Сергей Долмов: Водить нужно культурно, или Как навести порядок на дорогах
Когда власти крупных мегаполисов, в частности Москвы, пытаются ограничивать движение личного автотранспорта в городской черте (например, через те же платные парковки), водители начинают возмущаться. Кто-то даже говорит о геноциде автомобилистов. Однако когда смотришь на то, как российские автомобилисты распоряжаются своими правами и «железными конями» на дорогах, отклика их жалобы вызывают гораздо меньше. Да, у нас не Ближний Восток с его «броуновским движением», но и отнюдь не Европа, где через систему штрафов на дорогах навели порядок. Пора наводить порядок. И это можно сделать, реализовав, в частности, предложения общественных деятелей, например, предпринимателя Дмитрия Давыдова*.
Без культуры
По сути, поведенческая норма на дорогах формируется из двух составных частей. Во-первых, правовой культуры населения. Законы пишут для того, чтобы их уважали и соблюдали. Однако водители уже давно поделили ПДД на те, что можно нарушать, и те, которые неоспоримы. К первым относится превышение скорости на 19 километров (поскольку это не наказывается штрафом), повороты не из своего ряда, пересечение сплошных по ходу движения, ну и, конечно же, опасное вождение. И когда, например, в Москве камеры начинают фиксировать пересечение сплошных линий между рядами, водители громогласно возмущаются тому, что их — внимание! — ловят за нарушение закона.
Во-вторых, культуры самого вождения. Современные технические средства — тот же гидроусилитель руля — позволили водителям управлять машиной, игнорируя рекомендацию «две руки по бокам на руле». Сначала стиль вождения изменился на «одна рука на руле, другая за окном», а сейчас машиной управляют чуть ли не пальцами. Причем по ходу умудряются еще и заниматься посторонними делами. И если конструкторы машин при помощи громкой связи избавили водителя от искушения держать в руке телефон для разговора (правда, не для набора сообщений и просмотра соцсетей), то автоматического наведения макияжа еще не придумали. И это еще без учета того, в какой обуви водят машину. В Испании, например, можно схлопотать штраф за вождение в шлепанцах (столь любимых дальнобойщиками), обуви на высокой платформе или просто на высоком каблуке. И это логично, ведь, по некоторым данным, при скорости в 97 километров в час из-за скользящей обуви на ногах у водителя тормозной путь увеличивается аж на три с половиной метра. В России же водитель в такой обуви не получит даже косого взгляда.
Отсутствие культуры водителей и контроля со стороны государства приводит к многочисленным жертвам на дорогах. За первые 10 месяцев 2021 года в авариях на дорогах умерло почти 12 тысяч россиян; за первые 9 месяцев 2021 года в стране произошло почти 100 тысяч ДТП.
В той же Москве власти системно пытаются улучшать дорожную инфраструктуру — строят развязки, хорды, ликвидируют «бутылочные горлышки». Однако эффективность этой работы резко снижается из-за любви к «игре в шахматы» на дороге, перестроению без зеркал, опасно малым дистанциям до впереди идущего транспортного средства, превышению скорости движения выше средней по потоку. Все это приводит к авариям. А поскольку обычно даже при незначительном столкновении оба водителя не разъезжаются, составив акт, а ждут приезда сотрудников ГИБДД, то за ними образуется огромная пробка — особенно в том случае, если столкнувшиеся машины заняли две полосы движения.
Штрафы, баллы и посадки
Именно поэтому российское общество требует от государства решить проблему. В частности, предприниматель Дмитрий Давыдов* в своем проекте «20 идей по развитию России» предлагает властям целый ряд полезных нововведений в области дорожного движения. Среди них, например, запрет вождения в опасной обуви и на действия, отвлекающие от дороги (в той же Франции водитель под угрозой штрафа обязан в любой момент совершить любой маневр и изменить скорость движения). Запрещать нужно и наушники — не только потому, что музыка отвлекает, но и потому, что водитель должен слышать происходящее вокруг машины. Возможно, речь должна идти и о ликвидации нештрафуемого порога превышения скорости в 20 километров в час. Изначально такой люфт вводился из-за погрешности дорожных радаров. Сейчас радары гораздо более современные, и вице-мэр Москвы Юрий Ликсутов предложил снизить порог до 10 километров. Однако этот вопрос нужно рассматривать в комплексе — снижать порог и в то же время повышать скорость до допустимых пределов на тех участках дороги, где для этого создаются все дорожные условия. Власти убирают с шоссе светофоры и «зебры» не для того, чтобы машины плелись со скоростью 60 километров в час, борясь с искушением втопить тапок в педаль.
Также в России необходимо вводить систему штрафных баллов, которая существовала (в специфическом виде) в СССР и сейчас существует в Европе. Есть водители, для которых штрафы даже в 5 тысяч не являются обузой, но если при этом у них будут вычитаться баллы (в результате чего они «по совокупности» нарушений за тот же год будут лишены водительских прав на долгое время), то это будет существенным наказанием. Которое, возможно, заставит людей соблюдать закон.
Для тех, кого и лишение не пугает, Госдума рассматривает закон о наказании водителей за агрессивное вождение. Он устанавливает уголовную ответственность за ряд нарушений ПДД (выезд на встречку за исключением ситуации с объездом препятствия, а также превышение скорости более чем на 60 километров в час) лицом, которое уже много раз подвергалось административному наказанию и лишилось прав за любое из аналогичных правонарушений. То есть, проще говоря, лихачи могут сесть на два года. Либо получить штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов или два года принудительных работ.
Возможно, так и только так — при решительном и бескомпромиссном вмешательстве государства — отечественные автоджигиты превратятся в автомобилистов и начнут водить культурно. Во всех смыслах этого слова.
*Признан Минюстом иностранным агентом