Детям нельзя учиться в интернате

В мире есть немало мест, которые предлагают заманчивые образовательные программы. Но чтобы не нанести серьезного вреда детям, нужно знать, когда и куда отправлять детей учиться. Мы обсуждаем это с Юлией Десятниковой, автором и руководителем сразу нескольких образовательных проектов в Лондоне и Москве

+T -
Поделиться:
Комментировать Всего 92 комментария

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Можно ли отправить ребенка лет в 12 учиться в какую-нибудь хорошую школу самостоятельно?

Очень модная система, которая принята среди обеспеченных людей - отправить ребенка 10-15 лет в boarding school. Я очень люблю переводить понятие “boarding school”. Я тут очередному папе сказала: “А вы уверены, что хотите отправить своего ребенка в интернат? Вы его для этого завели?”

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Для советского уха это звучит особенно жестко

Да, и я этим пользуюсь. Хотя есть люди, которых трудно переубедить - они живут в своей реальности. Им объяснили, что потратить 25 тысяч фунтов в год на boarding school для ребенка - это очень круто. Но это эксперимент совершенно фатального, на мой взгляд, свойства. Каждый возраст отведен человеку на что-то - так устроено его развитие. Родился - должен вздохнуть. Если не вздохнул - бессмысленно обсуждать, чем его кормить на завтрак в возрасте трех лет. Точно так же в подростковом возрасте у ребенка море задач и проблем, которые он должен для себя решить. Когда мы отправляем его в школу-интернат, мы ставим перед ним одну задачу - выжить. И может быть даже он окажется большим молодцом и справиться. Не буду рассказывать про вскрытые вены, анорексию и наркоманию. И про пап-олигархов, которые приходят со слезами и просят сделать что-нибудь. Но я не Игорь Кио - сочувствую, но в таких ситуациях уже никак не могу помочь.

Все то море задач, которое ребенок не решал в правильном возрасте, он все равно когда-нибудь будет решать. Весь ворох нерешенных проблем он понесет дальше - в свои семьи, на работу, в сны, которые им будут сниться, и так далее.

Есть ли альтернативы, учитывая, что хорошие школы - дефицит?

Идея потратить на ребенка 25 000 фунтов в год - блестящая. Но за половину этих денег, никуда его не отправляя, можно устроить ему фантастическое образование частным образом. Только надо приложить голову. Надо стать менеджером проекта “Мой ребенок”.

Вообще, в этом возрасте есть масса возможностей дополнительного образования, летних лагерей, научных кружков, языковых школ.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Значит, отправляем учиться только после 15 лет?

В 16 лет обсуждать, куда отправить ребенка, чудовищно поздно. Нужно вырастить его к этим 16 годам так, чтобы у него был максимально широкий выбор.

Речь идет о том, чтобы он сумел сам сделать выбор?

Нет, речь идет о фактической возможности. Если ребенок хорошо и правильно воспитывался и получил адекватный социальный опыт, что крайне существенно и чего не хватает во всех системах образования (умение делать презентации, работать с текстом, проходить интервью и т.д.), если у него есть дипломы и международные сертификаты, язык (а желательно два), то к 15-16 годам можно обсуждать, куда его отправлять. Тогда у человека уже есть реальный выбор. Все равно это очень большой стресс и ему будет трудно, но у него есть наработки, которые ему помогут. И тогда в 16-17 лет он уже отправляется на первый курс университета. И это прекрасная идея - вне зависимости от того, где он будет жить дальше.

Юлия, все, что Вы перечисляете относится к навыкам (skills), но это как раз то, что школа не должна учить. Этому учат репетиторы, курсы по подготовке и профессиональные училища. Школа должны обучать методам, умению думать и умению самообучаться.

Я очень хорошо помню, как нам в пятницу на урок в 8-ом классе учитель математики принес учебник по Свиноводству и предложил в понедельник сдать по этому курсу экзамен. Те, кто зубрили наборы фактов, конечно, провалили. А те, кто нашел в учебнике 6 методов ведения скотоводства и запомнили из них хотя бы половину, этот экзамен сдали.   

Мы постоянно сталкиваемся в университетах с теми, кто умело оперирует набором фактов, но не умеет их анализировать, не говорю уже об умении их синтезировать, потому что не научили думать в школе. 

Ого! А где Вам так повезло с учителем по математике?

Александра, мне, действительно, очень повезло, встретив по жизни такого человека. В одессе в обычной школе преподавала Зоя Николаевна Панова, ученица и аспирантка Брадиса- был такой математик, кто помнит таблицы брадиса. Муж ее был зам.главного редактора ленинградской правды, конечно, его растреляли. Она с двумя детьми убежала в одессу и всю жизнь преподавала в школе до самой смерти. 

Кадетские корпуса принимают детей на 5ти дневку и многие успешно учатся в них.

Юлия, во многих аспектах я с Вами согласен. Но по целому ряду нет. 

Первый вопрос, это как учится ребенок в своей обычной школе. Если тянет так средненько, то ему, действительно, никакой бординг не нужен. Ему нужна помощь родителей, дополнительные кружки, платные учителя и т.д.

У нас в семье ситуация была другая. Двое старших сыновей уехали из дома в университеты. Младший остался один. Он учился в седьмом классе, его фамилия лучшего ученика школы не сходила с цифрового табло перед школой. Он единственный ездил на математику в другую школу на два класса выше. Но, знания-то по нашим семейным меркам у него были на троечку с минусом. В школе не было конкурентов. А конкуренция в знаниях, спорте, в жизни, на мой взгляд дает больше, чем любые репетиторы и кружки вместе взятые. Поэтому и отправили его в Филипс Экзетер, где через недельку он увидел, что он-то не гений, а так середнячок. Тяжело ему было, "пищал", но выдержал.

Мужчина, чем бы он не занимался должен главное в жизни иметь "ЯЙЦА", а в бординг школе эти органы растут очень быстро. Сейчас он, действительно, считает дни, когда вернется в школу после каникул. 

Скорее, наоборот. Если ребенок в какой-то среде был блестящим, ему надо давать определенные нагрузки, но не вытаскивать его из этой среды. Я бы даже сказала, что по отношению к блестящему ребенку, отправка в boardingschool - еще менее богоугодное дело. Мы обворовываем его еще больше, чем ребенка со средней успеваемостью. Конкуренция должна быть, но среди равных - в своей референтной группе. Она должна быть контролируемой с психологической точки зрения. А если на ребенка падает большая психологическая нагрузка, то его интеллектуальная продуктивность падает. Если ты хочешь пить, ты не можешь доказывать теорему. Эмиграция же, в том числе, в рамках boardingschool, снижает интеллектуальные возможности.

Это очень здорово, что Ваш ребенок выдержал и выжил. Но чаще всего сильные дети страдают больше.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Liliana Loss

Если ребёнок устойчиво первый в текущей среде, то его надо перемещать в более конкурентную среду, а иначе у него стимула нет.  Дело же не только в нагрузках, а в сравнии с коллегами (peers).

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Михаил Бланк

Юлия, Вы абсолютно правы!

Я получала в роли пациентов детей, которых отправили на учебу по-модному. Кроме всех подробно описанных Вами "особенностей" переживаний есть ещё одна страшная вещь - сформировавшаяся ненависть по отношению к родителям, которые нарушили, по мнению детей, их спокойную творческую жизнь и заставили уехать учиться в 12-13 лет в неведомую им самим обстановку.

Один из них, а ему сейчас  двадцать девять лет, был отправлен в возрасте 12 в школу иезуитов в Германии. Закончив учебу в школе и университете,  вернулся в Россию и не хочет вообще ничего делать. Он до сих пор парализован тем ощущением "выкинутости", которое пережил, будучи подростком. Все его сверстники, что самое обидное, получившие образование в России, - сильные, сформировавшиеся  в комфортной обстановке личности, с которыми ему сейчас  очень трудно найти общий язык.

Трагедия семьи, которая хотела своему ребёнку лучшей жизни.

Эту реплику поддерживают: Александра Штаерт

Тут, конечно, нужно понимать, что бординг бордингу рознь.  Американская ФМШ и какая-нибудь закрытая частная школа в Альпах, а уж тем более религиозный интернат это совсем не одно и то же.

Юлия, согласна с Вами полностью. В России об этом раньше не очень думали (16 лет тому назад) и разницу не очень чувствовали. Эти родители были страшно рады одному - что школа недалеко от Баден-Вайлера, где проходило празднование Столетия фирмы " Мерседес" (хороший район Германии).

Юлия, я не собираюсь Вас переубеждать, но по Вашей теории все мальчики футболисты всю жизнь должны играть в "дворовых" командах.  Поговорите с людьми, которые подготовили и воспитали действительно профессионалов (ученых, музыкантов, спортсменов) они с Вами не согласятся. 

Если ребенок воспитывался в местечке и никогда не видел города, то он очень долго, а порой и на всю жизнь так и останется местечковым. Задача профессионального педагога, распознать талант и дать толчок ребенку на следующий уровень.  

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Михаил, насчет мальчиков я с вами согласна - им нужна конкуренция. Но у девочек схема реагирования может быть другая. Я никогда не уезжала из семьи, но у меня было несколько резких переходов на повышение.

Всякий раз я начинала доказывать, что я тут главная всеми доступными способами. И хорошая учеба, как правило, была не самым эффективным из них. Поэтому (в том числе) у меня было всего несколько периодов, когда я хорошо училась и это было именно в комфортной обстановке, где мне уже изначально выдали титул и медаль.

Поэтому я абсолютно уверена, что например дочерей так "бросать в воду" не стоит. В лучшем случае человек научится хорошо приспосабливаться, но в плане знаний - это провал.

Александра, у меня три сына и вот несколько лет назад родилась дочь- ощущения родительские совершенно другие. Пожалуй, я с Вами соглашусь и дочку не отпущу никуда, хотя понимаю, что в этом больше отцовского эгоизма, чем здравого смысла. Уж очень это "сладкое" создание-дочь. 

Я училась в ФМШ последний класс, жалею, что не 2.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

И думаю, Анна, что 80% Ваших друзей по жизни, именно оттуда, из ФМШ

Нет, не угадали :) Процентов 20%, наверно.

Анна, ну это, наверное, потому что всего год провели в ФМШ

За 12 000 фунтов можно организовать отменное образование на дому с прекрасными педагогами и вылазками по местам изучаемых предметов: Рим - по курсу истории, Ясная Поляна - во время изучения творчества Тостого и т.д.  Я как-то читала отменную статью о том как папа, работающий журналистом на свободных хлебах, потратил год на то, чтобы обучать свою двенадцатилетниюю дочь на дому, совмещая это с работой и пришел к выводу, что дешевле и интереснее, а значит и эффективнее, обучать ребенка дома, чем в дорогой школе-интернате за N-ное количество тысяч фунтов.  Хотя безусловно, трудиться надо не только над разработкой программы, ее соответствию государственному стандарту, но еще и над организацией социального развития ребенка, которое случается само собою, если он учиться в школе.  Плюс, конечно, ваша профессия должна позволять гибкий график.  

Все это возможно.  Я наблюдала это в семье, в которой когда-то жила по обменной программе.  Все дети в этой семье обучались на дому.  

Конечно, похвастать известным именем boarding school они не могли.  Но тут уж вопрос в преследуемой цели.

Эту реплику поддерживают: Юлия Десятникова, Елена Пыльцова

С какого возраста нужно думать об адекватном социальном опыте, который пригодится потом, в 16 лет?

В идеальной ситуации желательно, чтобы ребенка до трех воспитывала мама.

Чтобы она проводила с ним все свое время - работала мамой. Вся система взаимоотношений, которая складывается у ребенка на первом этапе его развития, полностью определяется его отношениями с мамой. Все больше подтверждений получает теория аттачмента, в том числе, с точки зрения нейронаук. Контакты ребенка с мамой определяют его контакты с окружающим миром на много лет вперед - на всю жизнь. Хотя я понимаю, что это не реально и мы не можем себе позволить сидеть до трех лет дома, важно просто об этом знать. Тогда ты делаешь все от себя зависящее, чтобы провести с ребенком лишнее время.

В рамках психотерапии я часто работаю с папами - вечно занятыми, хорошо зарабатывающими людьми, с хорошим образованием. Часто мне удается достичь с ними согласия, когда я говорю: представьте, что вы взяли в разработку новый проект. Представьте, что вы будете бурить новую нефтяную скважину. Как вы это будете делать? Вам надо нанять людей, все спланировать: так просто денег не заработаешь. Ваш ребенок - это проект. Он требует собранности, интеллекта, напряжения, подбора кадров, времени. Все, что потребует и любой другой проект. Это не про любовь, а про деловую организацию. Поэтому в два года, когда ребенок готов к социализации, нужно озаботиться социальной группой. Возраст с 2 до 6 лет является бриллиантовым с точки зрения развития личности. Нужно приложить все усилия, чтобы в этом возрасте произошел максимум того, что может произойти. Чтобы потом было легче это поддерживать. Как с английским газоном - если его 300 лет подстригать, то потом вроде бы и растет - так, поправишь только чуть-чуть.

То есть планировать всю детскую жизнь нужно буквально с самого начала?

Да, и в этом смысле русские сильно отстают от цивилизованного человечества. У меня в гимназии в Лондоне есть пара, которая учит у нас уже второго ребенка. Папа британец, мама русская. К тому моменту, когда ребенок родился, его уже записали в начальную школу и в preschool, куда он пойдет в четыре года. Все было заранее известно. Они разговаривали со мной, в какой момент какие занятия начинать, как максимально полно использовать его билингвизм. Это норма. Но к сожалению, мне иногда приходится даже у очень интеллигентных людей видеть совершенно дремучий подход - полное отсутствие планирования и задач.

С какого момента ребенка можно оторвать от себя на пару недель? Например, отправить в языковой лагерь.

В промежутке от 8 до 10 лет. И только если вы подробнейшим образом ознакомились, кто эти люди, потому что они будут оказывать на ребенка колоссальное влияние. Конечно, не надо, например, в Англию ради галочки отправлять. Надо подумать и поискать.

Кстати, а как искать? Не всегда поедешь в Лондон ради того, чтобы посмотреть, кто будет учить твоего ребенка две недели.

Эту реплику поддерживают: Надежда Ларионова

У этой индустрии языковых поездок очень маленькое КПД. Дети не сливаются с языковой средой. Если их расселяют в семьи, они учат слова “вилка”, “ложка”, “яйцо”, “хлеб”. Я берусь ребенка этому научить за час, если он не даун. И не надо для этого платить огромные деньги.

Эту реплику поддерживают: Светлана Хвостова

У индустрии языковых поездок очень маленькое КПД...

А если расселяют не в семьях, то в группе обязательно оказывается компания российских или русскоговорящих детей. И дальше они весь месяц-два-три разговаривают между собой по-русски, не нуждаясь ни в каком английском языке. Какую бы отдаленную "не русскую" английскую школу родители не выискивали, там обязательно будут либо казахи, либо украинцы, либо еще кто-нибудь из наших :)

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Вы отправляли сына в языковой лагерь? Расскажите, что было, пожалуйста.

Я не отправляла в языковой лагерь, мы несколько лет жили в Англии причем, так сказать, "на пересечении торговых путей". Слышала множество рассказов очевидцев, следила за тем, как русские дети, в силу разных обстоятельств и на разный срок оказавшиеся в Англии  "въезжали" в язык. На мой взгляд, сами по себе языковые школы не дают ничего. Если отправлять ребенка учиться в Великобританию, то в хорошую частную школу с традициями и четко при этом поставив себе цель.

Как правильно сказала Юлия, тут нужно хорошо поискать и подумать. Я знаю случаи, когда русским детям начинало нравится в boarding school. Обычно не раньше, чем через пару лет. Первые два года -  всегда очень тяжело и очень грустно. Английские дети в таких школах во-первых все-таки у себя дома, и родители ближе и вся обстановка привычнее. Во-вторых, они изначально по-другому воспитаны, stiff upper lip закладывается в них с самого раннего детства :)  Те из наших, кто едет в частные школы - из очень небедных семей и ожидают, что за их деньги с ними будут нянькаться. Что в корне неверно.

Чисто языковые школы сейчас штампуются как горячие пирожки и превратились скорее в туристический аттракцион. Там всегда найдутся и дети и преподаватели твоей национальности, так что настоящего погружения в языковую среду не происходит. Чтобы узнать страну изнутри, они тоже не очень хороши, как и любое мероприятие для туристов.

У моего сына отторжение английского языка прошло через полгода жизни в Лондоне, желание говорить появилось через год, любовь к языку - через пару лет. Мне кажется, что здесь важно не давить на ребенка, но создать обстоятельства, когда иностранный язык нужен не как отвлеченный школьный предмет, а как средство проникнуть в интересную ему культурную среду или социальную структуру.

Именно так. Проблему надо решать программой, а не выбором ее участников. Если программа не предполагает свободного времени, то все проблемы решаются.

Дело ведь не в том, чтобы научиться говорить, но и понимать, что тебе отвечают другие, раскрепоститься, не бояться общаться, хотя бы и на примитивном уровне. Поселение в семью, в этом смысле, очень полезно. За месяц,  а то и раньше, напряженность спадет. Я не представляю, как еще этого добиться, если не ездить в страны изучаемого языка.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Конечно, можно ездить в страны изучаемого языка. Но от того, что он поедет и просто расслабится там (если мы хотим, чтобы он не напрягался), он не присвоит язык. Хорошая семья (если ребенку повезло) - это только предпосылки для хорошего результата. Везет, к сожалению, не всем.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Юлия, а за сколько часов он забудет тому, чему Вы его научили?

Действительно, Юлия, как "поискать" и  "подробнейшим образом ознакомиться" с кандидатами в учителя? Посоветуйте, пожалуйста. Может быть есть у Вас такие на примете?

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Надежда, в какой стране? В каком формате? Может быть, Вы мне напишете в личку? Чем смогу, помогу..

Спасибо, напишу. Я имела в виду Англию, зная, что Вы там работаете. 

Юлия, обнаружила, что не могу Вам в личку написать почему-то. У меня Вас не видно. Странно это. Может быть, Вы напишете мен тестовое письмо, а я Вам ответ пришлю.

Юля, Вы мне не ответили. Вы видете мои письма?

К сожалению, нет. Пишите на [email protected]

До связи,

Юля Д

Юля, тема очень сложная. Расскажу о собственном опыте. Я отправила свою дочь в школу-пансион для девочек в 15 лет. Вот уже как 6 месяцев она там учится. С одной стороны, я вижу большой прогресс: дочь стала гораздо самостоятельной , целеустремленной, и в вопросах социализации - значительные изменения к лучшему. Каким-то образом, школа смогла добиться такого результата всего за несколько месяцев, чего я не смогла за предыдущие годы. В школе - частые и довольно длинные каникулы, практически, 27 недель  в году, дети проводят  дома. И это время, когда она приезжает на каникулы, стало поистинне special and more meaningful, чем когда она просто жила со мной 24 часа в сутки. Бывая в школе, я разговаривала с другими девочками, многим очень нравится, хотя скучают по дому, конечно, все. С другой стороны, сердце просто кровью обливается, когда она позвонит, и скажет, как ей одиноко. И хоть это происходит не часто, начинаешь задумываться, а правильно ли ты поступил, что отдал ребенка в "интернат"? Все-таки, это чисто английская культура - отсылать ребенка в boarding school. Русские этого не делали, также как французы и итальянцы. Что же все-таки важнее: обьективные признаки независимости и самостоятельности, умении постоять за себя, "выжить" и стать сильнее или душевный комфорт, который только родной дом может дать?

Эту реплику поддерживают: Маргарита Краснопольская

Каждый выбирает для себя - объективных ценностей тут нет. Я исповедую ту точку зрения, что главная задача родителей – создать детям надежный тыл и опору. Все остальное тоже необходимо, но вторично, потому что работает только на фоне тыла.  Впрочем, у Вас, судя по всему, вариант щадящий и не самый худший, в каком-то смысле компромиссный - Вы с ребенком живете в одной стране.

Я бы не сказала, что в русской культуре не было примеров boarding school - тот же Лицей, Смольный Институт, кадетские корпуса (см. прекрасное описание жизни в них у Куприна).

Понятно, что это было не массовое явление, и понятно, что у детей, учившихся там, были свои проблемы, но, откровенно говоря, школа, воспитавшая Пушкина (хотя ее уже нет), или школа, воспитавшая Уинстона Черчилля (а вот она жива-здорова),  думаю, подойдет и моему сыну.

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный, Irina Abarinova

Думаю, что подойдет! 90 процентам подходит. Спросите Спокойного, члена клуба Сноб, его сын даже на каникулах ждет с нетерпением возврата в школу.

Спасибо, Ирина! Мне кажется, адаптация к школьной жизни в этом случае еще зависит и от того, насколько ребенок вообще привык к самостоятельности.

Если эту самую самостоятельность начинать взращивать и воспитывать пораньше - не думаю, что будут какие-то глобальные проблемы.

Если вы знаете место, равное Царскосельскому лицею, расскажите! Я думаю, что это артефакт, и, как любое исключение, только подтверждает правило. И Пушкин, и Черчилль, и Царскосельский лицей – исключения. Точно так же, как психологические тесты – они на гениев и сумасшедших не распространяются.

Юлия, ну вот я смотрю на список выпускников Хэрроу или Итона за последние двести лет.

Понятно, что и там, и там выпускались и проходные личности, и жулики-мерзавцы-негодяи, ((как в Лицее, кстати), и так далее, но все же нельзя не признать, что школы, "выдающие" столько довольно значимых личностей, нельзя считать уж совсем плохими.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Юлия, были и есть такие школы в россии, и 18-ая школа интернат в Москве, и 239 в Питере, и не помню номера других школ-интернатов, но и в Киеве, и в Новосибирске. Другое дело, что все они были с естественно-научным уклоном. Гуманитарных я не знаю, я не профессонал в этой области, но по откликам американских коллег гуманитариев, школа Анна Константиновны Поливановой -лингвиста с мировым именем, прексрасно известна за рубежом. Впрочем, как и школа журналистики, на базе детской газеты Глагол, которую вела Ирина Борисовна Веретенникова (тоже не знаю существует ли она сейчас). 

Для создания таких школ мало иметь блестящих учителей-ученых (я подчеркиваю ученых, а не лекторов), залог успеха таких школ - менеджерский состав. Бординг школа, на мой взгляд с endowment  меньше 50 млн.долларов, по-моему, выжить не может.  

Михаил, только одна поправка: школа Поливановой - не интернат. Я это точно знаю, потому что там учится моя дочь.

Тогда, если не трудно, передайте ей мое глубочайшее почтение и привет. У Юлии, как я понимаю, тоже не интернат.  

Спасибо.

У Юли не интернат. Но в этом треде обсуждались интернаты, поэтому я уточнила.

Да, забыл добавить, Наталья. Вашей дочери невероятно повезло. Поливанова, как раз учит думать.

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Юлия Десятникова Комментарий удален редакцией

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Юлия Десятникова Комментарий удален редакцией

Наталья Конрадова Комментарий удален редакцией

Юлия Десятникова Комментарий удален редакцией

Мне кажется, что часто родители, отправляя ребенка учиться за границу, даже и не представляют, насколько огромным может быть стресс из-за того, что их сын или дочь вдруг резко должны научиться тому, как, собственно, учиться в рамках совершенно другой образовательной системы. По своему опыту могу сказать, что перестраиваться очень трудно -- хоть я и уехала учиться в другую страну не в интернат, а в университет, и не в 12, а в 16 лет. Если все-таки принимается решение о том, что ребенок едет учиться за рубеж, как подготовить его к обучению в рамках совершенно другой системы?

Эту реплику поддерживают: Светлана Хвостова

Нужно ребенку в процессе взросления развивать гибкость – учить его сразу многому, дополнительно, разным вещам и у разных людей, растить его в культурном смысле билингвом или даже трилингвом. Тогда адаптация будет происходить на ура.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Есть какие-то не очевидные места, в которые можно и желательно отправлять учиться?

Достаточно посмотреть рейтинги Guardian. Хорошо учиться можно в хорошем вузе в Великобритании вроде Оксфорда, Кембриджа, UCL или Лондонской школой экономики. Это может быть и Сорбонна, и Дижон, и университет Гренобля. Это могут быть Штаты, Голландия. А на уровне бакалавриата по некоторым специальностям можно учиться и в Москве. Но есть и не очевидные — например, Лондонская школа бизнеса и финансов. Она новая, существует всего 7 лет, но эти люди полноценно подходят к делу.

Лондонская Школа Бизнеса и Финансов пока ничем себя не проявила.  "Платный ресурс".  Спросите любого академика из приличного университета.

Они  молодые, но отношение к делу у них очень правильное. И команду они собирают старательно, так что посмотрим, что получится. 

Эх, образователи-коммерсанты...    Что же вы творите.... "Получится" в контексте "посмотрим, что получится" пишется без мягкого знака.  Про университет намекну, что, в отличие от репетиторской конторы, он в первую голову должен развивать науку.  А если этого нет, то это называется не университет, а платный ресурс для получения дипломов отечественными недорослями, в своё время не попавшими в университет, а также детьми арабских и русских лавочников.

Кирилл, пожалуйста, давайте не будем делать замечания по русскому языку, если разговор идет на совсем другую тему. Можно обсуждать, являются ли подобные ошибки признаком чего бы то ни было - но в другой раз. Заведем для этого специальный пост, если хотите.

Позволю подвегнуть сомнению Вашу категоричность.  Когда руководитель Русской Гимназии N1 в Лондоне рассказывает, как учить детей, но при этом делает ошибки в русском письменном, это имеет прямое отношение к теме дискуссии - выбору места и формата учёбы.  Я бы задал такой вопрос - влияет ли грамотность директора школы на качество образования в ней?  Такая постановка вопроса, мне кажется, вполне корректна для данной дискуссии.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Здесь мы говорим про интернаты и университеты: куда и когда посылать детей учиться. И ошибка Юлии в комментарии никак не может быть темой для этой дискуссии.

А вообще - да, отличная тема, на что влияет грамотность директора. Я с Вами не согласна, но обсуждать ее в любом случае нужно отдельно.

Касательно темы Вы формальны правы - при обсуждении интернатов и университетов "воскресные" школы в рамки дискуссии не попадают.  Грамотность интервьюируемого эксперта, возможно, тоже.  Вам виднее.  Хозяин (блога) - барин.

Случайно добравшись до интернета ранее полуночи, обнаружила возникшую в блоге полемику, не относящуюся к сути вопроса.

Надиктовав ответ на бегу, действительно не проверила орфографию, за что приношу глубочайшие извинения всему снобществу и лично господину Славину.

Как психотерапевт с более чем двадцатилетним стажем хотела бы поинтересоваться, не является ли господин Славин выпускником вышеупомянутой boarding school, поскольку такой уровень недоброжелательности по ничтожному поводу кажется симптомом тревожным и вызывает у меня глубокое сочувствие.

Надеюсь, что подобный характер ведения дискуссии был обусловлен неудачными переговорами или серой лондонской погодой и не является присущим господину Славину глобально.

На этом предлагаю вернуться к непосредственной теме обсуждения.

Да не переживайте насчёт своих ошибок в русском - мы же не Вашу гимназию обсуждаем, а интернаты и поступление в университеты.  Вы ничего не ответили по существу на мои настойчивые возражения по поводу LSBF.  Давайте сформулирую попроще: репетиторская контора, пусть даже большая (например, LSBF или BPP) - это не университет.  И рекомендовать школьнику поступать туда, где нет даже претензий на научную деятельность, - это очень плохая идея. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Спокойный

Процесс обучения, это не процесс слушания лекций и выполнения домашних и классных заданий, это процесс "делания" чего-либо, в ходе чего студент получает знания. Университеты без собственной научной базы, в которой студент активно принимает участие (попросту говоря, работает 7 дней в неделю с отпуском 5 рабочих дней в году),  называются курсами по подготовке чего-то. Давайте не будем смешивать совершенно различные понятия. 

А социальные и гуманитарные?

Сорбонна. И UCL. Германия. Голландцы. Австрияки.

По каким специальностям можно учиться в России? Математика?

Да. МИФИ, Мехмат, МФТИ. Есть еще попытки разных совместных программ российских университетов с европейскими и американскими. И еще, судя по людям, которые приезжают в докторантуру, все еще очень неплохая ситуация в Питере — в СПбГУ и в Герценовском.

Уважаемая Юлия. Я не хочу провокационно паясничать, но называя через запятую различные иснтитуты, вы вводите читателей в некоторое заблуждение.Университета с названием МЕХМАТ не существует. О каком МЕХМАТе Вы говорите? Обо всех мехматах или о каком-то особенном.

Второй вопрос: Перечисляя университеты, Вы руководствуетесь каким-то из рейтингов или это Ваше личное мнение. Если это рейтинг, то хотелось бы получить ссылку. Если личное мнение, то хотелось бы, чтобы Вы подчеркнули, что это Ваше сугубо личное мнение. 

И последнее, МИФИ, как и МФТИ никогда не специализировались на классической математике. Прикладная там всегда была, но классической о которой Вас спросила Наталья там не было никогда. 

Простите, что делаю замечания эти, я не хочу Вас обидеть, но мелкие ошибки всегда вызывают подозрение в достоверности всех выводов в целом . 

Подход «отправлю в лагерь, потому что мне понравилось описание на сайте» не работает.

Описание на сайте — повод встретиться с людьми, посмотреть им в глаза. Мало ли кто и что написал на сайте. Я сама до недавнего времени ничего не писала. Мой расход на рекламу равен нулю — на меня работает сарафанное радио, и выборка в этом случае гораздо точнее. Тебе проще подобрать детский коллектив, а это половина успеха. Вторая половина — учительский коллектив. Больше никаких секретов нет.Я в какой-то момент села подумать и за пять минут придумала новую программу Door to English, которую мы этим летом начинаем делать. Идея элементарная. Я подумала — почему так плохо работает большинство языковых лагерей? Потому что нет проекции. Ребенок не присваивает знания. Они отрывочные и ему не нужны. Тогда я решила, что мы напишем сценарий мюзикла. Возьмем детей на две недели. Сначала с ними будут заниматься языковики в рамках вокабуляра из сценария. Потом к ним приходят вокалист, чтобы петь, специалист по движению, чтобы ставить танцы, художник — делать декорации. Потом сверстники-британцы разбирают их на маленькие группки, чтобы учить конкретные роли. А после ужина приходит режиссер, который собирает все эти отдельные кусочки в спектакль. Потом спектакль играется и снимается на видео. Я вам отвечаю головой, что к концу второй недели весь этот вокабуляр они будут знать — и свои слова, и слова соседа. Потому что это совместная деятельность и потому что она творческая. Присвоение информации происходит независимо от желания.

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская, Надежда Рогожина, Liliana Loss

Развлекательная      система  обучения   отлично   функционирует   с  незапамятных  времён....    и    не   только   с   детьми....

Эту реплику поддерживают: Софья Чмух

Поддерживаю ))) сама люблю игровые развлекательные системы обучения )))

Полностью   согласна   с   мнением  Юлии  об  интернатах  и  вообще,   о    последствиях     отрыва     ребёнка    в нежном  возрасте   от  семьи ,  хотя   ситуации   бывают  разные  и  иногда   разделение      родителей  и  ребёнка  -  только  на   пользу.   Но  если  климат  в   семье   является  благополучным,  заранее    заставлять  ребёнка   быть  ответственным,  самостоятельным  и  соревнующимся,     мне  кажется   слишком  строгим    подходом  к  его   воспитанию.   Юлия  права,   что  сильные   выживают  и  становятся   ещё   сильнее,   но  забыть   эти  годы  невозможно   и    те  детские  переживания     проносятся   через  всю  жизнь.  

Я полгода работала в Румынии, и мой 5-летний тогда сын поехал со мной и ходил там в американскую международную школу... по-английски он заговорил через 3 месяца - и как мне говорили коллеги-экспаты, это стандартное время "вхождения" в язык. Ему было очень сложно из-за языкового барьера, из-за неспособности общаться с детьми так, как ему бы хотелось... При этом я видела, как он прямо-таки принял для себя решение, что будет общаться, будет улыбаться, будет с детьми. И видела других детей, которые замыкались и видимо тоже принимали для себя решения "о мире", но совсем другие.

Пообщавшись с экспатами, я узнала, что некоторые дальновидные русские в Москве отдают своих 3-4-леток в международные школы (а у нас есть и американская, и британская), дети ходят туда до 7 лет, а потом уже билингвами идут в российские школы. По-моему, отличный вариант, правда достаточно затратный)))

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова

Кажется, проблема не только в стоимости, но и в том, что нужно планировать будущее ребенка натурально с рождения. В этом случае быстро придет в голову и международная школа прямо по месту жительства, и даже нужный университет.

согласна)) главное - знать о всех возможных вариантах, любить своих детей, и давать им возможности, не ожидая от них дивидендов - наверное, это самое сложное

Маша Шостак Комментарий удален редакцией

А тот факт что ребенок который выехал учиться за рубеж после 9-10 лет уже  не избавиться от акцента и тем более в 15 или 17 лет, адабтироваться может быть сложнее и из-за языка, даже если он его прекрасно знает, и потому что системы образования другие. Например на Западе работают в школе в командах, дети более раскрепощены и учатся с начальных классов высказывать мнения, быть лидерами , в отличие от российских школ.Шансов поступить в престижные университеты не велики, или адаптация  тоже может быть не легкой и травматичной. Мне кажется маленькие дети адаптируются легче и быстрее в маленьком возрасте, ну и когда семья близко. Но я понимаю тех родителей, у которых не получается переехать по разным причинам, а образование хочется дать достойное или более безопасное место для жизни выбирают и идут на жертвы, лишая себя возможности жить вместе. Родители должны  понимать душевную организацию своего ребенка, не все дети могут быть подготовлены учиться в интернатах.

ребенок который выехал учиться за рубеж после 9-10

Анна, у меня очень много друзей, которые приехали и в 10, и в 13 и в 14 - и у них совершенно нет акцента.

Это радует, потому что на примере своих друзей я слышала, что есть возрастной рубеж, это 10-13 лет, а после него уже невозможно избавиться от акцента, это личное, просто мне нравиться когда человек знающий язык говорит без русского акцента, восприятие у иностранцев тоже другое, у французов например, они  любят чистый французский.

Правильно или нет отправлять ребенка в "интернат", относится к тем вопросам, на которые нет ответа. Это как раз тот случай, чтоThere is no way to know! То есть неизвестно, как оно сложится. Дети разные, обстоятельства в семье разные, школы разные, ожидания родителей разные...Категоричное мнение, вынесенное в заголовок, а также слово интернат,ассоциирующееся со всем худшим в советской образовательной системе - неверно

Эту реплику поддерживают: Анна Полянина