«Теремок» с секретом. Что ставят в Саратовском театре кукол
Центр Саратова, некогда крупного торгово-транспортного узла на берегу Волги, сегодня представляет собой живую экспозицию архитектурных форм и стилей XIX–XXI веков. Современные здания соседствуют со старинными кирпичными двухэтажками, где в конце 1800-х жили купцы и семьи мелких чиновников. Контраст сглаживается геометрически правильной, сдержанной советской застройкой. В одном из таких зданий, построенных в период СССР, расположился Саратовский театр кукол «Теремок». Он появился в 1930-х, работал при саратовском ТЮЗе, в конце 60-х получил собственное здание.
Актеры театра «Теремок» работают в стиле open face. Это значит, что они водят кукол не из-за ширмы, а прямо на сцене. Сейчас здесь репетируют премьерный спектакль «Подменыш».
«Тревожно, тревожно», — вздыхает деревянная кукла. В зале темно, и только на сцене сияет огонек, желтый, словно от свечи. Вдалеке слышится волчий вой, и становится так невыносимо тоскливо, что хочется, как в детстве, забраться с ногами на кровать и спрятаться с головой под плед. «Стоп! Это все-таки колыбельная. Говорить нужно спокойнее, убаюкивающее», — объясняет главный режиссер театра Геннадий Шугуров одетым в серое актерам-кукловодам.
Постановка по сказке-притче знаменитой шведской писательницы Сельмы Лагерлеф хотя и считается подходящей для зрителей от шести лет, но совсем не похожа на современные развлекательные зрелища для детей — атмосфера тревоги и страха захватывает во время спектакля даже взрослых. По сюжету тролли решают дать лучшую жизнь одному из своих малышей и подсовывают его молодой матери вместо человеческого ребенка. Так у крестьянской семьи появляется подменыш. Он злой и уродливый, но крестьянка защищает малыша, не давая мужу от него избавиться. Этот чужой детеныш для нее — невинное существо, которое не заслуживает смерти лишь потому, что отличается от большинства. «Все декорации и куклы для этого спектакля сделаны из дерева. Это, на мой взгляд, отражает то, что в содержании сказки используется скандинавская мифология. “Подменыш” написан во время Первой мировой войны, но идеи гуманизма, добра, терпимого отношения актуальны и сегодня», — говорит Шугуров.
Раритет
Кукольный театр ассоциируется в первую очередь со сказками, но в «Теремке» ставят не только волшебные истории. Например, сейчас театр готовит еще одну премьеру для старших подростков и взрослых — «Черный снег». Это спектакль-воспоминание бывших узников концлагерей, в котором поднимаются страшные и болезненные темы, оказавшиеся погребенными под звуками парадных маршей.
И все же главной аудиторией кукольного театра остаются дети. «К сожалению, соотношение детских и взрослых спектаклей у нас примерно 95% на 5%, — говорит актер Антон Черепанов. — Есть определенный стереотип, прикрепленный к театру кукол советским временем. Тогда была определенная система образования: зрителя, совсем маленького, приводили в театр кукол, здесь начинался зрительский опыт. Потом его вели в театр юного зрителя, затем уже он сам шел в театр драмы. Мы с этим живем. Но посмотрите на Европу: там театр — это просто театр — кукол, оперы, балета; сейчас все чаще происходит смешение жанров. У нас же сохраняется устоявшийся стереотип».
Несмотря на сложившуюся ситуацию, сегодня целая плеяда молодых режиссеров готова пробовать новое, продолжает Черепанов. «Было бы интересно, например, создать спектакль в стиле аниме. А еще хотим поставить спектакль для малышей до года — такие развивающие сценки без сценария на простые, но увлекательные для малышей темы: как по небу передвигаются облачка, как растут цветочки. Словом, хотим пробовать новое и привлекать все больше зрителей», — поясняет он.
Антону Черепанову немного за 30, уже 12 лет он работает в театре, но все еще считается здесь молодым актером. Выпускники местного театрального института чаще всего выбирают другой способ заработка или уезжают попытать счастья в столицах.