Все новости

1600.jpg

Владимир Мау: Образование как инвестиция. Что это значит для человека, общества и государства

Формат образования стремительно меняется. Его современная модель скорее позволяет говорить об учебе как об инвестиции в свое будущее. О минусах стандартных программ и росте запросов на качественный индивидуальный подход «Снобу» рассказал ректор РАНХиГС Владимир Мау
15 ноября 2021 12:24

Образование не услуга

Прежде всего, понимание образования как инвестиции непосредственно связано с принятыми недавно решениями не рассматривать впредь образование как услугу. По инициативе президента соответствующие поправки вносятся в российское законодательство об образовании. Это действительно не услуга. Для преподавателя, учителя это прежде всего служение. Для ответственного гражданина ― инвестиция в свое будущее. Для государства ― инвестиция в будущее страны. Это очень важно: услуга исчезает в момент потребления, тогда как инвестиция дает отдачу. И в этом смысле образование прежде всего инвестиция.

Для критиков понимание образования как инвестиции сводится почему-то к товарно-денежным отношениям. Это странный подход для людей, имеющих, наверное, какое-то образование и опыт учебы. 

Инвестиция — это прежде всего затрата определенных усилий с ожиданием получить отдачу. Это могут быть и деньги, и время. И те, кто приходит учиться, — во всяком случае, в ведущие вузы — хотят не просто весело провести время. Они рассчитывают на результат ― эффект от затраченных усилий. 

Между прочим, государство также хочет получить отдачу от вложений в образование ― и рост благосостояния, и рост производительности, и рост культуры. Для государства это тоже инвестиция. 

Повышение доступности высшего образования 

Тезис, что образование — это не услуга, а инвестиция, не противоречит задаче расширения доступности высшего образования и его бюджетного финансирования. Я в принципе выступаю за переход в перспективе к всеобщему бесплатному (то есть финансируемому государством) первому профессиональному образованию.

Решения президента и правительства по наращиванию количества бюджетных мест в вузах означают движение в этом направлении. Со временем мы придем к возможности любого гражданина получить высшее образование за государственный счет. Но это будет тоже инвестиция ― и со стороны человека (он должен будет затратить немало времени на образование), и со стороны государства. 

Понимание образования как инвестиции важно и для обеспечения непрерывности образования, ведь сейчас люди должны учиться на протяжении всей жизни. Непрерывное образование — это в значительной мере образование взрослых, профессионалов. Они приходят в вузы и ― к вопросу о деньгах ― оплачивают свое образование самостоятельно или за счет компаний, для которых это также инвестиция.

Владимир Мау Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Из этого вытекает следующий тезис: по мере роста благосостояния общества частный спрос на образование будет расти.

Когда удовлетворены основные материальные потребности человека, он начинает все больше вкладывать в здоровье и образование ― как собственное, так и своей семьи. Подчеркиваю, это будет происходить не от бедности государства, а от богатства общества. Более того, даже при достижении всеобщего высшего образования за счет госбюджета частные расходы на образование будут расти ― люди будут стремиться к постоянному обновлению своих знаний и умений. Собственно, это уже происходит на наших глазах. 

Обучение по стандартной программе — не лучший путь

Но не следует сводить понимание инвестиции к оплате родителями обучения своих детей. Тем более искажать суть такого явления, как индивидуализации образования. Это не означает внешнее навязывание каких-то программ. Индивидуализация — это именно возможность выбора своей образовательной траектории на основе рекомендаций. Задачи обеспечить такую возможность неоднократно звучали в выступлениях президента.

Индивидуализация образовательных траекторий существовала и раньше. Но реализовывалась она преимущественно (или даже исключительно) через курсы по выбору ― большое число таких курсов было показателем качества вуза. Теперь же современные информационные технологии расширяют возможности этой индивидуализации, в том числе при помощи личностно-профессиональной диагностики, цифрового следа, искусственного интеллекта. Разумеется, это не отменяет возможность обучения по стандартной программе, заданной изначально. Но это не самый лучший путь в образовании.

К счастью, студенты и слушатели, которые приходят в хорошие вузы, все понимают правильно. И поэтому за последние лет десять четко наметился тренд ― более высокий спрос предъявляется на более сложные программы, в том числе сложные в реализации для вуза. Люди понимают: только затратив (инвестировав) труд и время, можно получить в дальнейшем отдачу — и для себя, и для своей семьи, и для своей страны.

А что вы думаете об этом?

Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Общество». Присоединяйтесь 


Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Наташа Мозговая
Качественных университетских курсов, предлагаемых в сети бесплатно, становится все больше. А зачем они нужны?
Благодаря карантину многие семьи узнали, что значит удаленная учеба в школе, смогли оценить ее минусы и плюсы. Карантин пройдет, а опыт останется, и интерес к онлайн-образованию, вероятно, будет расти. О том, что и почему сохранится от классического образования, размышляет Анна Ляцу, завкафедрой английского языка ИОН РАНХИГС
Татьяна Краснова
Преподаватель МГУ вместе со студентами разбирает, для чего вообще нужно образование

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].