Окно за границу: какие меры помогут раскрыть экспортный потенциал российской промышленности
Увеличение объема несырьевого экспорта — одна из ключевых целей развития российской экономики. К сожалению, с выполнением этой задачи есть определенные сложности. По данным Российского экспортного центра, объем несырьевого неэнергетического экспорта из России в 2020 году вырос почти на 4% по сравнению с 2019 годом, достигнут объем $161,3 млрд экспортных поставок, что выше, чем в 2018 году ($154,3 млрд) и 2019 году ($155,1 млрд).
Больше всего товаров несырьевого неэнергетического экспорта российские экспортеры поставили в Китай ($16,369 млрд), Казахстан ($12,284 млрд) и Белоруссию ($9,368 млрд). Основную его часть составили металлопродукция (20,8%), продукция машиностроения (17,7%), продовольствие (17,3%) и химические товары (16%). При этом пандемия сократила российский экспорт в наиболее наукоемких отраслях, куда входят вооружения, гражданская техника и самолеты, военная техника, летательные аппараты и некоторые ядерные материалы. Минэкономразвития также отмечало, что в июне 2021 года впервые в истории РФ установилось положительное торговое сальдо в сфере услуг. Ведомство уточнило, что речь идет о компаниях, которые продвигают софт, интеллектуальные услуги, анимационную и визуальную продукцию.
Крах «русского Samsung»
Задача развития несырьевой экономики требует учета локальной специфики и тщательного анализа того, как сейчас устроена мировая система разделения труда. Предпринятые в середине 2000-х попытки обеспечить рост несырьевой экономики за счет прямого копирования опыта зарубежных стран, в том числе Южной Кореи, оказались неудачными. АФК «Система», пытавшаяся на базе зеленоградского микроэлектронного кластера повторить опыт компании Samsung, была вынуждена существенно скорректировать свои планы. Производство на базе компании «Ситроникс» бытовой техники оказалось неконкурентоспособным, производимые компанией сотовые телефоны плохо продавались даже на внутреннем рынке. Осенью 2012 года «Ситроникс» провел делистинг с Лондонской биржи, сейчас компания производит SIM-карты для сотовых операторов, чипы для банковских карт и метрополитена, а также операторское телеком-оборудование.
Компания Yota Devices, созданная предпринимателями Альбертом Авдоляном и Сергеем Адоньевым при поддержке госкорпорации «Ростех», также не смогла завоевать существенной доли на мировом рынке смартфонов. Yota Devices успела выпустить две модели смартфона YotaPhone, достоверных данных о его продажах нет, называлась цифра в 40 тыс. терминалов. В 2019 году компания была признана банкротом, большую часть технологических разработок выкупил китайский инвестиционный холдинг Rex Global.
Лево руля
Автор проекта «20 идей по развитию России» предприниматель Дмитрий Давыдов* считает, что российской экономике стоит сфокусироваться на товарах, которые обладают реальным экспертным потенциалом, так как их аналоги либо не производятся в достаточном количестве, либо Россия может производить их по конкурентным ценам. Например, автомобили с правым рулем. В случае запуска их производства они будут экспортироваться в страны с левосторонним движением, где используются праворульные автомобили: в Индию, Пакистан, Таиланд, ЮАР и т. д. По некоторым подсчетам, 34–37% населения мира живут в странах с левосторонним движением, где используются праворульные автомобили, так что этот рынок обладает значительным неиспользуемым потенциалом.
Для производств в этой сфере предлагается ввести минимальные ставки по всем видам налогов на срок от 30 до 50 лет. Результатом такой меры станет значительный интерес к запуску производства таких автомобилей на территории России. С такими налоговыми льготами экспортируемые из России автомобили могут быстро вытеснить многие марки, поставляемые в страны с левосторонним движением, так как стоимость аналогичных автомобилей российского производства будет ниже.
Новые рынки сбыта
Налоговые льготы могут быть применены к существующим российским предприятиям в тех случаях, когда это позволит им открыть новые рынки сбыта, а льготы не вызовут падения налогооблагаемой базы. Например, основными экспортными рынками сбыта автомобилей Lada являются страны СНГ. Соответственно, если автомобили Lada начнут экспортироваться в страны, в которых они в настоящее время не представлены, то вышеуказанные льготы будут применяться к доходам от такого экспорта.
В 2020 году основными экспортными направлениями для российского автопрома оставались Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Почти вся первая десятка импортеров условно российских автомобилей представлена странами СНГ: в топ вошли Азербайджан, Армения, Украина, Туркмения и Киргизия. Но есть и исключения: седьмую строчку списка занимает Вьетнам (туда было экспортировано 1135 машин), а восьмую — Германия (955 автомобилей). В общей сложности российские автомобили были завезены в 93 страны. По одной машине купили Кувейт, Эфиопия, Норвегия и Черногория.
Давыдов* рассуждает, что важно запретить открытие заводов и фабрик по программе льготного налогообложения в Москве, Санкт-Петербурге и в радиусе 500 км от этих городов. Развитие промышленности в регионах приведет к оттоку огромного количества рабочих и их семей из этих мегаполисов в населенные пункты, где будут открыты новые заводы и фабрики. Таким образом, это также поможет решению проблем перегруженности, пробок и экологии в Москве и Санкт-Петербурге.
Несмотря на проблемы российского рынка электроники, российские компании экспортируют в том числе телекоммуникационное оборудование, светотехническую продукцию, медицинскую технику, а также нишевые решения для цифровой энергетики, радиолокационного оборудования и лазерных технологий. Гражданскую продукцию закупают в странах Юго-Восточной Азии. В основном российские заводы экспортируют свои товары в Китай. Есть также поставки в Корею и Японию. Традиционно российские компании сильны в сегменте программного обеспечения. Объем экспорта российского ПО за последний год вырос на 13,5% и составил более $5 млрд. Этого удалось достигнуть в том числе и за счет мер господдержки. Ежегодно в виде грантов на поддержку IT-проектов и компаний, внедряющих цифровые решения, выделяется около 4 млрд руб.
Значительным потенциалом в развитии несырьевого экспорта обладает малый бизнес. Летом 2021 года «AliExpress Россия» (совместное предприятие крупнейшего китайского игрока e-commerce и РФПИ) начал экспорт товаров локальных российских продавцов в зарубежные страны. Товары российских предприятий могут купить не только пользователи в России, но и клиенты AliExpress Global в Европе, в том числе в Испании, Франции и Италии, как говорится в сообщении. Доставку товаров будет осуществлять «Почта России». Это позволит российским продавцам подтверждать нулевую ставку НДС при экспорте. По оценке аналитической компании Data Insight, российский рынок экспорта в интернет-торговле занимает около $1 млрд.
Для поддержки экспортного потенциала российских компаний государство старается устранить барьеры, мешающие выходу на рынок новых игроков, к примеру необходимость дополнительных затрат на логистику, перевод информации о товаре и адаптацию маркетинговой стратегии. В частности, осенью 2020 года Минпромторг предложил направить на субсидирование затрат на логистику маркетплейсов 1,5 млрд рублей. Средства получат только компании без иностранного участия. Теперь главное — не останавливаться на этом и обеспечить господдержку другим важным общественным инициативам.
*Признан Минюстом иностранным агентом
Автор: Станислав Сергеев