Доминируй, подчиняйся. Что люди ищут и находят в БДСМ-практиках
БДСМ — собирательное название всех сексуальных практик, включающее в себя связывание и обездвиживание, сексуальное рабство, доминирование и подчинение, садомазохизм, а также некоторые другие практики и фетиши.
Недавнее канадское исследование, в котором приняли участие более 1500 человек, определило 55 сексуальных фантазий, повторяющихся среди опрошенных. Секс с элементами БДСМ находится в топе и мужчин, и женщин: 65% женщин и 53% мужчин мечтают, чтобы над ними доминировали, 60% мужчин и 47% женщин мечтают доминировать, а 52% женщин и 46% мужчин мечтают быть связанными. Похожие результаты демонстрирует статистика доктора психологии Джастина Лемиллера, который для своей книги «Скажи мне, что ты хочешь» опросил 4175 человек — и фантазии с элементами БДСМ оказались на втором по популярности месте.
Естественно, не все воплощают или имеют возможность воплотить свои фантазии в жизнь. Крупное исследование, проведенное в США, показало, что 21% людей включают в свою сексуальную жизнь связывание, 34% — шлепки, 14–16% — эротическую порку, а 4% участвовали в БДСМ-вечеринках.
Зачем люди идут в БДСМ и что они там находят?
Многие десятки лет практика БДСМ патологизировались и считалась психическим отклонением, которое всегда является результатом травмы или болезни. Это, естественно, создавало определенную стигму, и те, кого ловили за постыдными увлечениями, нередко подвергались остракизму. Так, согласно опросу Национальной коалиции за cексуальные cвободы США, в 1998 году 36% практикующих садомазохизм в сексе были жертвами преследований, 30% испытали на себе активную дискриминацию, 24% были уволены, 17% получили отказ в повышении, а 3% были лишены родительских прав.
Но ситуация кардинально изменилась за последние двадцать лет. Благодаря появлению достаточного количества научных работ и эмпирических исследований, к 2013 году в DSM-5, диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, которое является мировым стандартом для диагностики психических расстройств, провели границу между психической патологией и ролевыми играми двух согласных взрослых. Желающие менее ванильного секса перестали считаться психически больными.
Современные исследования рассматривают БДСМ как нестандартную, но вполне здоровую вариацию сексуального самовыражения, свойственную около 10% населения. Исследование 2020 года, проведенное среди регулярных практиков БДСМ, также опровергает идею, что склонность к БДСМ — это всегда результат травмы. Организаторы исследования обнаружили несколько причин, по которым люди оказываются в мире боли, подчинения и унижения.
Самой массовой категорией стали люди, обнаружившие в себе «тягу» к подчинению, доминированию, связыванию или унижению с раннего возраста. Участники исследования рассказывали, что мысли и фантазии о связывании, наказании, подчинении посещали их задолго до того, как они узнали хоть что-то о сексе, и это не связано с травматичным опытом детства. Они ощущали эту склонность как нечто врожденное, «прошивку», и воспринимали это как часть своей сексуальной идентичности или ориентации, а не просто как фетиш или увлечение.
На втором месте по частоте были люди, которые считают любовь к БДСМ своей психологической особенностью, способом возвращения к гармонии. Они часто говорили о БДСМ как о практике «излечения», возвращения в себя, нахождения внутреннего баланса. Это во многом перекликается с недавними исследованиями сексуальных фантазий, о которых я писала в одной из прошлых колонок, — а именно, что сексуальные игры и фантазии позволяют восполнить эмоциональные потребности и дефициты, с которыми мы сталкиваемся в жизни: переизбыток ответственности, недостаток свободы и многие другие.
Среди практиков БДСМ есть и те, кто вполне осознанно использует их, чтобы справляться с травмами: абъюзом, сексуальным насилием или наказаниями в детском возрасте. Проживая травматичный опыт в безопасной обстановке, они находят для себя способ победить его разрушительное влияние, вернуть себе власть. А также в БДСМ приходят и те, кому это позволяет справляться с хронической болью.
Каким же образом эротическая порка, сексуальное рабство или подвешивание на распорках становится возрождающим и помогающим опытом? Ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях: физиологии и психологии.
Многие из практиков БДСМ говорят о «сабспейс» — особом «подпространстве», или «пространстве подчиненного». Сабспейс — это специфическое измененное состояние сознания «нижнего» в БДСМ, возникающее вследствие физических воздействий и сопутствующих им эмоциональных переживаний во время практики. Исследовательская группа «Научный базис БДСМ» под руководством профессора Университета Иллинойса Брэда Сагарина провела несколько исследований сабспейса с точки зрения нейрофизиологии. Ученые обнаружили, что это состояние характеризуется активацией симпатической нервной системы, выбросом эндорфинов и эпинефрина, затормаживанием работы коры головного мозга, снижением психомоторных реакций на боль и другие раздражители и субъективно переживаемым чувством восторга, полета, счастья, потери чувства времени и реальности, расслабления и транса. Одна из работ описывает сабспейс как комбинацию изменений в химическом составе крови, которые ведут к чувству полета и парения, изменения сознания и проживанию трансцендентального опыта. В сборнике эссе, написанных самими практиками БДСМ, которые вошли в книгу известного автора секс-просвещения Тристана Таормина «Полный гид по сексуальным фетишам», сабспейс описывается в терминах духовных практик: измененное состояние сознания, практика обретения смысла, эмоциональный катарсис, обновление, временное избавление от социальной идентичности и роли, возможность выйти за границы эго и почувствовать иной уровень связи с миром.
У «верхних», или «домов», так же есть топспейс — состояние высочайшей фокусировки внимания, максимальной собранности, сосредоточенности и отключения всех отвлечений, оптимальная действенность. Одно из немногих эмпирических исследований обнаружило, что это соответствует по измерениям состоянию «потока», которое описал в своей всемирно известной книге Михай Чиксентмихайи.
Все эффекты этих состояний — снижение стресса, повышение близости, возможность проживать моменты измененного сознания и удовольствия — указывают на положительный эффект БДСМ. Однако их достижение невозможно без определенного уровня доверия, часто недоступного в обычном сексе: жестко формализованные ритуалы договора, взаимности, безопасности, согласия, а также полная отдача контроля за своим физическим состоянием «дому» — все это позволяет выйти на этот уровень.
Исследовательница БДСМ-практик Дульсинея Питагора в своей работе «Согласие и принуждение» указывает, что согласие — критический элемент, который проводит границу между абъюзом и БДСМ. БДСМ-сообщество выработало целый список механизмов, призванных заботиться о благополучии своих участников и защищать их: стоп-слова и безопасные слова, контракты и последующий уход, позволяющий участникам бережно выйти из практики.
Тем не менее именно доверие является критичным элементом практики. По словам БДСМ-практиков, испытавших ощущение «сабспейса», способность «нижнего» использовать стоп-слово или вообще говорить может быть нарушена в этом состоянии. Тогда задача «дома» — заметить это и взять на себя ответственность за его состояние.
Получается, что практика проживания пиковых трансцендентных потоковых состояний на физиологическом уровне, совмещенная с психологической пользой культуры доверия, безопасности и открытости, создает терапевтический эффект, о котором все чаще пишут ученые.
Еще в 2006 году исследователи психологического состояния тех, кто практикует БДСМ, заключили: «Хотя психоаналитическая литература предполагает, что в среде практиков БДСМ должны наблюдаться высокие уровни психопатологии, наше исследование не обнаружило широких или высоких показателей психопатологии в психометрике депрессии, тревожности, обсессивно-компульсивных расстройств, психологического садизма, психологического мазохизма или ПТСР». А в рамках более широкого исследования с 1300 участниками обнаружили, что те люди, которые идентифицируют себя как БДСМ-практики, менее невротичны, более экстравертны и открыты новому, лучше справляются с отвержением, более ассертивны и вообще демонстрируют более высокие показатели психологического здоровья и благополучия, чем контрольная группа.
Для тех двух третей из нас, чьи сексуальные аппетиты выходят за пределы миссионерской позиции, все это — хорошие новости.