Долгие годы Джоан Роулинг обожали. Мать-одиночка без средств к существованию смогла с помощью таланта вырваться из бедности и стать всемирно известной писательницей. На книгах и фильмах о Гарри Поттере выросло не одно поколение миллениалов, которые периодически возвращаются к просмотру кинофраншизы. Да что уж там — смотреть «Гарри Поттера» в новогодние каникулы для многих стало такой же традицией, как 31 декабря резать салаты под «Иронию судьбы».

Поэтому выпуск спецэпизода, приуроченный к 20-летию выхода «Гарри Поттера и философского камня», кажется вполне логичным ходом — неплохой способ заработать на культовой кинофраншизе и вновь подогреть интерес к истории волшебника. Тем более что слухи о съемках картины «Гарри Поттер и проклятое дитя» с участием уже взрослых актеров, игравших в предыдущих частях, идут несколько лет, а в январе 2021-го появилась информация о съемке сериала по вселенной Гарри Поттера. Наконец, это и правда подарок для повзрослевших фанатов — спецвыпуск выйдет как раз в новогодние каникулы. Вот только создательницу волшебного мира Джоан Роулинг предаться воспоминаниям и ностальгии не позвали.

Гром грянул летом 2020 года. Роулинг съязвила в твиттере над заголовком «Создание более справедливого мира после COVID-19 для людей, которые менструируют», написав: «Люди, которые менструируют. Уверена, для этих людей было какое-то специальное слово. Кто-нибудь, помогите вспомнить». 

 

Роулинг сразу же обвинили в нетерпимости к трансгендерным людям. Спустя несколько дней писательница попыталась оправдаться и опубликовала большую колонку, в которой объяснила, что не выступает против трансгендерных персон, но «переживает из-за нового трансактивизма»:

«Я хочу, чтобы трансженщины были в безопасности. В то же время я не хочу, чтобы девочки и женщины, рожденные таковыми, чувствовали себя в опасности. Когда вы распахиваете двери туалетов и раздевалок перед любым мужчиной, который считает или чувствует себя женщиной, <…> вы открываете дверь и для всех без исключения мужчин, которые захотят войти внутрь. Вот простая истина». 

Все смешалось в гостиной Гриффиндора. Джоан Роулинг раскритиковали Дэниэл Рэдклифф и Эмма Уотсон, поддерживающие права ЛГБТК-сообщества, по сети начал гулять хештег #RIPJKRowling, в защиту же Роулинг выступил актер Рэйф Файнс (лорд Волан-де-Морт), осудивший любую травлю тех, «чьи взгляды отличаются от ваших собственных». Поддержали писательницу и радикальные феминистки — российские и французские.  

В пылу скандала забылось, что Роулинг много лет поддерживала ЛГБТК-сообщество. К примеру, в 2007 году, после выхода последней книги о Гарри Поттере, она рассказала, что Дамблдор — гей, и хотя кто-то посетовал на то, что в книгах раскрытию гомосексуальности персонажа должного внимания не уделялось, для многих это стало важным шагом писательницы в поддержку ЛГБТК-сообщества. В конце концов, книги о Гарри Поттере писались в то время, когда о новой этике еще толком никто не слышал, а ЛГБТК-персонажи если и были представлены на экранах и в книгах, то зачастую стереотипно, в позитивно-гомофобном контексте.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что касается обвинений в трансфобии, здесь все не так однозначно. Твит Роулинг определенно неудачен. Публичным людям действительно стоит быть осторожнее в высказываниях — к ним прислушиваются миллионы, и любое шуточное или позитивное тансфобное, гомофобное или сексистское высказывание в адрес угнетаемых групп только дискриминирует их и придает угнетателям уверенности в своей правоте. Однако в своей колонке Роулинг поднимает вопросы, о которых говорят многие радикальные феминистки, считающие, что права трансгендерных женщин ущемляют права биологических женщин. 

Любой трансгендерный человек имеет право быть тем, кем себя считает, и общество должно принимать это. А женские туалеты должны быть доступны для всех женщин, считающих себя таковыми. Но меня, к примеру, озадачило недавнее решение МОК о том, что все спортсмены, независимо от пола, гендерной идентичности или статуса, должны выступать в той гендерной категории, в которой чувствуют себя лучше. Это огромный шаг для всех трансгендерных персон, но как это отразится на биологических женщинах-спортсменках и смогут ли они соревноваться на равных с трансгендерными персонами в тех видах спорта, где у последних, возможно, всегда будет некоторое преимущество? 

Делает ли меня эта обеспокоенность правами и возможностями женщин в спорте трансфобкой в глазах общества новой этики? Думаю, что нет. Иначе мы снова возвращаемся к линчеванию всех, чьи взгляды не совпадают с нашими, вместо обсуждения проблем угнетаемых групп и поиска решений. 

При этом Роулинг за ее трансфобную шутку действительно массово травят. И даже больше: писательница получает угрозы, а на днях трое трансактивистов устроили пикет у ее дома и распространили ее домашний адрес в сети. В то время как с мужчинами, обвиняемыми в физическом и секуальном насилии, культура отмены обходится куда лояльнее. Да, Харви Вайнштейна посадили, а Кевина Спейси лишили контрактов, но никто не травит их в сети, не угрожает им и не придумывает похоронные хештеги. Напротив, противники #metoo все еще сетуют, что жертвы «слишком долго молчали и вообще хотят пиара». Даже под статьей, обличающей Мэрилина Мэнсона в насилии по отношению к его девушкам, многие люди пишут комментарии в стиле: «Ну а что вы хотели? Вы же слышали тексты его песен», — словно это может оправдать жестокость.

В мире новой этики от людей ожидаешь большей гуманности и человечности, но пока инструменты остаются теми же: травля в соцсетях, угрозы и призывы отменить всех и вся. Что ж, Роулинг «отменили» и не позвали участвовать в спецвыпуске. Но кто в действительности от этого выиграл? Отнюдь не новая этика, которая пока не дает ответы на вопросы о том, как же все-таки бороться с неравенством и дискриминацией, не уподобляясь сторонникам культуры насилия, и что делать, если одна угнетаемая группа считает, что ее права ущемляет другая угнетаемая группа. Победитель здесь — концерн Warner Bros., сумевший усидеть сразу на двух стульях — угодить обществу новой этики, не пригласив Роулинг вернуться в Хогвартс со всеми, и при этом продолжая делать деньги на созданной ею вселенной. Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт, раскритиковавшие Роулинг, тоже, впрочем, не гнушаются получить еще немного денег и славы за счет произведений писательницы-трансфобки. Более того, именно Рэдклифф стал «мальчиком, который поставил ультиматум», заявив, что вернется к роли Гарри Поттера, только если в проекте не будет Джоан Роулинг. Такая вот культура отмены в зоне серой морали. Акцио лицемерие, как говорится.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь