«Ленин» жив. Уроки истории в Мурманском областном театре кукол
В Новосибирске ставят Крапивина, в Астрахани — Ремарка, в Челябинске покажут пластический спектакль о «живых камнях» тровантах. «Сноб» и нацпроект «Культура» продолжают цикл публикаций о региональных детских театрах. Во второй части — история о корабле, необычный конкурс и столичные гастроли Мурманского областного театра кукол
За письменным столом, который качает из стороны в сторону, подперев щеку рукой, дремлет пожилой капитан. Легкая музыка и звуки морского прибоя убаюкивают, но ненадолго: в окно капитана громко стучит нахальная чайка — и зрительный зал взрывается смехом. Птица бьет в корабельную рынду, будит капитана, и тот спросонок кричит: «Стоп машина!» Зрители снова хохочут. Так весело начинается спектакль «ЛедокоЛ» (5+), который рассказывает о судьбе атомохода «Ленин».
Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой было сдано в эксплуатацию в 1959 году. 30 лет оно сопровождало караваны по Северному морскому пути, после чего встало на прикол в порту Мурманска и больше из Кольского залива не выходило. Сегодня стоящее у причала морского вокзала судно — визитная карточка региона и один из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
В 2019 году с момента спуска «Ленина» на воду исполнилось 60 лет. Росатомфлот решил отметить эту дату и заказал Мурманскому областному театру кукол спектакль о первом в мире судне с ядерной энергетической установкой. Задача выглядела невероятно сложной, вспоминает Петр Васильев, главный режиссер театра, лауреат премии «Золотая маска». «Документальных фильмов о “Росатоме” и этом ледоколе снято немало, но театр мыслит по-другому, вне документалистики. И я решил, что это будет визуальный спектакль с минимумом информативного текста и максимумом узнаваемых символов, понятных и ребенку, и взрослому. Все началось с простой фразы “когда ледокол был маленький…”, которую мы начали раскручивать с художником-постановщиком Алевтиной Торик. Ведь это был первый в мире атомный ледокол, он рос, учился вместе с людьми, которые учились его эксплуатировать», — говорит Васильев.
Премьера спектакля «ЛедокоЛ» на сцене Мурманского областного театра кукол прошла 1 декабря 2019 года. Постановка понравилась и детям, и взрослым. Роль капитана тогда сыграл заслуженный артист России Владимир Пьянков, который служит в театре — старейшем культурном учреждении Кольского полуострова — уже 45 лет. «В 1975 году я окончил Горьковское театральное училище по специальности “артист театра кукол”, и мне предстояло выбрать, куда ехать — в Орел, Николаев, Магнитогорск, Самару или Мурманск, — рассказывает Пьянков. — Север я выбрал по совету моего приятеля по училищу, у которого тут жили родственники. Плюс Мурманский театр кукол тогда входил в десятку лучших театров СССР. Перед выпуском я женился на девушке, которая заканчивала художественное бутафорское отделение того же Горьковского театрального училища. Я полетел в Мурманск первым, и 27 марта 1976 года, в Международный день театра, был принят на работу. Через полгода сюда приехала моя молодая жена. С тех пор мы живем и работаем здесь».
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
В 70-х в Мурманск ехали за «длинным рублем» и большими отпусками. Город-порт, где суда разгружались днем и ночью, привлекал молодежь не только романтикой покорения Севера, но и возможностью купить дефицитные товары. Перестройка спутала карты, разрушила планы и запустила обратный процесс — люди стали уезжать. 1990-е обернулись кадровым кризисом в том числе и для мурманского театра кукол. Правда, как рассказывают сами актеры, зрители этого не почувствовали — спектакли шли, репертуар обновлялся, билеты продавались, но новые лица появлялись на сцене все реже.
Сложившуюся ситуацию изменил Евгений Суханов, в 1998 году ставший директором кукольного театра. «На тот период последний молодой специалист пришел в театр в 1989 году. В Мурманск годами никто не хотел ехать, хотя эта проблема коснулась вообще всех региональных театров, — вспоминает Суханов. — Выпускники-кукольники — а это довольно редкая специальность — оставались в столицах или миллионниках, и нехватка актеров очень ощущалась. В начале 2000-х мы с режиссером Тамарой Волынкиной начали набирать людей с улицы: объявили конкурс, как в театральном училище — все желающие должны были показать сценку, рассказать басню и так далее. У нас до сих работают те, кто 20 лет назад пришел без специального образования — потом они его получили, окончив Санкт-Петербургскую академию театрального искусства».
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
Фото: Семен Васильев
Одна из таких актрис, Екатерина Ефремова, уже 17 лет служит в театре, и параллельно выступает с авторскими музыкальными проектами. В конце октября она участвовала в открытии сессии Совета Баренцева/Евроарктического регионав норвежском городе Тромсе. Известность на федеральном уровне получил еще один «рекрут с улицы», Денис Дмитриев — он играл в команде КВН «Сборная Мурманска».
«В начале 2010-х мы стали ездить на выпускные экзамены в Нижегородское театральное училище и Екатеринбургский театральный университет и предлагать актерам работу, — рассказывает Суханов. — Так труппа пополнилась молодыми специалистами. Сейчас у нас служит 58 человек, а по штату можно 63, так что места еще есть».
Почти полвека мурманский кукольный театр располагался в помещениях областной научной библиотеки на улице Софьи Перовской, а цеха по изготовлению реквизита и бухгалтерия находились в других местах. В 2012 году театр решили перевезти в здание бывшего Дома офицеров. Но постройка 1930-х годов требовала большого ремонта — и, следовательно, больших финансовых вложений. Переезд затягивался, обсуждалась возможность сноса здания, но в конце концов историю Дома офицеров решили сохранить — правда, лишь частично. «В 2017 году за счет областного правительства началась полная реконструкция здания, затем в процесс включилось Министерство культуры России, благодаря нацпроекту “Культура”, — говорит Суханов. — Из областного бюджета были выделены деньги на оборудование, оформление сцены и занавеса, а федералы помогли с обустройством сквера возле здания театра. Можно сказать, что половина всех вложенных средств — это федеральные деньги, и я считаю, что нацпроект “Культура” для театрального мира России — это грандиозная помощь».
В конце 2019-го открылись двери обновленного здания театра, а в начале 2020-го труппа полностью переехала по нынешнему месту жительства. Теперь театр находится немного дальше от центра города, зато в собственном здании, и все его службы наконец-то собрались под одной крышей. Зрительные залы — на 300 человек и на 80, с отдельными входами и вестибюлями — расположились на первом этаже. На втором — служебные помещения. Кафе, музей кукол, где можно увидеть раритетного Петрушку или Черта из атеистического спектакля «Чертовая мельница» 30-х годов, — места хватает всем. Профессиональное оборудование — новейшее, премиум-класса. В залах — специальные панели, отражающие звук, и разработанные итальянскими дизайнерами по спецзаказу кресла для зрителей. Еще одна сцена вынесена на улицу — для постановок под открытым небом. Рядом — новая детская площадка для юных зрителей, которые пришли на спектакль заранее или не торопятся уходить. «Раньше были совсем другие условия, — вспоминает главный режиссер Петр Васильев. — Прошлый зал на Софьи Перовской был специфический, камерный, протяни руку и дотронешься до реквизита. Тогда мы ставили спектакли по принципу некоторого доверительного общения: простые лирические истории, где можно рассмотреть детали и мелочи на сцене. Сейчас мы проводим невидимую зрителю работу по адаптации старого репертуара на новой большой сцене, чтобы постановки было хорошо видно и слышно».
С большой сценой задачи художественной группы поменялись — важно было переосмыслить новое пространство и подобрать для него подходящие постановки. В репертуаре вполне могут появиться более сложные произведения: с множеством героев, несколькими локациями, с новыми композиционными формами. Например, в планах театра на следующий год была комедия Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь», но ее пришлось отложить ради «Голого короля» в видении приглашенного из Белоруссии режиссера Олега Жюгжды. Стороннего постановщика театр старается приглашать каждый год. Открытие театра после переезда отметили показом «Дюймовочки» — современного спектакля для детей с использованием теневых кукол и элементов компьютерной графики. Кстати, именно эту постановку мурманский областной театр кукол в ноябре привез в Москву, на III Фестиваль театров теней Shadow Fest.
Бывший Дом офицеров после реконструкции, облицованный кирпичом и украшенный башенкой с часами, напоминает сказочный дом, в котором гостей ждет настоящее чудо. Гостеприимно распахиваются дубовые двери, загораются огни в светлом холле с белыми колоннами, крутятся шестеренки часов. В зале снова смеются дети, а на сцене в который раз плывет ледокол «Ленин», увозя зрителей в путешествие по времени. Автор: Александр Борисов