Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Центр Саратова, некогда крупного торгово-транспортного узла на берегу Волги, сегодня представляет собой живую экспозицию архитектурных форм и стилей XIX–XXI веков. Современные здания соседствуют со старинными кирпичными двухэтажками, где в конце 1800-х жили купцы и семьи мелких чиновников. Контраст сглаживается геометрически правильной, сдержанной советской застройкой. В одном из таких зданий, построенных в период СССР, расположился Саратовский театр кукол «Теремок». Он появился в 1930-х, работал при саратовском ТЮЗе, в конце 60-х получил собственное здание. 

Актеры театра «Теремок» работают в стиле open face. Это значит, что они водят кукол не из-за ширмы, а прямо на сцене. Сейчас здесь репетируют премьерный спектакль «Подменыш».

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

«Тревожно, тревожно», — вздыхает деревянная кукла. В зале темно, и только на сцене сияет огонек, желтый, словно от свечи. Вдалеке слышится волчий вой, и становится так невыносимо тоскливо, что хочется, как в детстве, забраться с ногами на кровать и спрятаться с головой под плед. «Стоп! Это все-таки колыбельная. Говорить нужно спокойнее, убаюкивающее», — объясняет главный режиссер театра Геннадий Шугуров одетым в серое актерам-кукловодам.

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Постановка по сказке-притче знаменитой шведской писательницы Сельмы Лагерлеф хотя и считается подходящей для зрителей от шести лет, но совсем не похожа на современные развлекательные зрелища для детей — атмосфера тревоги и страха захватывает во время спектакля даже взрослых. По сюжету тролли решают дать лучшую жизнь одному из своих малышей и подсовывают его молодой матери вместо человеческого ребенка. Так у крестьянской семьи появляется подменыш. Он злой и уродливый, но крестьянка защищает малыша, не давая мужу от него избавиться. Этот чужой детеныш для нее — невинное существо, которое не заслуживает смерти лишь потому, что отличается от большинства. «Все декорации и куклы для этого спектакля сделаны из дерева. Это, на мой взгляд, отражает то, что в содержании сказки используется скандинавская мифология. “Подменыш” написан во время Первой мировой войны, но идеи гуманизма, добра, терпимого отношения актуальны и сегодня», — говорит Шугуров.

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Раритет

Кукольный театр ассоциируется в первую очередь со сказками, но в «Теремке» ставят не только волшебные истории. Например, сейчас театр готовит еще одну премьеру для старших подростков и взрослых — «Черный снег». Это спектакль-воспоминание бывших узников концлагерей, в котором поднимаются страшные и болезненные темы, оказавшиеся погребенными под звуками парадных маршей.

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

И все же главной аудиторией кукольного театра остаются дети. «К сожалению, соотношение детских и взрослых спектаклей у нас примерно 95% на 5%, — говорит актер Антон Черепанов. — Есть определенный стереотип, прикрепленный к театру кукол советским временем. Тогда была определенная система образования: зрителя, совсем маленького, приводили в театр кукол, здесь начинался зрительский опыт. Потом его вели в театр юного зрителя, затем уже он сам шел в театр драмы. Мы с этим живем. Но посмотрите на Европу: там театр — это просто театр — кукол, оперы, балета; сейчас все чаще происходит смешение жанров. У нас же сохраняется устоявшийся стереотип».

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Несмотря на сложившуюся ситуацию, сегодня целая плеяда молодых режиссеров готова пробовать новое, продолжает Черепанов. «Было бы интересно, например, создать спектакль в стиле аниме. А еще хотим поставить спектакль для малышей до года — такие развивающие сценки без сценария на простые, но увлекательные для малышей темы: как по небу передвигаются облачка, как растут цветочки. Словом, хотим пробовать новое и привлекать все больше зрителей», — поясняет он.

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Антону Черепанову немного за 30, уже 12 лет он работает в театре, но все еще считается здесь молодым актером. Выпускники местного театрального института чаще всего выбирают другой способ заработка или уезжают попытать счастья в столицах.

«Наш театр был построен в 1967 году, и еще пару лет назад здесь буквально все сыпалось, — вспоминает Черепанов. — Не было хранилищ, фундамент надо было укреплять. К счастью, здание удалось отреставрировать благодаря нацроекту "Культура"».

Ремонт «Теремка» начался в 2019 году. Укреплением фундамента дело не ограничилось — полностью заменили наружное остекление, привели в порядок помещения, оборудовали хранилища, установили современное освещение, закупили оборудование и мебель. «До ремонта театр вид имел, прямо скажем, неприглядный, — рассказывает Черепанов. — Не было хранилища для кукол, подвал затапливало. Теперь эти проблемы решены, а театр стал более доступным для детей: например, у нас перила лестниц имеют три уровня высоты, чтобы удобно было подниматься не только взрослым, но и школьникам, и детсадовцам. Кажется — мелочь, а на деле важный элемент комфорта наших зрителей. В холле, где мы проводим новогодние интерактивные представления, остекление раньше приходилось занавешивать, а теперь есть специальные жалюзи, и холл превращается в сцену за одну минуту. К тому же в холле мы установили большой экран — это позволило нам сделать представления более современными, выводить на него картины, рисунки, превращать его в декорацию к спектаклям». 

Фото:  Артем Коренюк
Фото: Артем Коренюк

Новых экранов для проекторов в театре несколько. Самый большой — в холле на втором этаже. Если заглянуть за экран, видно, что под ним сохранилось масштабное панно с портретом Ленина. «Мы долго думали, что с ним сделать, — говорит Черепанов, — и в итоге решили сохранить. Конечно, сейчас это не актуально, но лет через сто эта стена, возможно, будет считаться объектом культурного наследия, и мы будем гордиться тем, что у нас есть такое панно».

Театр «Теремок» близок к тому, чтобы преодолеть устаревшие советские установки, считает актер. «К нам сначала приходят маленькими ножками с родителями, — поясняет он, — затем уже в роли старшего брата приводят сюда своих младших. Потом студент приводит девушку. Потом уже родитель приводит своего ребенка и сам ходит на взрослые спектакли. Сегодня наш театр подходит для всех».