Как выбрать детям профессию

Вряд ли найдется ли хоть один родитель, который не участвовал в выборе профессии своего ребенка. И у многих из нас остались воспоминания, как родители когда-то наставляли нас самих, и что из этого в итоге получилось. Участники проекта «Сноб» обсуждают, должны ли родители настаивать на своем, и где проходит граница насилия, за которой можно нанести серьезный вред своему ребенку

+T -
Поделиться:

Пиарщик Игорь Писарский считает, что родители должны непосредственно участвовать в выборе профессии своих детей, математик Евгений Стариков старается не давить на дочь, но рекомендует ей не становиться актрисой, управляющий-закупщик ювелирной компании Млада Стоянович говорит, что важнее всего помочь ребенку распознать свои способности, а лингвист Максим Кронгауз настаивает, что дети не должны повторять профессию родителей

Игорь Писарский

   Я полагаю, что родители, безусловно, имеют право голоса при выборе профессии. Исключение — полная определенность детей к моменту окончания школы, вызванная либо безусловным талантом, либо мотивированной и оправданной склонностью. Поскольку и то, и другое редкость, решение должно приниматься как минимум при участии родителей.

Допустим, я активно противился желанию дочери пойти на журфак. Журналист, как известно, профессиональный дилетант. Поэтому я выступал за то, чтобы получить специальность специалиста в какой-либо области, а затем уже писать, если будет на то желание. Так оно и произошло: отучившись в Лондоне на дизайнера и архитектора, дочь сейчас работает в светском журнале.

Со мной вопросов не было: я с четвертого класса целенаправленно готовился к архитектурному институту. Окончил его, поработал архитектором, защитил диссертацию... и стал пиарщиком.

Евгений Стариков

   Со своей собственной дочкой я избрал примерно тот же путь, что проходил сам и под надзором родственников. Хотя она вполне способна к точным наукам, я никогда не настаивал на том, чтобы она шла по этому пути. Единственное, что я пытаюсь ей внушить, это а) уверенность до конца, что избранный путь правилен, б) нужно иметь действенное подспорье для жизни — в виде пусть не такой уж и любимой, но в достаточной мере востребованной профессии и в) даже если у меня и будет возможность воспользоваться блатом для ее карьеры, я этого делать не стану... Ну а дальше — как Бог даст! В настоящее время она хотела бы поступить в театральный вуз. Все ее родственники не в восторге от этого. Но запрещать ей никто и не думает! С нее было взято два обещания: 1) она разошлет свои заявки во многие вузы, а не только в театральный; 2) при наличии нескольких положительных ответов она обсудит свое окончательное решение с родственниками.

По логике, артист театра — превосходная профессия, но сколько же человек в мире могут с гордостью представиться: «я артист»? Ну, от силы сотня-другая во всем мире. Все же остальные «коекакеры» или «додыхайдеры». Более того, очень многие прекрасные артисты не получили систематического театрального образования, а пришли по зову души из каких-то других сфер деятельности. А это означает: вероятность стать артистом, получив систематическое образование, даже еще ниже. Следовательно, попытаться стать артисткой не только можно, но и нужно, если уж так хочется, но для этого вовсе не обязательно терять свое самое плодотворное время на такой совершенно никчемный диплом, которым скорее всего придется просто подтереться... Вот это и есть то, что я под тем или иным соусом повторяю своей дочке при случае. Я дополняю это еще таким рассуждением: мне будет очень трудно поддерживать тебя — и морально, и материально, — если ты при всем при том, вопреки здравому смыслу и доброжелательным рекомендациям всех своих родственников, решишь избрать сей «театральный» путь ... Как я смогу финансировать практически заведомый жизненный крах своего собственного дитяти?

Эту реплику поддерживают: Мария Имас, Liliana Loss
Млада Стоянович

   Сейчас Даша учится на юридическом факультете Российского государственного социального университета. Собственно говоря, я давно заметила, что моя девочка очень быстро анализирует информацию, умеет извлечь из нее главное, сделать выводы, а когда надо, перевернуть все с ног на голову. Даже когда ей было 5 и 6 лет, иногда в процессе воспитательных бесед ее возражения заставляли меня чувствовать себя полной идиоткой. Вот именно в такие моменты я поняла, что Даша унаследовала от своего отца его способности. А он закончил юридический факультет МГУ и работал юристом. Да и мой второй муж тоже юрист.

Что касается моей мамы, то она очень многое мне дала в плане интеллектуального развития, но никогда не спрашивала: «Кем ты хочешь быть?» Единственным человеком, который пытался мне указать, чем я должна заниматься, была учительница литературы, которая так и говорила: «Девочка, в тебе божья искра и по тебе плачет филфак МГУ».

Сейчас ситуация совсем не такая, как в советское время. Зависимость от успешности родителей дети ощущают уже с ранних лет. Оставляя ребенка один на один с его выбором, ты позволяешь ему сделать свою собственную ошибку, а не учиться на твоей. Я думаю, что главная задача родителей дать ребенку до 17 лет попробовать все, что ему интересно. Я, например, очень горжусь, что моя Даша водит своего молодого человека по всем нашим с ней музеям и улицам, дает смотреть ему фильмы, которые мы с ней любим. А навредить можно неприятием интересов и увлечений, которые не совпадают с твоим вкусом.

Максим Кронгауз

   Конечно, нужно влиять на выбор будущей профессии своих детей. Например, они не должны выбирать ту же самую профессию, чтобы с ними не было конкуренции. Представляете, если дети превзойдут вас в вашей профессии? Будет трудно. Что касается конкретно моего случая, то ни мои родители, ни я не влияли на своих детей, потому что никто из нас не повторил профессию.

Комментировать Всего 96 комментариев

Я полагаю, что родители, безусловно, имеют право голоса при выборе профессии. Исключение — полная определенность детей к моменту окончания школы, вызванная либо безусловным талантом, либо мотивированной и оправданной склонностью. Поскольку и то, и другое редкость, решение должно приниматься как минимум при участии родителей.

Допустим, я активно противился желанию дочери пойти на журфак. Журналист, как известно, профессиональный дилетант. Поэтому я выступал за то, чтобы получить специальность специалиста в какой-либо области, а затем уже писать, если будет на то желание. Так оно и произошло: отучившись в Лондоне на дизайнера и архитектора, дочь сейчас работает в светском журнале.

Со мной вопросов не было: я с четвертого класса целенаправленно готовился к архитектурному институту. Окончил его, поработал архитектором, защитил диссертацию... и стал пиарщиком.

Со своей собственной дочкой я избрал примерно тот же путь, что проходил сам и под надзором родственников. Хотя она вполне способна к точным наукам, я никогда не настаивал на том, чтобы она шла по этому пути. Единственное, что я пытаюсь ей внушить, это а) уверенность до конца, что избранный путь правилен, б) нужно иметь действенное подспорье для жизни — в виде пусть не такой уж и любимой, но в достаточной мере востребованной профессии и в) даже если у меня и будет возможность воспользоваться блатом для ее карьеры, я этого делать не стану... Ну а дальше — как Бог даст! В настоящее время она хотела бы поступить в театральный вуз. Все ее родственники не в восторге от этого. Но запрещать ей никто и не думает! С нее было взято два обещания: 1) она разошлет свои заявки во многие вузы, а не только в театральный; 2) при наличии нескольких положительных ответов она обсудит свое окончательное решение с родственниками.

По логике, артист театра — превосходная профессия, но сколько же человек в мире могут с гордостью представиться: «я артист»? Ну, от силы сотня-другая во всем мире. Все же остальные «коекакеры» или «додыхайдеры». Более того, очень многие прекрасные артисты не получили систематического театрального образования, а пришли по зову души из каких-то других сфер деятельности. А это означает: вероятность стать артистом, получив систематическое образование, даже еще ниже. Следовательно, попытаться стать артисткой не только можно, но и нужно, если уж так хочется, но для этого вовсе не обязательно терять свое самое плодотворное время на такой совершенно никчемный диплом, которым скорее всего придется просто подтереться... Вот это и есть то, что я под тем или иным соусом повторяю своей дочке при случае. Я дополняю это еще таким рассуждением: мне будет очень трудно поддерживать тебя — и морально, и материально, — если ты при всем при том, вопреки здравому смыслу и доброжелательным рекомендациям всех своих родственников, решишь избрать сей «театральный» путь ... Как я смогу финансировать практически заведомый жизненный крах своего собственного дитяти?

Эту реплику поддерживают: Мария Имас, Liliana Loss

В корне, просто таки категорически не согласен с Евгением Стариковым.  Говорить ребёнку, что он должен получить какую-то "настоящую" профессию, а не гонятся за мечтой - это УБИВАТЬ ТУ САМУЮ МЕЧТУ!  Это просто преступление и это настолько по "старо-советски" (абсолютно аналогичные слова говорил мой дед моей маме).  Такая позиция - расписаться в собственном страхе необеспеченной старости.  Не более того.  Я, кстати, вполне возможно, кривясь, говорил бы такие же слова (насчёт бесперспективности какой-либо "артистической" профессии) своему сну - и это было бы непростительной ошибкой.  Но сын особо не понимал, чего ему хочется дальше.  Но ему нравилась математика и английский.  В итоге учится на первом курсе Финансовой Академии (с этого года называется Финансовый Университет).   

Максим, спасибо за критический комментарий. Поясню свою позицию: слово ДОЛЖЕН вообще не присутствует в лексиконе, когда мы с дочкой обсуждаем темы "профориентации". С моей стороны имеется ряд настоятельных рекомендаций, я всегда стараюсь детально обосновать свою позицию, а не приводить аргументы типа "моя левая пятка сегодня чешется". Цель всех моих увещеваний - пробудить в дочке сознательность при выборе профессии, не более - но и не менее - того.

Что же до "советскости": да, первые тридцать лет своей жизни я провёл в СССР, со всеми вытекающими ... Таковы и мои подходы, поскольку я - не кто иной, как HOMO SOVIETICUS, разве что сумевший подладиться под "западную жизнь".

если слово ДОЛЖЕН не присутствует, тогда уже хорошо)))  а "советские" мы все, конечно, кто родился в СССР/России до, мне кажется аж эдак, 1990 года.  Вне зависимости от того где сейчас живём

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Уважаемый Евгений! Моя дочь Александра - уже четвертое актерское поколение. Ее прадедушка и прабабушка, первая студия Вахтангова, основоположники этого знаменитого театра. В ней рано стали проявляться "гены". Но мне хотелось дать ей чего-то большего. Она поступила в Сорбонну на факультет пластических искусств. Достигла некоторых успехов в фотографии (была в Сорбонне персональная выставка ее работ), в современном рисунке, в комиксах, в макетах. Вобщем, у нее получалось, но она в это не хотела верить, ее собственные успехи совершенно не вдохновляли, т.к.ее сердце и душа находились в другом месте. И что же? Звонит и говорит - мамочка, поздравь меня, я поступила в одну из лучших актерских школ Парижа сразу на второй курс! Ее потом вызвали и сказали, ч то в их школе такого еще не было, видимо, все дело в генетике. Обучение в Сорбонне Александра "заморозила", ей там осталось два года, но обещала закончить после актерской школы. Мы смирились, ведь это был ее выбор. Но одно могу сказать, что образование все равно базовое, совсем не обязательно, что она будет в итоге актрисой. Такие примеры мы знаем. Так пусть уж учится там, где ей сегодня больше по душе. А дальше.....как Бог даст.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Глубокоуважаемая Лариса ! Большое спасибо за очень интересный и, на мой взгляд, очень ценный комментарий. Конечно же, дети должны сами выбрать свой путь, свою голову на их плечи ведь не приделаешь ... Основная моя мысль, которую я хотел вынести на обсуждение на этой ветке - это сознательность выбора, понимание (чувствовать что-либо человек начинает уже столкнувшись с первыми трудностями, предчувствие же дано весьма и весьма немногим) вездесущей неоднозначности и неполноты выбора чего бы то ни было, неустанная, кропотливая и тщательная, проверка на прочность своих собственных желаний, покуда "Рубикон" не "перейдён" ...

Про "стать артисткой"

Уважаемый Евгений. Отговорить можно и нужно: зачем девочке из хорошей семьи перед чужими людьми на показ выставляться, развлекать любую публику, принимать любые взгляды и оценки себя, а не только рукоплескания. Можно показать девочке людей в метро в час-пик и спросить, хочет ли она посвятить себя, всю свою жизнь, жизнь своих близких развлечению толпы, её увеселению, возбуждению в ней желания размножаться и пить пиво. Артист сейчас - это инструмент для улучшения продаж товаров народного потребления, особенно плохих товаров.

Похвал, восхищения и позитивного внимания от Вас и мамы ей явно не хватает. Иначе её не потянуло бы в артистки.

Нужна антипропаганда актерской профессии. Обучение нужно сделать платным, очень дорогим. Профессия не полезная, для подавляющего большинства выбор ее - чистый каприз. Пусть его позволит себе тот, кто в случае неудачи в актерстве, сможет оплатить еще одну попытку - второе высшее.

На данный момент высшее образование, полученное в театральном - компромиссный бедняцкий вариант. МХАТ, Щепка, Щука, РАТИ, ВГИК - московские "престижные"  ВУЗы, в которые можно поступить на чистом кураже. Без знаний, связей и взяток. Но дальше-то что?

Большей жалости и сочувствия, чем к спивающимся неудавшимся актерам, разъезжающимся в итоге обратно по своим деревням, я не испытываю ни к кому другому. Даже к нищим таджикским дворникам. Им не ведома трагедия Облома.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

количество обучаемых надо увязать со спросом.. иначе, если выпускники никому не нужны, сложно понять, а зачем их там учат за бюджетные деньги? Бюджет должен оплачивать только самых талантливых.

Не знаю насчет театра, он похоже еще держится на старых авторитетах, а эстрада сама себя полностью девальвировала и угробила. Кстати, наркоманы и алкоголики, отнюдь не только неудачники профессии. Удачники тоже грешат...

Спрос огромен, мне кажется. Появляются все новые возможности удовлетворения потребности всех ста процентов желающих самовыражаться на сцене: всякие телешоу, конкурсы, дома "за стеклом"... Какой-то дьявольский лохотрон!  Серьезные театральные учебные заведения должны дистанцироваться от этого - держать марку. Все знакомые мне абитуриенты, дети знакомых, в последние несколько лет поступавшие в школу-студию МХАТ, ВГИК и т.п. - все поступили!  А они, как претенденты, были сильно неравны между собой.  Вот как они все до одного втиснулись на бюджетное? Там ведь кроме москвичей еще толпа со всей страны. Словом, такое ощущение, что уже всех берут.

Эту реплику поддерживают: Владимир Леонов

Глубокоуважаемая Амалия, огромное спасибо за ценнейший комментарий - так сказать, из первых рук ! Вы попали прямо в десятку. Во-первых, дочку мою тоже зовут Амалия, и ей действительно не хватило в жизни кое-чего весьма существенного (но это "не телефонный разговор") ... Я дам ей почитать Ваш комментарий, она знает Вас по Вашим актёрским работам.

Спасибо за ответ. Удачи на вступительных экзаменах в любой ВУЗ, который  выберет маленькая Амалия. 

Спасибо большое, Амалия ! Да будет так, как Вы пожелали ...

Амалия,что же заставило вас выбрать эту профессию?И неужели кроме негатива в этой профессии сегодня ничего нет?Спрашиваю не из праздного любопытства-сын сознательно пошел в актеры,несмотря на то,что знал,что никто,,мягко говоря,не в восторге от его выбора.

Что же заставляет молодых людей выбирать эту профессию-желание славы ,любви или все-таки необходимость как-то самовыразиться?

Для мальчика это наиболее сложная профессия.

 Актёр - раб лампы, как джин в сказке про Алладина. Может обладать неимоверным талантом и силой обаяния, но пока какой-нибудь режиссёр не потрёт его лампу - будет сидеть и ждать счастливого момента. Разве это жизнь? А лампу режиссёра потирает продюсер, а продюсера - инвестор. Мне  было некомфортно в этой "пищевой цепи".  

Для мальчика это наиболее опасная профессия.

Потому что наркомания, пьянство и гомосексуализм - заразные профессиональные болячки.

Уверяю вас ,что эти опасности преследуют мальчиков не только в актерской профессии,но и за каждым углом.

Безусловно. Но в профессиях, связанных с искусством, чистые люди подвергаются особенно искусному соблазнению. В какой-нибудь тонкий момент гадость предлагается, например, как способ комфортного пребывания с коллегами на одной волне.   

Искренне переживаю за тех родителей, детям которых предложили что-то получить в профессии, банально "распечатавшись". За самих детей не так переживаю, им проще отмахнуться и забыть. Впрочем, родителям такое мало кто рассказывает.

Ира, а когда предлагают это девочке - за это не обидно? Давайте не путать педерастию с гомосексуализмом...

Мария, я говорю о взрослых детях, для которых уже актуальны вопросы карьерного роста. На том, что девочкам предлагают, вообще строится вся порочащая актерскую среду фактология.

Ну вот так бы и написали: "наркомания, пьянство и проституция - заразные профессиональные болячки." 

У этой проституции мужское лицо. Очень женственное, но мужское. Смазливая статистка, как бы ни тщилась, главную роль себе не "выспит". Так щедро за эту фигню уже не награждают. В лучшем случае, наобещают всего в утешение. Девочки не в цене. 

Ира, согласитесь, что от того, что 'наобещают, что-то статистке, и не выполнят" - от этого положение этой девушки ничуть не лучше чем положение молодого человека, которого склонили к сожительству.

Вы в Вашем комментарии написали о гомосексуализме как о 'заразной профессиональной болячке'. С моей точки зрения, болячка состоит не в 'гомосексуализме', а в продажности и в использовании молодого мужчины или женщины.

Мы с Вами вероятно стоим на разных позициях, но по-моему мнению насильно сделать гомосексуалом никого нельзя. Даже если был ранний, навязанный опыт -  настоящая ориентация вылезет наружу рано или поздно. Да, психологически человека можно так поломать, но так же можно этим поломать и судьбу девушки....

Тема неприятная. Главное, не быть моральным педиком. ОК.

PS. Мария, надеюсь, мы не стоим на разных позициях в отношении этого вопроса. Просто о разном вели диалог.

Боюсь, Вы меня поставили в тупик 'моральным педиком'. Я не знаю что это такое...

Ира, пожалуйста, давайте не будем обсуждать "моральных педиков" в дискуссии, посвященной выбору профессии. Я понимаю, о каких рисках Вы говорите, но все-таки мы, увы, слишком далеко ушли от темы. Спасибо!

Наталья, это была не моя инициатива развить эту тему. Я только обозначила  риски. А праздно судачить о них мне не доставляет никакого удовольствия, действительно.

Ира, мне кажется, что мы поняли друг друга. Спасибо.

Очень образно и убедительно,но ведь любая работа предполагает зависимость,если ты не хозяин своему делу.

Быть или не быть инструментом для улучшения продаж -- самостоятельный сознательный выбор. Артисты разные бывают, -- кому знать, как не вам. Другой вопрос, что личность с крепким стержнем внутри в вузе не создадут, стержень должен быть изначально. Как мне кажется.

Эту реплику поддерживают: Ира Макарова, Наира Хачатрян

Артисты разные - работодатели одни и те же. Не из чего выбирать.

Эту реплику поддерживают: Владимир Леонов

Зачем ждать милости от природы, если можно создавать ареал обитания себе самому. Самому генерить проекты, самому устанавливать правила.

Эту реплику поддерживают: Наира Хачатрян

Ну, не все же прям такие генераторы... И так актеры через одного на режиссеров переучиваются. Рада за тех, кому это хотя бы финансово страдания облегчило.

Эту реплику поддерживают: Владимир Леонов

Сейчас Даша учится на юридическом факультете Российского государственного социального университета. Собственно говоря, я давно заметила, что моя девочка очень быстро анализирует информацию, умеет извлечь из нее главное, сделать выводы, а когда надо, перевернуть все с ног на голову. Даже когда ей было 5 и 6 лет, иногда в процессе воспитательных бесед ее возражения заставляли меня чувствовать себя полной идиоткой. Вот именно в такие моменты я поняла, что Даша унаследовала от своего отца его способности. А он закончил юридический факультет МГУ и работал юристом. Да и мой второй муж тоже юрист.

Что касается моей мамы, то она очень многое мне дала в плане интеллектуального развития, но никогда не спрашивала: «Кем ты хочешь быть?» Единственным человеком, который пытался мне указать, чем я должна заниматься, была учительница литературы, которая так и говорила: «Девочка, в тебе божья искра и по тебе плачет филфак МГУ».

Сейчас ситуация совсем не такая, как в советское время. Зависимость от успешности родителей дети ощущают уже с ранних лет. Оставляя ребенка один на один с его выбором, ты позволяешь ему сделать свою собственную ошибку, а не учиться на твоей. Я думаю, что главная задача родителей дать ребенку до 17 лет попробовать все, что ему интересно. Я, например, очень горжусь, что моя Даша водит своего молодого человека по всем нашим с ней музеям и улицам, дает смотреть ему фильмы, которые мы с ней любим. А навредить можно неприятием интересов и увлечений, которые не совпадают с твоим вкусом.

Конечно, нужно влиять на выбор будущей профессии своих детей. Например, они не должны выбирать ту же самую профессию, чтобы с ними не было конкуренции. Представляете, если дети превзойдут вас в вашей профессии? Будет трудно. Что касается конкретно моего случая, то ни мои родители, ни я не влияли на своих детей, потому что никто из нас не повторил профессию.

Максим Кронгауз Комментарий удален

Давайте) Спасибо!

Нужно ли влиять на выбор будущей профессии детей?

Влиять на выбор будущей профессии детей необходимо.

Чтобы они не выбрали мою профессию.

)))

А на Ваш выбор родители влияли? А Вы на выбор своих детей?

Потому что мы стараемся не делать то, что необходимо.

Эту реплику поддерживают: Варвара Турова

Я очень давно говорил жене, что наш сын не «цифровой» человек и ему могут быть интересны гуманитарные дисциплины. За время учебы в школе он успел походить на разные курсы по настоянию мамы, но особого интереса ни к чему не проявлял. У нас была цель — закончить школу и уехать по программе, которая предусматривает девять месяцев подготовки к поступлению в израильский университет. За это время участников должны познакомить с разными учебными заведениями, студентами и преподавателями. Нам казалось, что уж за девять месяцев плюс еще год последующей подготовки (или три года израильской армии) он сможет определиться с профессией. Я ему предложил подумать, не стоит ли пойти учиться на учителя физкультуры/тренера, например (он любит возиться с детьми и любит футбол), но никакого давления или «промывания мозгов» не было.

Мне кажется, что родители должны помогать детям сделать выбор, но не навязывать его. Это крайне важно. В свое время отношение родителей к моим «экзерсисам» было примерно таким же. Единственное, во что вмешалась моя мама, — забрала документы, поданные мной в медучилище. Дальше я сам выбрал вуз, поступил, благополучно проучился четыре месяца, был отчислен по собственному заявлению, работал, учился в техникуме, уехал в Израиль и т. д. То есть сам принимал решения, сам набивал себе шишки и сам же добился того немногого, что имею.

О, это больная тема для нашей семьи :). Я, пожалуй, согласна с Евгением Стариковым, да и ситуация у нас похожая: дочка мечтает о профессии, связанной с изобразительным искусством. Более конкретных планов пока нет, но рассматривается и карьера аниматора, и иллюстратора и графического дизайнера. Ни одна из этих профессий совершенно не вдохновляет моего мужа, который долго пытался направить ее по стезе бизнеса или финансов (чем и сам занимается). Но это совершенно не ее, она отказывается даже обсуждать эти варианты. Сказать, что у нее огромный художественный талант, я затрудняюсь. Но явно выраженные способности есть, рисует она всю жизнь и совсем неплохо, т.е. ее желание вполне понятно и не на пустом месте. Я выступаю как примиряющее начало, и мы договорились, что она будет учиться сразу по двум направлениям - художественному и какому-то более практическому, что ей предстоит еще выбрать (благо, в Америке можно думать и пробовать первые два года в колледже). То есть получается, что мы влияем на ее выбор, но и не запрещаем то, что она хочет. Интересно, что из этого выйдет, она как раз сейчас подает документы, и тоже, как Евгений заметил, в несколько разных вузов.

Я считаю, что родители имеют полное право голоса при выборе направления учебы - если они эту учебу финансируют! Если же ребенок согласен оплачивать свою учебу сам, роль родителей сводится только к рекомендательной, и это правильно. Если человек готов взять на себя полную ответственность за свою учебу и жизнь, то он должен иметь полную свободу действий, даже если родители не одобряют его выбор.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Я тоже тут недавно сопротивлялась "артистическому" выбору своей дочери. Правда, ей всего 13 и еще "не все потеряно". Но пока мы с ней обсуждали, кем быть, меня все время швыряло от крайности к крайности: то ли совсем ничего не говорить, то ли железно запретить даже думать о профессиях, которые кажутся мне неподходящими. Теперь с ужасом думаю, как себя вести, когда подойдет время выбирать университет. Потому что боюсь, что всевозможные компромиссы могут помешать ей найти себя. Как повернуть витающего в облаках ребенка в прагматическое русло? Я для себя пока решила, что предложу вообще не профессию выбирать, а только предметы. Между "влиять" и "запрещать" очень тонкая граница, по-моему.

Наталья, запретить даже думать об актерской профессии - верный шанс увидеть дочь актрисой. Девяносто процентов актеров оказались там, где оказались, дав однажды бунтарский отпор благопристойным родительским наставлениям. Оттягивать до последнего, "авось, рассосется", в Вашем случае тоже опасно. Решение дочери идти в актрисы может тайно дозреть как раз к сроку.  Каждый второй на актерский поступает втихую, параллельно с поступлением в серьезный ВУЗ. Единственный выход в 13 лет развеять опасные иллюзии (дети ведь не актерствовать мечтают, а быть знаменитостями), это школа с театральным уклоном. Мои знакомые (сами актеры по образованию) с восхищением рассказывают про одну такую. Дети, пока в ней учатся, настолько успевают наиграться в театр, что по окончании в большинстве своем с актерством завязывают. Ну, а если кто-то хочет продолжать, поступают в театральный легко и, главное, осознанно.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков, Владимир Леонов

Класс - Центр Сергея Казарновского, на Войковской. В школе, как рассказывают, строгая система поступления. Если педагоги видят, что ребенку театральное образование явно будет не впрок, переубедить их невозможно. И блат не поможет. Родительскую блажь там быстро выводят на чистую воду. Мне это очень понравилось.

Здорово, спасибо. Надо будет иметь в виду - я как раз думала про театральную школу. Но пока нас хватило только на школьный театр, в котором она тут же "сделала карьеру". А профессиональный класс наверняка поможет опуститься на землю.

Родителей поступивших счастливчиков там тоже "приземляют", чтобы не задавались. Каждое полугодие обязателен родительский выход на сцену с каким-нибудь оригинальным номерочком. Как Вам такое?

Ну... не знаю ))) Почитала сайт - серьезная школа. И даже странно, если не большинство детей потом поступает на творческие специальности.

Спасибо за идею, буду ее обдумывать дальше.

Ужас.

Образование и медицина продаются любыми способами, например "строгим отбором" платежеспособных учеников и пациэнтов. Присмотритесь повнимательнее, пожалуйста.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Да, я собираюсь присмотреться, но года через три. Пока неактуально. По первым услышанным отзывам о школе Казарновского, мне вообще какое-то сектанство померещилось. Но меня разубедили друзья, семейная пара, у которой там учится второклассница - дочь. Ребенок музыкально одарен, усидчиво занимается игрой на гитаре, в спектаклях участвует с восторгом. Важно, что одноклассники с ним - одного поля ягода.  

Кто выводит на чистую воду? Фамилии педагогов?

Все детские театральные школы - профанация. Лишают детей естественного желания играть в свои игры, а не выставляться на показ. Страшные люди эти "педагоги". Они же знают, что потом никому не нужны "заштампованные",  выученные с детства артисты. Хорошо уметь петь и танцевать очень профессионально, это для актёрства пригодится, а интонации "педагогов" в чтении стихов или произнесении текста - это лишнее.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

На чистую воду, вероятно, выводит комиссия во главе с Казарновским. Имен других педагогов не знаю. Раньше там преподавал актер Андрей Савостьянов. Школу он очень хвалил, но это было давно, я не прислушивалась, к сожалению, за ненадобностью. Из детей известных фамилий, знаю только, потомок Филлипенко там учится, но наверняка не он один.

Что конкретно мне, как матери, хотелось бы от театральной школы. Наверное, чтобы объяснили ребенку: поиграться в актерство ты можешь всегда - азам мы тебя научим, а посвящать ему всю жизнь не стоит. Словом, актерство должно представляться чем-то простым и доступным и не застить широкие горизонты.

Угу, там один джазовый оркестр чего стоит и мастер-классы мэтров. И это ещё так, в качестве факультатива.

Очень Казарновского уважаю.

Правда? Я как раз хотела узнать здесь что-нибудь об этой школе.

Я Казарновского знаю преимущественно по джазово-пропагандистской деятельности. По которой, впрочем, о многом можно судить. Чрезвычайно достойный человек; очень серьёзный и продуманный подход ко многостороннему образованию. Были бы свои дети и жила бы в Мск -- не задумываясь, отдала бы к нему в школу.

Спасибо, Таня! Я живу как раз недалеко от школы, поэтому имею виды. Да, припоминаю, джазовый оркестр мне нахваливали. 

Наталья, запрещать по-моему, это самое худшее. Вот как раз подходящий пример - Лариса Экзальто сообщает о своей первой персональной выставке (см. блог анонс на стартовой странице). А если мы посмотрим в пресс-релиз, то узнаем, что ее родители вообще запрещали ей рисовать(!), и 15 лет она занималась живописью в секрете от них. Хорошо бы Лариса сама поделилась, что думает по этому поводу.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Наталья Конрадова Комментарий удален

Мария, спасибо. Я, конечно, понимаю, что запрещать нельзя, и вообще считаю себя слишком либеральной мамой (что, конечно, еще не гарантирует мою либеральность).

Впрочем, по логике, иногда запрещать выходит очень даже полезно - если люди потом открывают свои выставки? Наверное, это зависит от темперамента. И в любом случае наносит травму.

Поставила в копию Ларису Экзальто.

извините я уже ответила выше :) все верно- если запрещать, вы нанесете травму. пускай ребенок сам ососзнает что ему подходит а что нет, лутше ето сделать в 20 а не в 30 или 40.

да. у меня ушло 13 лет для дого что бы достичь того о чем я так мечтала. И то что мне всю жизнь твердили что художник от слова худо, я думаю никак не помогло. Мне просто сейчас иногда безумно жаль что меня не отдали в художественную школу в свое время. Я наверное сейчас вот пойду, 30 лет такая мелочь, лутше поздно чем никогда!дайте ребенку шанс сделать то что он хочет :) пускай попробует :) авось получитца!

Наталья, на мой взгляд, необходимо выбрать некую золотую середину: Совсем не обсуждать такие вещи с ребёнком никак нельзя - иначе есть опасность, что Ваша дочь на каком-то этапе вдруг перестанет интересоваться Вашим мнением. Потом особо важно, мне кажется, очень осторожно начинать дружить с собственным дитятей по мере дитятиного взросления. Ваша дочь должна быть свято убеждена, что её родители - это её настоящий тыл на всю их жизнь: не только "общевойсковой", так сказать, но и духовный, моральный - да какой угодно ! Тогда будет очень серьёзно воспринята мысль о том, что в чём-то родители ОПАСАЮТСЯ её поддерживать ... Особенно, если Вы Ваши опасения подадите в достаточно искреннем, драматическом тоне (что требует от родителей, к слову сказать, весьма изрядной, недюжинной доли артистизма !) ... Уж не знаю, но, по крайней мере, в нашем семействе ни запрет, ни игнор никогда не приводили к однозначно положительным результатам ...

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

Евгений, спасибо! Не обсуждать, конечно, не получается. И пока дочка действительно прислушивается по собственной воле - ей интересна реакция.

"И пока дочка действительно прислушивается по собственной воле - ей интересна реакция."

Так это же счастье !

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

 очень интересно, несколько дней назад на открытии своей же выставки, удалось пообшатьца с послом Украины в Великобритании и его женой Натальей Викторовной. Замечательная пара. Милейшая женщина. У них дочь 34 года изучает современное искуство в Нью й орке. Мы затронули ету тему, она сказала что тоже всегда немного противилась выбору дочери но с годами начала понимать и поддерживать. Ей теперь даже нравитца выбор дочери. Но она хотя бы дала шанс своему ребенку делать то  к чему он так стремилса. А как уже ето потом закончитца- какая разница, главное что б все счастливы были.

Родители , безусловно должны принимать участие в выборе профессии ребенка. НО. всегда есть риск что родители могут ошибатьца или же преследовать свои цели а не цели и желания ребенка. очень важно с детсва наблюдать к чему тянетца ребенок и никогда не заставлять его делать не то что ему нравитца а то что бы вы хотели что бы ему нравилось. Реальный случай : у меня 2 высших образования- економическое полученное в украине и финансовое полученное в лондоне. Все мама выбирала. С детства мать заставляла учить математику котоую я совершенно не воспринимала но с годами научилась видеть в ней логику и все таки наловчилась сдавать на 5-ки.. Я по природе была гуманитарий , рисовала и писала стихи сочинения и прочую чепуху всегда украдкой ибо в семье на ето не разрешалось тратить время. . Родители в свое время меня не поддержали. Я все больше осознавала грань между собой и семьей где меня никогда не понимали. Да, я закончила все то что так хотела моя мать. а я всю жизнь так и продолжала рисовать и писать в качестве хобби.. Я всю жизнь мечтала рисовать и стать художником с 13 лет. Теперь многие люди считают что у меня талант.Вот выставка первая состоялась. А я по профессии финансист со 7 летним стажем работы. Вот грустно так получаетца. Многие в прок ставят неимение художественного образования. А я не знаю так как мне кажетца в свое время родители не разглядели к чему ребенок тянетца и не поддержали, иначе отправили б художественную школу потом университет изучать исскуство а не международную економику. И кто его знает, возможно у меня были сейчас совершенно другие возможности и мечта моей жизни воплотилась бы в реальностьУ меня детей нету, но вы родители, прежде чем выбрать что то своему ребенку , посмотрите, и подумайте. Если ваша дочь хочет быть танцовщицей а сын капитаном самолета а не директором банка , может и вправду ему так и лутше было б . Откуда вам знать. Пути господни неисповедимы.

Я считаю, что любое "силовое" вмешательство в вопрос выбора профессии - неприемлемо, ибо безрезультатно. Яркий пример - моя старшая дочь, которую мы "уговорили" пойти по накатанной колее - сначала получить специальность и т.д....

В результате (девочка достаточно одаренная),  она сама без всякой помощи сдала экзамены и поступила на факультет экономики в "Плешку", причем на бюджетное отделение, благополучно отучилась два курса, получая повышенную стипендию и ... ушла, поступив на первый курс Университета лингвистики. Сейчас - 4 языка (включая японский) - абсолютно свободно и, практически, человек мира... Ну настояли бы мы на своем, что бы из этого получилось хорошего?

Думать, быть ответственным за СВОЙ выбор - вот этому должны научить родители прежде всего, на мой взгляд.

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин, Евгений Стариков

Игорь, а вы ее отговаривали именно от лингвистики? Она с самого начала понимала, что хочет ей заниматься или эта идея пришла уже после факультета экономики? Мне кажется, что уходить из одного университета в другой - это нормально. Если только не получилось так, что ребенок с самого начала знал, чего хочет, а родители ему не дали это сделать.

Не то, что не дали... Но "коллективное мнение взрослых" априори весомее мнения маленькой личности. Поэтому еще раз подчеркиваю - это моя точка зрения - главное - заложить в ребенке ОСНОВУ для принятия им тех или иных решений, а, убедившись, что она создана, МИНИМАЛЬНО вмешиваться в его выбор.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Да, проблема ведь еще и в том, что давить очень просто.

участвуют активно в выборе профессии только родители, которые несчастны в своей профессии

В этом ключевая активность:)) хотя я понимаю, что несколько радикально высказался, что не мешает быть правдой.

Родитель озабочен профессией ребенка, потому что сомневается в его способности правилньо выбрать. Откуда у него это чувство? - только из личного опыта - родитель ошибся и боится в этом признаться ребенку....

Очень, очень интересная мысль! Примерила Вашу теорию к знакомым мне людям, и все совпало. Несмотря на то, что мне бы очень хотелось, чтобы мои дети занимались родственным мне делом,  я хорошо понимаю, что это лишь потому, что мне хочеться иметь больше точек преткновения с ними в будущем. Но толкать в  милом мне направлении не стану- люди, занимающиеся нелюбимым дело по-настоящему несчастны.

Спасибо. взаимопонимание всегда приятно

Максим Кронгауз Комментарий удален

Родители должны (обязаны) прислушиваться к индивидуальности своего ребенка и УВАЖАТЬ ее отличие от собственной, а не «подминать» ребенка под свое видение, свои желания, свое тщеславие, свой (родительский) «эгоизм».Уважение к другим начинается с уважения к своему ребенку и его САМОБЫТНОСТИ.

Помощь конечно может быть частью этого уважения, но часто родители считают помощью ЛОМКУ характера, под оправданием «все делаю для твоего блага».

Вопрос:

Кто из нас хотел бы, чтобы наши родители выбирали нам профессию?

Мне мои родители не выбирали профессии и я не мешал детям выбирать их. Когда они спрашивали моего совета, я честно его им давал. Я честно считаю, что моя дочь - талантливый художник, но она решила стать промышленным дизайнером. Я понятия не имел, к чему способен мой сын, а он стал более чем талантливым биздевом (как это будет по-русски? специалистом по  планированию бизнеса?)

Михаил Спокойный Комментарий удален

В этом вопросе,как и в большинстве вопросов,связаных с воспитанием детей,как мне кажется,основным благоприятным фактором является умение ждать,наблюдать и оказываться в нужное время в нужном месте.Хороший пример моего отца,который благожелательно относился ко всем моим завихрениям,всячески помогал в развитии,до тех пор пока я не наигрывался.Но самое главная его заслуга,на мой взгляд состоит в том,что он смог мне объяснить,что увлечений может быть неимоверное количество,а профессия все же та,в которой можешь быть наиболее успешен.

Мне абсолютно ясно, что мы не имеем права навязывать нашим детям свою точку зрения и свой выбор профессии для них. Ошибка возможна и даже весьма вероятна в любом случае: и мы можем ошибиться, и ребенок. Такова жизнь. Огромное количество людей делают в жизни "не свое дело". Или им так кажется, или окружающим так кажется. Или всем кажется, что все в порядке, а погиб настоящий талант (это только господь бог знает). Я, например, возможно, делаю всю жизнь не то, к чему имею склонность. Надо проще относиться к выбору профессии. Ориентироваться на прагматику - не выход: я заметил, что чем более прагматичен замысел, тем менее успешен результат. Есть еще одно соображение: талант обычно обладает известной степенью универсальности. При определенных внешних условиях хороший хирург мог бы стать не менее прекрасным инженером и т.д. Так что, повторю, давайте проще смотреть на выбор профессии и не делать из этого драму. Но слышать всю жизнь от собственных детей упреки в том, что ты им дал неверный совет, - не хочется. Пусть выбирают сами.

Абсолютно согласна, Михаил. От ошибок они не затстрахованы точно так же, как и мы.

Главное, чему хочется научить детей - слушать себя и пытаться понять - что на самом деле интересно. Потому чтозаниматься любимым делом,  делать то, что нравится - это огромная радость.

Согласна и хочу добавить, что у ребенка может не один быть развит талант, а несколько, как и у взрослого человека, важно чтобы человек был образован и разносторонне развит, а также человеческие качества с детства были развиты, такие как доброта, любовь, сострадание......

"Артист сейчас - это инструмент для улучшения продаж товаров народного потребления, особенно плохих товаров." - думаю, где мы не работали, сейчас мы все работаем над и для улучшения продаж.  Идея, в том числе, Пелевина о "ротожопе" идет к своему апогею.  Впрочем, сколько уже десятилетий пишут о пагубности общества потребления, а оно таки никак умирать не желает...  ушлая и живучая гадина - это общество потребления )))

Я даже представить себе не могу, как можно настаивать на выборе Человека в таком важном аспекте, как профессия! Ведь ему с этим жить. Другое дело, если у человека мыслей нет – что должно быть странно к 17 годам, и скорее всего означать, что эти мысли были, но либо не осознанны, либо глубоко спрятаны – и скорее всего, потому что Человека не слушали, когда он говорил о том, что ему интересно. Ведь уже тысячу раз доказано, что человек преуспевает в том деле, которое он любит! И то, что кризисы средних возрастов встречаются от того, что человек начинает осознавать, что он идет не выбранной, своей дорогой – а назначенной ему родителями..... 

Во мне, вероятно, протест – мои родители очень хотели за меня решить, чтобы все в жизни было очень хорошо (в их понимании), и выбирали для меня "дорожку". Вопрос, зачем я даже не попыталась настоять на своем? Ведь спустя 20 лет, очевидно, что есть призвание! Поэтому сына я очень внимательно слушаю. Он пока не определился – ему нравится дизайн, архитектура. Он так и говорит – пока не пойму, чем хочу заниматься (ему 11). Но он об этом рассуждает со всей серъезностью, и я очень рада, потому что жить – ему!

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин

Очень страшно заставить себя отстать от ребенка и просто наблюдать за его развитием. Естественно, это я про себя, как про мать. Но у нас лет пять назад с сыном была такая история: он заявил, что хочет быть актером, играть в театре и прочее... Я молча пошла и записала его в театральную студию при нашем самарском театре юного зрителя. ТЕатр, кстати, очень неплохой... Словом, он там активно занимался, балдел как-то там по-своему от этих занятий. НИКОГДА у меня не было даже мысли пожелать ему стать актером. СЛовом, сцепив зубы, я год наблюдала за этим безобразием. Потом его позвали во взрослый спектакль "Василий Теркин", им был нужен ребенок этого возраста. Я разрешила (там у родителей разрешение спрашивали, естественно). Сын репетировал, отыграл порядка десяти взрослых спектаклей. ПОлучал от меня регулярно по ушам за попытки "звездить", что,  кстати, самое противное в том, когда дети вовлекаются во взрослую жизнь.ПОтом этот спектакль поехал на международный фестиваль в Вологду. Сын тоже поехал на эти гастроли. Я не собиралась сопровождать, хотя предлагали. НА что один мой хороший знакомый сказал: "Зря ты так, езжай с парнем, ни к чему ему без тебя в 11 лет в этой среде находиться". Ладно. Поехала. Молча, сжав зубы, в тяжелейший период своей жизни. Все было здорово и замечательно. Скажу так: гештальт был у сына, судя по всему, закрыт. Несмотря на огромную радость от того, что он делал, несмотря на все аплодисменты (на мой взгляд, непосильные иногда для детей вообще-то), несмотря на удачные и интересные гастроли - он почему-то больше НИКОГДА не пошел в театральную школу и просто иногда с удовольствием общается с актерами из этого театра при каких-то теперь уже иных обстоятельствах. Я просто перекрестилась. И подумала: Рита, если бы ты хоть раз сказала, что очень не хочешь, чтобы он стал актером, что это профессия не для мужчины - хана, зациклился бы ведь парень. А так - поиграл, отыграл что-то свое ... и слава богу

Эту реплику поддерживают: Анна Полянина, Елизавета Титанян, Ира Макарова

Моей дочери 10 лет и я любые инициативы ее поддерживаю, мне нравится, что у нее возникают разные интересы, это ее развивает и обогащает, ведь в жизни столько интересного, а когда подрастет ,обсудим. Надеюсь ей мое мнение будет интересно.

С любопытством наблюдаю среди знакомых такие, мягко говоря, нетривиальные процессы: медик по образованию получает второе высшее по бухучету и аудиту, есть даже  знакомый доктор биологических наук (!) который учится заочно на экономиста, юрист учится на медсестру и т.п.

Да чего там: сам имея за плечами 2 высших образования, иногда на досуге мечтаю о третьем, медицинском.

Все это говорит только об одном: неважная была профориентация в школьные годы. Но убежден: даже если не слишком осмысленно кто-то выбрал свою профессию - при известных усилиях и трудолюбии она обязательно будет приносить радость и успех.

Короче говоря, не конкретную профессию нужно детям помогать выбирать, а помогать воспитывать волю и трудолюбие.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова