Дом с колоннами. Прошлое и будущее челябинского «Молодежного театра»
У зданий, построенных в России до революции, непростая судьба. Темные события, происходившие на сломе эпохи, нарушили привычный ход вещей, перемешали роли. Иная церковь стала складом, построенный некогда модным архитектором особняк — коммуналкой. Спустя десятилетия часть строений была «реабилитирована», другие оказались утрачены — разрушились по недосмотру или пошли под снос, уступив место строительству лучшего будущего. Но в череде этих грустных историй случались и счастливые исключения.
В начале 1900-х годов челябинский уездный комитет попечительства о народной трезвости решил, что для благополучной жизни горожанам недостает организованного досуга. Так на окраине города (теперь это центр) появилось здание с колоннами — Народный дом, аналог советского дома культуры. Землю выделили городские власти, деньги на строительство дали Оренбургский губернский комитет и меценаты.
«Большая площадь на окраине города. Унылое место. И вот общество народной трезвости задумало создать культурное пространство — Народный дом, — рассказывает Нина Бровман, участник секции критиков при Челябинском областном отделении Союза театральных деятелей России. — Представляю, как шикарно смотрелось это здание в скромном Челябинске — настоящий дворец. Оно было не просто солидным и красивым — оно воплощало передовые технические новинки: в этом здании, одном из первых в городе, был водопровод. Что только не располагалось в Народном доме: и детский сад, и госпиталь, и Совет рабочих и солдатских депутатов. До и во время войны здание реконструировали: появилась сценическая коробка, изменилась входная группа. В 1980-х восстановили исторический облика фасада здания».
«Народный дом» видел многое, но та роль, что отвели культурному учреждению его создатели, исполнялась исправно. С 1982 года дом с колоннами отдали Челябинскому государственному драматическому «Молодежному театру» (до 2011 года — театр юного зрителя). Многие поколения челябинцев начали свое знакомство с театром именно здесь.
Каким бы крепким ни было здание, рано или поздно наступает время капитального ремонта. В «народном доме», простоявшем более ста лет, такой ремонт впервые сделали в 2019–2020 годах. На средства, выделенные нацпроектом «Культура», в театре обновили зрительный зал, фойе, восстановили паркет из натуральных пород дерева. Привели в порядок инженерные конструкции сцены, системы отопления и противопожарной системы, установили современное звуковое оборудование. Внешне здание театра тоже преобразилось: отремонтированы фундамент и фасад, появилась новая красивая подсветка, благоустроена территория.
После ремонта у театра появилось дополнительное пространство, где ставят экспериментальные спектакли. «Мы заметили, что пошло поколение, которое стремится сходить на спектакли по современным пьесам, либо на осовремененную классику. Их привлекает эксперимент, что-то новое, — рассказывает главный режиссер театра Иван Миневцев. — Это нормально, когда молодой человек осознанно приходит в театр и ожидает увидеть что-то неожиданное, то, что не показывали родители и школа». По словам главного режиссера, новая сцена дала труппе свободу эксперимента, позволила смелее выбирать материал и пробовать то, что нельзя делать на большой сцене.
В «Онегине» здесь три Татьяны и картонный оркестр. Бутафорские фигуры людей перемещают, используют как временные декорации. Одной из них Онегин будет красить губы и целовать. Действие спектакля «Идиот!», объединившего Достоевского и Чехова, происходит в современной реальности под песни Хаски. «Это понятная для молодежи культура, их мир. Он не скучный», — объясняет Миневцев. В постановке почти нет декораций. Актеры ходят в разноцветных пуховиках, танцуют под рэп, таскают за собой огромного плюшевого медведя — его обнимают, бьют, швыряют по сцене. Достоевский в финале танцует, словно находится в ночном клубе. Для тех подростков, кто хоть раз побывал на таком спектакле, театр точно не ассоциируется со скукой.