вслушаться в звуки природы

Кому понравится: экоактивистам

Спектакль Farm Fatale (в переводе — «роковая ферма») — притча об окружающем мире, выдуманная французским режиссером Филиппом Кеном. Франко-немецкий состав артистов (частично из труппы самого Кена «Вивариум студио», частично — из мюнхенского Каммершпиле) представляет собой комичное, трогательное сборище клоунов-поэтов, клоунов-музыкантов, очень сильно напоминающих огородных пугал. Они издают странные, иногда нечленораздельные звуки, поют, подражают животным, прислушиваются к природе, восхищаются ею и предаются воспоминаниям. Эти клоуны, с одной стороны, просто мечтатели, а с другой — борцы за новый, прекрасный мир, который им так хочется построить. Филипп Кен часто создает на сцене замкнутые экосистемы: на сей раз это полуразрушенная ферма, со сваленными стогами сена и инструментами. Людей тут не осталось, они вымерли, на их место пришли их искаженные копии. Как говорит сам режиссер, его театр — это «театр постапокалиптического замедления» (понимай как хочешь). Очевидно одно: он восстает против капиталистического общества потребления, забывшего о том, что его окружает, и очень надеется, что человечество наконец обратит внимание на природу.

Подготовила Дарья Андреева

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
У Дины Рубиной в издательстве «Эксмо» выходит новый роман «Маньяк Гуревич». На этот раз известная писательница погрузилась в дебри отечественной психиатрии, откуда на нас глядят не только усталые глаза главного героя, врача Семена Марковича Гуревича, но и его многочисленных пациентов. Через их истории болезни мы узнаем историю страны и время, в которое им довелось жить и от которого можно спастись только в безумии
Катерина Мурашова
Что такое «быть успешным» для современных детей и их родителей? Результаты небольшого опроса, проведенного автором, выглядят достаточно неожиданно
Российская Федерация — самая большая по территории страна в мире. Управлять такой махиной непросто. Научный сотрудник экономического факультета МГУ и Института Гайдара Ирина Филиппова разбирается в том, что скрывается за словом «федерация» и как это сказывается на налоговой системе и расходах. А главное — кто же кого кормит в России