Фото: Пресс- служба фестиваля Fields XS
Фото: Пресс- служба фестиваля Fields XS

Не теряя оптимизма, организаторы решили отказаться от привычного масштаба и подошли к программе с кураторской избирательностью. Поэтому расписание «ультракомпактного» Fields изобилует знаковыми именами и важными открытиями. Fields планирует зайти на самые разные территории: от академической музыки до шумного рейв-попа, от экзотического фольклора до фри-джаза.

Духовный минимализм против остросоциальной электроники

Иногда музыка бывает похожа на химический эксперимент: вы берете одно вещество, смешиваете с другим — и получается что-то третье. Музыкальные коллаборации в этом смысле едва ли не самая наглядная аналогия — особенно в тех случаях, когда исходные компоненты максимально отличаются друг от друга. На Fields XS в совместной импровизации столкнутся композитор Владимир Мартынов и экспериментальный музыкант Zurkas Tepla. О фигуре Мартынова можно говорить долго — он является одновременно и живым классиком русской музыки, с именем которого ассоциируется понятие духовного минимализма, и ее главным аутсайдером, который отвергает идею композиторства и вступает в открытый конфликт с институтом академической музыки как таковой. За годы своей деятельности Владимир успел пройти через многое — от церковной музыки и саундтреков к советским фильмам до создания арт-рок-группы «Форпост» и экспериментов с электронной музыкой. В какой-то момент он даже пробовал себя в авангарде, но в итоге поставил на нем жирную точку, выбрав вместо него «новую простоту».

В свою очередь Zurkas Tepla будто бы, напротив, является ярким представителем этого самого авангарда. Он экспериментирует с тембральной и конкретной музыкой, создавая кипучую и аморфную электронику — увлекательную для одних и совершенно непонятную для других. Если искусство Мартынова во многом является чистым, свободным от внешнего мира, то работы Zurkas Tepla неизменно несут в себе послания, — социальные и политические, — транслируя враждебность и токсичность этого самого внешнего мира. Так или иначе, музыкальное противостояние обещает быть захватывающим, а его итог — непредсказуемым.

Поп-музыка в мире авангарда

Fields уже не первый год возделывает ниву альтернативной поп-музыки и открывает своей аудитории самородков, сохраняющих шаткий баланс между куплетно-припевной структурой и кричащими авангардными формами.

Во вселенной Soft Blade британская электроника и русская хтонь сплетаются в причудливый песенный клубок: лесная выдра плывет под хрупкий трип-хоп, а лирическая героиня Виолетты Шабаш выпускает когти с клыками под тревожный брейкбит с ориентальными нотками. На выходе все это напоминает своеобразный гибрид Kedr Livanskiy и Ishome: от первой ей достался фольклорный вокал и образные ряды с электричками и хмурыми подмосковными пейзажами, от второй — всепоглощающей меланхолия и жизненный аскетизм.

В отличие от камерной Soft Blade, которая ведет задумчивые беседы сама с собой, дуэт Moa Pillar и Ушка стремится к максимальной экспрессии вовне — в идеальном мире они должны были бы выступать перед гигантскими стадионами, устраивая шоу с фейерверками, лазерами и танцорами. Федя и Даша создают настоящий музыкальный фарс: то они пытаются воссоздать атмосферу наивных русских 1990-х, подражая группе «Вирус» и реинкарнируя хэппи-хардкор, то берутся за русификацию исконно бразильского байле-фанка, который сам по себе звучит сюрреалистично на заснеженных русских просторах.

Бас-флейта, уд и танбур: психоделия на диковинных инструментах

Чтобы быть изобретателем в музыке, не обязательно создавать что-то радикально новое — можно обойтись нетривиальным переосмыслением уже существующего. Именно поэтому особое место на Fields занимают музыканты, которые применяют экзотические инструменты в неожиданных контекстах.

Будучи участником Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), Иван Бушуев проявляет одинаковый интерес к академической музыке и DIY-электронике. В свободное от ансамбля время он занимается пространственными композициями, извлекая из контрабас-флейты вкрадчивые и глубокие звуки, будто бы имитирующие собой дикую природу.

 

Наполовину ассириец, наполовину понтийский грек Atoraye использует в своей музыке уд и электронику, создавая драматические эпосы с ближневосточным флером и с легкостью преодолевая расстояния от пустынного эмбиент-фолка до бугристого трайбла. Артем Галкин, участник ориентальной нойз-рок-группы uSSSy, пускается в продолжительные психоделические импровизации на танбуре: по его утверждению, этот струнно-щипковый инструмент, распространенный в арабском мире, крайне точно передает эмоциональное и физическое состояние человека, позволяя звуку спонтанно принимать формы, актуальные в моменте.

Удмуртский фолк-рейв, славянские акапеллы и армянская электроника

Еще одна вещь, которую сегодня активно «переизобретают», — это фольклор. Африканская полиритмия и ближневосточные глиссандо уже давно вписались в контекст современной музыки, однако интерес к здешним корням только начинает возникать в России, и Fields делает на это особую ставку.

Одной из важных премьер на фестивале станет выступление проекта POLE — петербургского женского ансамбля, который занимается реконструкцией славянского фольклора и музыки малых народов России. Вопреки стереотипам, девушки из POLE не носят пошлые сарафаны и кокошники — они снимают эстетичные клипы в ландшафтах русской природы, в своих акапеллах предпочитают минимализм, но при этом могут удивить внезапным битбоксом.

К музыке малых народов обращается и ижевское трио Post-dukes — правда, несколько в ином ключе. Коллектив ставит знак равенства между свободолюбивым финно-угорским фольклором и экстатичным рейвом: их первый альбом назывался «Удмурт рейв», а среди использованных средств значились кубыз (струнный инструмент, похожий на скрипку), вокал и синтетические техно-ритмы.

А вот бывшая участница группы «Фанни Каплан» Люси Казарян-Топчан идет скорее от обратного — будучи кропотливым продюсером и повествователем в своем проекте Margenrot, она обрамляет свою музыку армянскими мелодиями и напевами. Последние она бережно «собирала» (записывала на диктофон) во время путешествий по исторической родине.

Гетто-бэнгеры на максималках

Но довольно про минималистов — пора рассказать и о тех, кто сокрушает танцполы и выкручивает ручки до возможного предела. То ли музыкальная группа, то ли тотальный перформанс: вокалист «Сольвычегодска» под псевдонимом Директор Джаза как-то раз записал альбом, где он пел и барабанил в душе, а стандартным выступлениям СВЧ долгое время предпочитали формат «Битва-Бритва» — импровизатроский поединок на боксерском ринге. Формально считавшийся фри-джаз-бендом, на Fields XS «Сольвычегодск» предстанет в совершенно новом амплуа: сменив живые инструменты на драм-машины и семплеры, провокаторы из СВЧ наполнили свою музыку скоростным футворком, мясистым драм-н-бейсом и ломаным техно — ничуть не утратив издевательского абсурдизма и колкой иронии.

Выступления дуэта Bad Zu отличаются зашкаливающим драйвом — временами кажется, будто попал на концерт The Prodigy в их лучшие годы. Пребывая в перманентном поиске звуковых материй, Филипп Александров раскапывает артефакты традиционной музыки от Африки до Южной Америки, записывает звон бьющихся бутылок и монотонный гул холодильника, а затем насаживает все это на хлесткие гетто-ритмы и пружинящий бейс. А экстрима на лайвах добавляет барабанщик Саша Малышев, который приумножает ударную мощь в разы.

Когда: 19 ноября
Где: Aglomerat, Костомаровский пер., д. 3, стр. 12
Билеты можно купить на сайте fields.moscow

Если у вас есть билет на фестивали Fields 2021 или St. Fields 2021, то обязательно захватите его с собой — вход по нему будет бесплатным.

Автор: Антон Иванов